Классный час в 3-м классе "Право на веру. Учимся быть терпимыми"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель:

  • способствовать формированию уважительного отношения к верующим различных конфессий, терпимости к людям иного мировоззрения.

Задачи:

  • презентация исследовательских работ учащихся;
  • создание условий для осознания учащимися понятия «терпимость»;
  • развитие у учащихся мышления, связной речи, познавательного интереса, расширение кругозора.

Подготовительная работа

а) Предварительное анкетирование.
б) Информационный классный час «Религии мира» с рассказами о христианстве, мусульманстве, буддизме, иудаизме.
в) Помощь детям в презентации исследовательских работ о религиях, наиболее распространённых в г. Кирове.
г) Подготовка медиапрезентации по теме классного часа.

Анкета для учащихся

К какой религии ты себя относишь?

– К православным христианам
– К мусульманам
– Затрудняюсь ответить
– Другой ответ

Учебные материалы:

1) экран, компьютер, медиапроектор;
2) медиапрезентация по теме классного часа;
3) 2 круга, вырезанных из ватмана;
4) наклейки по количеству участников;
5) по количеству групп:

– «Словарь русского языка» Д.Н. Ушакова,
– конверты «Письмо мальчика»,
– конверты «Осенние листья».

Возраст участников: 9–10 лет.
Место проведения:
классный кабинет.
Продолжительность: 40 минут.

Сценарий классного часа

1. Мотивация. Постановка темы классного часа

Учитель: Посмотрите на экран (Приложение 1, слайд 1) и скажите, в каком мире вы хотели бы жить? Почему?

– Я согласна с вами. Скучно жить там, где всё абсолютно одинаковое. Мне бы тоже хотелось жить в таком ярком мире, где есть разнообразие, где разные люди улыбаются и радуются друг другу.
– А этот мир похож на тот мир, в котором мы живём?
– В нашем мире люди одеваются одинаково или по-разному?
– А мысли у них разные или одинаковые?
– А как вы считаете, все люди в нашем мире верят в одного Бога или в разных?
– Конечно, вы правы. В нашем мире люди верят в разных богов, и каждый человек имеет право на свою веру. Тема нашего классного часа: «Право на веру. Учимся быть терпимыми». (Слайд 2)

2. Сообщения детей

Учитель: На прошлом классном часе мы говорили о разных религиях, которые существуют на Земле. Сегодня наши ребята подготовили небольшие работы о тех религиях, которые наиболее распространены в городе Кирове. Послушаем выступления ребят.

Ученик 1: В Кирове большинство жителей считают себя христианами (слайд 3). Их религия – христианство, так как они обращаются с молитвой к Иисусу Христу. Храм у христиан называется церковь или собор. В Кирове их около 20, например, Успенский собор в Трифоновом монастыре, куда мы ездили на экскурсию. Службу в церкви ведёт священник. Священная книга христиан – Библия. Главные праздники христиан – Рождество и Пасха.

Ученик 2: Кроме христиан, в Кирове живёт много мусульман (слайд 4). Их религия называется ислам. С молитвой мусульмане обращаются к Аллаху. Мусульманский храм называется мечеть. В Кирове одна мечеть. Службу в мечети ведёт мулла. Священная книга мусульман – Коран. Главные праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Ученик 3: Часть жителей не верит ни в Бога, ни в Аллаха (слайд 5). Таких людей называют атеистами. В переводе с латинского языка это слово обозначает «отрицаю Бога». Атеисты считают, что богов не существует – их выдумали люди. А мир и человек живут сами, а не по воле богов.

Ученик 4: Мы провели в классе анкетирование (слайд 6), задали ребятам вопрос «К какой религии ты себя относишь?» На диаграмме видно, что к православным христианам относят себя 69% (20 человек), к мусульманам – 12% (2 человека), затруднились ответить 19% (3 человека).

Учитель: Итак, мы услышали, что все люди (слайд 5) делятся на верующих и неверующих, или атеистов. Среди верующих в нашем городе большинство христиане и мусульмане.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры? (Ожидаемые ответы: доброта, доброжелательность, уважение, миролюбие, чуткость и т.п.)

– Вы правы, но существует ещё одно важное качество, которое называется «терпимость». Попробуйте объяснить значение этого слова.

(Ответы учащихся.)

3. Групповая работа

Учитель: У вас на столах лежат словари. Сейчас вы откроете их и проверите, правильно ли вы понимаете значение слова «терпимость» (работа групп учащихся со словарями).
– Итак, что такое «терпимость»?
– Прочитайте (слайд 7) ещё раз и постарайтесь запомнить это новое, но очень важное слово.
– Так каким же качеством ещё должен обладать человек по отношению к людям другой веры?

Учитель: Нужно уважать других людей вне зависимости от того, какого цвета у них кожа, какие глаза или волосы, русские они или являются людьми другой национальности, верят ли они в Иисуса Христа, в Аллаха или совсем не верят в Бога. То есть надо быть терпимыми.
Сегодня на нашем классном часе присутствует гость – священник отец Александр. Он пришёл, чтобы поговорить с нами о том, как важно быть терпимыми.

4. Выступление гостя

Если нет возможности пригласить священника, учитель рассказывает сам, используя Евангельскую притчу о самарянине.

5. Анализ ситуации

Учитель: А сейчас я предлагаю обсудить письмо одного мальчика о том, какой случай он наблюдал в электричке, и ответить на вопрос: какие правила нарушили люди? (Самостоятельное чтение текста письма:
«…Мы с родителями ехали на дачу в электричке, когда в вагон вошли две девушки и начали раздавать книги о единственном правильном Боге со сложным именем, которое я не запомнил. Они долго уговаривали пассажиров и говорили всем, кто не возьмёт книги, что их Бог нашлёт на них болезни. Разве можно навязывать людям свою веру? Как я должен был поступить в этом случае?»

(Ответы детей.)

Учитель (систематизирует ответы детей): Никто не имеет права осуждать человека за выбранную им религию или неверие. Нельзя принуждать, во что верить или не верить. Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру, не навязывать свою. Современное общечеловеческое правило-закон говорит: во что верить, а во что нет, человек может решать только сам. Подсказчиками ему должны служить только его разум и его совесть, а не чьё-то принуждение. Это право каждого человека называется свободой совести и записано в главном Законе нашей страны – Конституции.

6. Игра «Все мы – разные». Групповая работа

Учитель: А сейчас давайте поиграем. Найдите среди осенних листочков деревьев два абсолютно одинаковых хотя бы по трём признакам (размеру, форме, цвету).

– Почему природа не создала одинаковых листьев?
– Можно ли было выполнить это задание?
– Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое абсолютно похожих друг на друга?
– Все люди на Земле разные (слайд 8), но все одинаково важны и нужны.

7. Обобщение по теме

Учитель: Давайте повторим всё, что мы узнали сегодня. Вставьте пропущенные слова (слайд 9).

«Человека можно назвать терпимым, если он
– … права других людей;
– принимает … таким, какой он есть;
– уважает право человека быть …;
– признаёт других … себе;
– терпим к … мнению и вере.

Слова для справок: чужому, уважает, другим, равными, человека.»

8. Рефлексия

На доске два круга, вырезанных из ватмана. Один раскрашен разными красками, второй одним цветом.

Учитель: Заканчивая наш разговор, давайте (слайд 10) выберем свой мир. Нужно просто приклеить свою наклейку на один из этих кругов.

9. Подведение итогов

Учитель: Итак, большинство из вас выбрали мир (слайд 11), в котором все люди разные.

– А один из вас прикрепил свою наклейку на другой круг. Что вы ему скажете? (Ожидаемый ответ: вы имеете право на другое мнение, и мы, как люди терпимые, его уважаем. Или: ничего не скажем, ведь он имеет право на своё мнение.)

Если все дети выбирают цветной круг, учитель прикрепляет свою наклейку на одноцветный круг и задаёт тот же вопрос.

– Давайте не будем забывать о том, что в нашем многообразном мире нужно быть … (терпимым). И не важно, какую веру ты исповедуешь. Главное – всегда оставаться человеком, потому что Земля – наш общий дом, в котором каждый человек должен чувствовать себя уверенно и спокойно, независимо от веры.