Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Известный немецкий философ Иммануил Кант сказал: «Рука – это мысль, вышедшая наружу». Младший школьник учится руками, поэтому занятия связанные с мелкой моторикой рук очень важны для учащихся начальной школы.
Виды внеурочной деятельности: туристско-краеведческая, спортивно-оздоровительная, трудовая, досугово-развлекательная, познавательная, игровая, социальное творчество, художественное творчество, проблемно-ценностное общение. В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:1) расширение знаний, приобретаемых на уроках; 2) получение новых знаний.
В своей экспериментальной работе использовала четыре вида внеурочной деятельности.
Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулятивных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулятивных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов. Этот вид деятельности помог развить у детей познавательные процессы: память, мышление, воображение, речь. Внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (актерское мастерство, рисование) Во 2 классе по произведению А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» проводился мини-спектакль. Этот вид деятельности помог развить память, воображение, речь.
Досугово-развлекательная деятельность. Это приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (походы в театр, концертный зал, галерею) Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (концерт, праздничный «огонёк») В школе проводился праздник «Новогодняя интермедия», который составила Ештокина О.В. На этом мероприятии у учащихся развиваются познавательные процессы: память, воображение, мышление. Вовлечение участников в совместное действие, выступление перед аудиторией. Педагоги могут использовать сценарий в своей работе.
Трудовая деятельность приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (кружковые занятия техническим творчеством) Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами ЛЕГО. Начиная со свободной игры с конструктором, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей по инструкциям, а затем к групповым творческим техническим проектам.
Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, не ограничена временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеурочной деятельности и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования. Благодаря внеурочной деятельности учащиеся приобретают умения работать с конструктором, готовить мини-спектакли, праздники, а также выступать перед детской и взрослой аудиторией.
Список используемой литературы:
1. Рапацевич Е.С. Современный словарь по
педагогике. – Минск: «Современное слово», 2001.
2. Дик Н.Ф. Цель – дружный класс. –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников. – М.: «Просвещение», 2010.
4. Горского В.А. Примерные программы
внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
5. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа
в начальных классах. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2008.