Веселое шествие дымковских игрушек. Лепка из пластилина игрушки по мотивам дымковской росписи "Индючок". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Учебно-воспитательные задачи урока:

  • расширять и уточнять знания детей о народных промыслах;
  • совершенствовать приёмы лепки сложной фигуры из целого куска глины (пластилина);
  • обогащать и закреплять приёмы восприятия;
  • отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки;
  • развитие умения соблюдать порядок на рабочем месте;
  • развитие организационных умений и навыков;
  • развитие мелкой моторики пальцев руки;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

Для учителя:  образцы глиняных  игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская и др.) фотографии дымковских игрушек, иллюстрации художника Е. Поповой в альбоме « Глиняные расписные», таблицы с элементами дымковской росписи,  таблица методической последовательности, таблица «Правила лепки. Соблюдение порядка на рабочем месте».

Для учащихся: рабочая тетрадь по основам декоративно – прикладного искусства «Дымковская игрушка» Г. А. Величкиной, Т. А. Шпикаловой, стеки, пластилин, подкладная доска, тряпочка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1) Проверка готовности учащихся к уроку.
2) Игра «Подготовь своё рабочее место».
3) Наведение рабочего порядка.

2. Сообщение темы, целей и задач урока

– Сегодня на уроке мы будем  лепить из пластилина  весёлую птицу-игрушку. А кого мы будем лепить, вы узнаете, отгадав загадку:

Надуется, натужится,
Начнёт болтать,
По-чудному лопотать.

– Кто это? (Индюк)

– Что вы знаете об этой птице? Какой у неё характер?

3. Объяснение нового материала.

1) Словарная работа: глина, пластилин, стека, народные промыслы, орнамент, узор.

Глина – природный материал, который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного изделия. Из неё делают кирпичи, посуду, черепицу, керамические изделия и др.
Пластилин – материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров и красителей.
Стека – инструмент, которым пользуется скульптор при лепке для обработки поверхности скульптуры.
Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические и изобразительные элементы.
Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.

2) Вводная беседа по теме «Народные промыслы"

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей нашей стране живут такие люди – это художники – умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с вами, познакомимся сегодня. Места, где живут эти художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, а мы с вами познакомимся пока лишь с тремя – теми, где делают глиняную игрушку, – Дымково, Филимоново, Абашево.
Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская; её ласково и нежно называют «дымка», потому что делают её в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на берегу Вятки.
Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название Дымковская слобода, а игрушки также именуются дымковскими. Жители этой слободы все, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

– Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем эти игрушки похожи друг на друга? (Белым фоном.) Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно сформулировать вопрос по-другому:
– Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку? (Белой.)
– Правильно, белой, оттого что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
– Какими ещё красками раскрашены игрушки? (Дети называют цвета.)
– Посмотрите, какие узоры вы видите на игрушках? (Полосочки, клеточки, кружочки.)
– Нравятся вам эти игрушки? Кому какая игрушка нравится больше всех? Почему? (Маленькие, добрые, весёлые, красивые, радостные и т. д.)
– А вот эти игрушки из деревни Филимоново, что в Тульской области. (Учитель показывает другую группу игрушек.) Посмотрите, они как будто немного вытянуты.
– А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещины, которые приходится заглаживать при  помощи мокрой тряпочки, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает и изделия становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придаёт им изящество и стройность.
– Посмотрите, какие цвета имеют  филимоновские игрушки? (Красный, малиновый, тёмно – синий, зелёный.)
– Они такие же как у дымковской игрушки или другие? (Дети должны подметить особенности: белый фон, вытянутость игрушки, отличительные элементы узоров.)
– А теперь я познакомлю вас с удивительными работами мастеров-художников из села Абашево Пензенской области. Посмотрите, это олени, львы, козлики, бараны, петушки. Это игрушки добрые, радуют всякого, кто смотрит на них. Эти игрушки ещё называют поливными, так как они полностью покрашены краской одного цвета и обязательно украшены золотой или серебряной краской, а шерсть на игрушках  изображают маленькими лепестками, чешуйками, кудряшками. У многих животных  рога разной формы: у коровы кроткий нрав, вся она большая и медлительная, отсюда и рога у неё округлые, а у известных на селе драчунов – козла и барана – рога острые, как сабли.
– А теперь посмотрим на все игрушки сразу и попробуем определить, что у них общего и что отличает их друг от друга.
– Из чего сделаны игрушки? (Из глины.)
– А размер игрушек одинаковый? (Они все маленькие, небольшие.)
– Почему игрушки делают яркими, нарядными? (Их делают на праздник, чтобы радовали всех.)
– А теперь, закройте глаза. Сможете ли вы узнать, какая это игрушка? (Учитель берёт любую игрушку в руки.)
– Открываем глаза. Кто скажет, какая у меня игрушка в руках?

3) Работа по таблице методической последовательности.

Таблица методической последовательности лепки сказочного индюка

А) Анализ образца:

– Из каких основных частей состоит игрушка?
– Какую форму имеют шея, хвост, ноги игрушки?
– Почему такую игрушку можно назвать декоративной? По каким признакам?

Б) Лепим игрушку пластическим методом: из куска глины (пластилина), определяем упрощённую форму туловища (хвоста, шеи) (рис. 1).

Рис. 1

В) Придаём пальцами приблизительную форму индюка способом оттягивания (ис. 2).

Рис. 2

Г) Продолжая лепку способом оттягивания, выполняем детализацию игрушки (головы, хвоста, туловища, конечностей) (рис. 3).

Рис. 3

Д) Если игрушка вылеплена из пластилина, то роспись её выполняется узорами, вылепленными из пластилина (горошинами, волнистыми линиями и др.).

4. Практическая работа учащихся.

Текущий инструктаж по правилам лепки и соблюдению порядка на рабочем месте.
Так игрушка имеет сложное строение, необходимо использовать для облегчения работы таблицу методической последовательности и рисунок в  тетради.
Учитель оказывает индивидуальную и фронтальную помощь учащимся.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину расслабить)
Больше спать не захотел (встать из-за  парты)
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками)
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся (маховое движение руками, кружение)

5. Рекомендации к оформлению игрушки

Нужно обратить внимание детей на взаимосвязь формы игрушки и её росписи. В работе использовать таблицы элементов, встречающихся в  дымковской росписи. Узор и орнамент дети должны составлять самостоятельно. Это развивает их творческие способности.

6. Итог урока

1) Оценка изделий только положительная.

Акцентируется внимание на том, что получилось. При этом необходимо учитывать старания детей. Отмечать изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.

2) Обобщающая беседа

– Какие центры народных промыслов вы знаете? Запомнили?
– Какие особенности оформления дымковских игрушек?
– Какие особенности оформления филимоновских игрушек?
– Абашевских игрушек?
– Какую роль играют народные игрушки в жизни человека?

3) Уборка рабочего места