Класс: первый.
УМК: Школа России (можно использовать в других УМК).
Учебный предмет: литературное чтение.
Авторы учебника: М.В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова «Родная речь» - 1 класс. – М. «Просвещение», 2006.
Тема урока: «Сказка за сказкой».
Цель урока: создать условия для обобщения знаний учащихся о сказке, как литературном жанре.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с общими признаками сказок на примерах русских народных сказок;
- Развивающие: развивать познавательную активность, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли, прививать интерес к чтению книг;
- Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, к творчеству и традициям своего народа, воспитывать вдумчивого читателя;
- Здоровье сберегающие: учить заботиться о своём здоровье.
Тип урока: урок – путешествие.
Оборудование урока: карточки для работы в парах и в группах, маски героев к сказке «Репка», плакаты: «Карта путешествия», «Приметы сказок», выставка русских народных сказок, выставка рисунков «Мои любимые сказки», фишки для учащихся.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Приёмы реализации методов: беседа, театрализация, работа с текстом, анализ, моделирование, самостоятельная работа.
Средства обучения: стимулирующий материал (плакаты, карточки для работы в парах и группах, учебник, фишки для самооценки результата своей работы)
Система контроля: сочетание самоконтроля с контролем учителя.
Список использованной литературы:
- Русская народная сказка «Лиса и журавль»
- М.В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова «Родная речь» - 1 класс. – М. «Просвещение»,2006г
- Методическое пособие. Лободина «Поурочные планы по учебникам М. В. Головановой, В. Г. Горецкого Л. Ф. Климановой литературное чтение 1 класс. – Волгоград. «Учитель»,2008 г.
- С. В. Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс - М..»ВАКО»,2006 г.
- И. Ф. Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс - М..»ВАКО»,2006 г.
Цель:
- обобщить знания детей о сказке, как литературном жанре, показать признаки сказки, опираясь на русские народные сказки;
- прививать интерес к творчеству своего народа, любовь к чтению; книге, развивать речь, мышление, смекалку;
- воспитывать любовь к своему народу, его творчеству и мудрости.
Оборудование: карточки для работы в парах, лото и карточки для работы в группах, маски героев к сказке «Репка», текст сказки «Лиса и Журавель», карта путешествия, плакат «Приметы сказки», выставка книг с русскими народными сказками, выставка рисунков детей «Мои любимые сказки», стаканчики с фишками за правильные ответы на вопросы в ходе урока, скороговорки «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок», « Щуку я тащу, тащу. Щуку я не утащу»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока чтения
- Какими видами деятельности хотели бы заниматься на уроке чтения? (Читать, рассказывать друг другу, прочитанное, читать на скорость, работать с чистоговорками).
- Какие цели поставишь на урок для себя лично? ( Внимательно слушать учителя, одноклассников, выразительно читать, активно работать на уроке, чтобы набрать много фишек за правильные ответы на вопросы урока)
3. Разминка.
Подготовка речевого аппарата:
- По плакату;
- По цветовой таблице слогов и слов.
- Работа над скороговоркой:
«Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не утащу»
- Прочитай скороговорку медленно, а затем увеличивай темп своего чтения. Следи за правильностью произношения слов.
- Почему было трудно читать быстро и правильно?
- Какие звуки повторяются в этой скороговорке?
- Раздели строчку на отдельные слова.
ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ;
ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ;
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА
- Прочитайте эти выражения ещё раз.
- Где встречались вы с ними раньше?
- Кто помнит, как называются такие выражения? (сказочный зачин – начало сказки)
4. Чтение темы с доски. Постановка учебных целей урока. Карта путешествия.
- Какие цели нашего урока сегодня? ( Обобщить, имеющиеся знания о сказке)
- Что должны сделать сегодня? ( Пройти путь по карте – путеводителя) Для чего нужно это сделать? ( Увидеть, что общего в сказках, ответить на вопросы: «Почему сказки передавали из уст в уста?», « Какой смысл вкладывали люди в сказки?», «Почему важно было сохранить содержание сказок, передавая их из поколения в поколение?»).
5. Беседа.
- Как называется раздел учебника, над которым мы с вами работали на прошлом уроке? (Устное народное творчество)
- Почему он так называется? (Люди передавали сказки друг другу из уст в уста)
- Сказки какого народа были на уроках? («Репка», «Колобок»)
6. Выставка книг и выставка рисунков «Мои любимые сказки» (домашнее задание к уроку)
- Давайте рассмотрим выставку книг из школьной библиотеки.
- Кто автор сказок? (Русский нард)
- Почему на книгах указано в обработке А.Н.Толстого, Афанасьева, Даля?
- Люди, которые рассказывали сказки - бахари.
-А теперь, давайте посмотрим, какие сказки вы уже знаете и полюбили.
-Все ли сказки являются народными сказками? (На выставке есть авторская сказка - А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»).
7. Игра в лото «Собери сказку».
Работа в группах. Сказки:
1 группа: «Колобок»
- С кем встретился колобок, катясь по дорожке?
2 группа: «Курочка Ряба»
3 группа: «Яичко»
- Почему один и тот же сказочный сюжет и герои в сказках, а названия сказок разные?
4 группа: Пересказ и театрализованное представление «Репка».
Обобщение ответов детей.
- Кто герои в этих сказках? (Герои русских сказок- простые люди)
8. Клад волшебных вещей.
- Назови сказки, из которых вещи попали в клад. (Лиса и журавль, Лягушка – царевна, Гуси – лебеди, Каша из топора, Сивка – Бурка, Крошечка – Хаврошечка)
9. Музыкальная пауза «В траве сидел кузнечик».
10. Работа в группах «Угадай-ка».
- Прочитай отрывок
- Определи героя сказки?
- Назови сказку?
1 группа: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса. – «Заюшкина избушка»)
2 группа: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». (Корова. – «Хаврошечка»)
3 группа: «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк. – «Волк и семерокозлят»)
4 группа: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок. – «Кот, петух и лиса»
5 группа: «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша. – «Маша и медведь»)
11. Рифмовки. Чтение по группам.
- Прочитайте рифмовки из сказок
- Придумайте движения для физкультминутки к своему отрывку
1 группа:
Ку-ка-реку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон.
2 группа:
Я, коза-дереза,
За три гроша куплена,
Полбока луплено,
Топу-топу ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.
3 группа:
Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова головушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
4 группа:
Я, колобок-колобок,
По коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметанке мешан,
В печку сажен.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
От тебя, зайка, подавно уйду
12. Физкультминутка.
(Дети выполняют движения за представителями самых смелых групп, которые представили свои варианты физкультминуток к отрывку из сказки)
13. Беседа. Работа с текстом сказки «Лиса и журавль»
- Когда были придуманы эти сказки? Докажите это текстом из сказки «Лиса и Журавль». Найди устаревшие слова.
- Найди в сказке слова, которые выражают основную мысль («Как аукнется, так и откликнется»)
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Троекратный повтор в сказке
- В сказках встречаются устойчивые выражения, такие как давным-давно, видано – невидано, строго-настрого…
- Для чего эти слова использовались в сказках? (Чтобы передать усиление эмоционального восприятия, т.е. в значении « очень»)
- Работа с пословицей:
Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок»-Объясните, как вы понимаете эти слова?
Обобщение ответов детей: сказки пришли из прошлого нашей Руси. Отражают быт и события времени. Передают мудрость своего времени потомкам
14. Работа в парах
- Благодаря русским народным сказкам в нашей речи появились поговорки и яркие эмоциональные сравнения.
- Продолжи выражения, соединяя со словами второго столбика:
Хитёр как… |
|
Заяц |
Голоден как… |
|
Рыба |
Упрям как… |
|
Волк |
Здоров как… |
|
Баран |
Грязный как… |
|
Бык |
Труслив как… |
|
Свинья |
Нем как… |
|
Лиса |
15. Беседа.
- Для чего люди сочиняли сказки?
- Чему учат сказки?
- Какую мудрость народ хотел передать поколениям, живущим после них?
- Чем заканчивается сказка? (концовка сказки)
16. Итог урока. По таблице «Приметы сказок»:
- Что общего у всех сказок?
Обобщение ответов детей: сказки передают традиции русского народа, жизненный опыт, красоту русского языка, красоту, величие и благородство русской души
17. Оцените свою деятельность на уроке?
- Кому сегодня на уроке было интересно путешествовать по сказкам?
- Кто запомнил приметы сказок?
- Сколько фишек заработали за урок?
- Кто хотел бы прочитать новую сказку?
Список использованной литературы:
- Русская народная сказка «Лиса и журавль»
- М.В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова «Родная речь» - 1 класс. – М. «Просвещение»,2006г
- Методическое пособие. Лободина «Поурочные планы по учебникам М. В. Головановой, В. Г. Горецкого Л. Ф. Климановой литературное чтение 1 класс. – Волгоград. «Учитель»,2008 г.
- С. В. Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 3 класс - М..«ВАКО»,2006 г.
- И. Ф. Яценко «Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс - М..«ВАКО»,2006 г.