Цели:
- Обобщение знаний по иконографии;
- Познакомить с иконографическими изводами Богородицы.
Задачи:
Познавательная:
- Раскрыть содержание иконографических изводов Богородицы;
- Выработать собственную эстетическую оценку.
Развивающие:
- Развитие монологической речи;
- Умение выражать свои мысли;
- Развитие сенсорной сферы (глазомер, точность и тонкость развития цвета, тени, формы);
- Развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- Приобщение к русской культуре;
- Формирование духовности, эстетического вкуса.
Ход урока
Разбить класс по группам (по цвету)
Учитель: Здравствуйте, ребята. При входе в класс подумайте – какой цвет наиболее полно отражает ваше эмоциональное состояние на данный момент.
Учащиеся записываются на трех листах разного цвета.
I. Актуализация и проверка знаний.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с древнерусской живописью – с иконами, которое начали на прошлом уроке.
– Каждая группа за правильный ответ будет получать баллы. И в конце урока мы подведем итоги, выясним кто же из вас сегодня самый лучший знаток древнерусского искусства.
– Давайте вспомним, что такое икона?
(Учащиеся дают ответы)
– Сейчас каждая группа получит первое задание.
Предлагается кроссворд всем трем группам на 1,5–3 мин. (Приложение 1)
– Когда работа будет закончена, то вся команда должна поднять правую руку.
– Какое слово у вас получилось по вертикали? (иконография)
– Что такое иконография? (Это строго установленная система изображения образов святых и религиозных сюжетов)
– Что включают в себя иконографические каноны?
II. Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к иконе, которая пользуется особой любовью иконописцев.
Звучит молитва «Песнь Пресвятой Богородице»
– Закройте глаза, вслушайтесь в слова музыкального фрагмента, определите – О какой иконе будет идти речь на сегодняшнем уроке? (Об иконе Богоматери).
Рассказ учителя на фоне видеоряда (Презентация)
– Богоматерь издревле считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются и благословляются. Её образ – духовный образ матери рода человеческого, милосердной, утешающей, заступающейся.
Выставляется общий рад икон.
– Посмотрите внимательно на эти иконы. Как можно сгруппировать эти иконографические изводы Богородицы? (на три группы)
– Сейчас один представитель каждой группы подойдет и выберет одну из репродукций для всей своей группы. У вас на столе есть таблица (Приложение 2), которую необходимо заполнить.
– Каждая группа зачитывает описание иконографического извода. Остальные группы заполняют оставшиеся строки таблицы.
III. Закрепление.
– Посмотрите еще раз на иконографический извод (слайд 13 презентации). Назовите типы икон. Объясните, пользуясь своей таблицей.
Учитель на фоне музыки:
– Русская икона…
В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, ощущение гармонии.
Юлия Жадовская (1824-1883) «Молитва к Божьей Матери»
Мира заступница, Матерь воспетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой!
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи:
В царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи!
– На Руси было великое множество чудотворных и явленных икон Божьей Матери. Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская…
Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и её икон.
IV. Домашнее задание.
Дома подготовьте сообщение на тему: «Как иконы Богородицы связаны с различными событиями нашей истории».