Анализ исходной ситуации
В начале третьего тысячелетия учитель должен готовить детей к роли творцов будущего. И это не просто пожелание- это условие выживания нашей цивилизации.
Грядущее общество информации ставит перед образованием задачи по воспитанию специалистов, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и применять их на практике;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть в реальной деятельности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
В связи с этим можно отметить два этапа последовательно осуществляющихся в международном образовательном пространстве:
- Внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с индивидуальными особенностями.
- Перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.
В этой связи самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.
Следовательно, в процессе контроля и оценивания учителю необходимо отслеживать не только результат, но и его динамику, а также динамику формирования ценностных ориентаций и личностных качеств с помощью целостной системы контроля и оценивания достижений учащихся. Задача - сделать контроль стимулирующим, мотивирующим, управляющим и не страшным для ученика, чтобы обучаемый, зная свой «неиспользованный резерв» и выстраивая индивидуальные цели по результатам контроля, регулярно и систематически стремился к самоизменению.
Практика показывает, что ученики 5-6 классов не в состоянии проконтролировать выполняемую ими работу, но они должны это уметь. Эта работа начинается с того, что школьника надо научить находить ошибки у другого человека (контроль); таким другим человеком может быть товарищ по классу и, в отдельных случаях, учитель. Со временем ученик начнет переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Процесс перехода от контроля до самоконтроля длительный и ученик к 9-му классу должен владеть навыками контроля и самоконтроля и:
- Уметь оценить полученный ответ, идею решения и т. д.;
- Оценить ответ ученика частично и полностью;
- Уметь высказывать критические замечания (ученику и учителю);
- Вести диалог;
- Рационально распределять время (необходимое условие для успешных результатов ЕГЭ и ГИА в основной школе);
- Отстаивать свое мнение.
- Четко видеть динамику своего личностного роста (сравнивать прежний уровень достижений с достигнутым уровнем).
- Должен стать компетентностно-образованным в своей деятельности. Это необходимо для успешной реализации своих учебных достижений, личного роста и самоопределения, т.к. многие после окончания основной школы уходят в самостоятельную жизнь, где нет четкой инструкции.
На протяжении многих лет работы в школе, мне как классному руководителю часто приходилось сталкиваться с ситуацией: прибегает ученик пятого класса и начинает жаловаться о неправильности выставленной ему отметки за выполненную им работу (контрольную, лабораторную работы, тесты и т.д.)
Затем недовольство высказывают родители на родительском собрании. Начинается развиваться конфликтная ситуация, от которой страдает ученик, учитель, родители. Нарушается душевное спокойствие ученика, учителя, родителя, Порождается неверие в учителя, ученика в собственные силы и озлобленность по отношению к внешнему миру.
Ученик замыкается в себе и т.д.
Сложность ситуации усугубляется ещё и тем, что в начальной школе дети привыкли видеть одного учителя, слышать одни требования, видеть одну систему оценивания. С переходом в 5 класс ученик попадает в образовательное пространство, где много учителей, со своим взглядом на оценивание ученического труда. Подросток ощущает дискомфорт. Анкетирование показало, что 35% учащихся 5-го класса не довольны своими оценками. У 40% учащихся повышен уровень тревожности, 30 % этих детей не желают посещать школу.
Если бы ученик смог адекватно оценить свою деятельность, то можно было бы избежать таких тревожных ситуаций. Этому умению – умению самостоятельно оценивать свои действия и их результаты необходимо учить. Значит и методика оценивания учащихся учителем должна быть иной - нетрадиционной.
При традиционной системе оценивания отметки ухудшают отношения между учениками и учителями. Создают почву для постоянных столкновений. Вызывают обоюдное недоверие, что вредно сказывается на нравственном развитии ученика. Под гнетом системы отметок, ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха. У слабых натур может вызвать психозы и привести к самым прискорбным последствиям. Они отражаются на здоровье учащихся, понижают умственную работоспособность школьников на 15-20%. Постоянные опасения получить плохую отметку вызывает неуверенность ученика в себе. Формируют ощущение неспособности справиться с трудностями. Оценочная деятельность учителя страдает скудостью, неполнотой. Одной из причин отставания учащихся в учение является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко появилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Проблема: нацеленность современной системы образования на формирование критического мышления учащихся, навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии требует применение новых образовательных технологий, в том числе новых технологий оценивания, но в школе по-прежнему общепринятой является традиционная система, по сути 3-х балльная. Принятая в школе система оценивания не позволяет увидеть динамику развития личности ни ученику, ни родителям.
Для разрешения этой проблемы возможные способы таковы:
- Усовершенствование оценочной деятельности в рамках существующей (традиционной) системы обучения;
- Перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе.
Осуществить второй способ одной школе трудно, а одному учителю почти невозможно. Поэтому автором проекта выбран первый путь.
Цель: Развитие навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии учащихся 5-9 классов.
Задачи:
- Изучить психолого-возрастные особенности подростка.
- Проанализировать имеющиеся подходы системы оценивания учащихся.
- Отобрать приемы и методики оценивания деятельности учащихся, направления на формирование навыков самооценки и самоконтроля.
- Апробировать эти методики и приемы.
- Провести диагностику полученных результатов.
Этапы разработки и реализации проекта.
- Подготовительный с сентября 2007 г. - по январь 2008 г.
- Внедренческий с января 2008 – по май 2009 г.
- Заключительный по май 2010 г.
План реализации проекта. Приложение
I. Подготовительный этап.
1. Работа с психологом школы.
Цель: Установление уровня тревожности учеников 5 класса.
2. Анкетирование учеников, учителей, родителей.
Входная диагностика.
Форма проведения:
- анкетный опрос.
- контрольная работа по математике.
Механизм проведения: анкетирование проводится учителем-предметником, кл. руководителем.
а) Анкета для ученика
б) Анкета для учителей
в) Анкета для родителей
Реализация этих действий.
Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ученика, его саморазвития, успешности обучения во многом зависит от работы кл. руководителя и учителя предметника. Мониторинг индивидуальной успешности в данном случае выступает как средство оптимизации образовательного процесса.
Периодическое отслеживание информации, которое ведётся в течении четырех лет (5,6,7,8 кл.) имеет несколько направлений (зон успешности обучения). Для сбора информации проводится небольшая анкета.
Анкета №1 (для ученика 5 класса).
Вопросы анкеты:
- мои любимые предметы (какие именно);
- мои нелюбимые предметы;
- нравится учитель и предмет;
- нравится учитель, но не интересен предмет;
- нравится предмет, но не нравится учитель;
- не нравится ни предмет, ни учитель;
- охотно ли ты идешь на урок? (нужное подчеркнуть)
Да; Нет; - получаешь ли радость от учения? (нужное подчеркнуть)
Да; Нет; - доволен ли ты своими оценками? (нужное подчеркнуть)
Да; Нет;
Итоги анкетирования показали, что 35 % учащихся 5 класса не довольны своими оценками.
Анкета №2 (для учителей).
Как Вы считаете, всегда ли согласны ученики с словесными оценками и отметками, которые учитель ставит в журнал?
а – всегда;
б – иногда;
в – никогда.
Укажите причину отрицательного поведения ученика.
а - личностные особенности;
б - недостатки семейного воспитания;
в - неправильность педагогических воздействий, в том числе и оценочной практики.
Как Вы обычно поступаете в том случае, если Ваш ученик не согласен с Вашей оценкой, его поведение или оценкой успеваемости?
а – просто не реагирую на подобные высказывания учеников;
б – начинаю убеждать ученика в неправильности его высказывания;
в – сначала проверяем свою точку зрения, затем уточняю позицию ученика, представляя ему возможность отстоять своё мнение или убедиться в ошибке.
При анкетировании обнаружилось, что 56% учителей 5-7 классов считают, будто ученики всегда согласны с их словесными оценками и отметками, которые они ставят в журнал. Следовательно, эти учителя никогда не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причину педагогических неудач в этом направлении. Любопытно отметить в связи с этим, что большинство педагогов называют причиной отрицательного поведения учеников их личностные особенности или недостатки семейного воспитания. Только 16% учителей отмечают, что отрицательные качества подростков сформировались в силу неправильных педагогических воздействий, в том числе и оценочной практики массовой школы.
Анкета №3 (для родителей)
Часто ли ваш ребенок высказывает недовольство по поводу полученной оценки?
а – часто;
б – иногда;
в – никогда.
Какие психологические состояния наблюдаются при этом?
а – не хочет идти в школу;
б – никого не хочет видеть;
в – полное равнодушие.
Ответы на вопрос анкеты показали, 10 % родителей учеников 5 класс ответили – часто, 30 %- иногда.
Специфика учебного процесса такова, что учитель часто не знает, как ученик воспринял его оценку. Большинство подростков считают, что не следует отстаивать свое мнение в случае несогласия с оценкой учителя. На вопрос: «Как вы обычно поступаете в том случае, если ваш ученик не согласен с вашей оценкой его поведения или успеваемости?» - 25% учителей ответили что они предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников, 35% сообщили, что начинают убеждать ученика в неправильности его высказывания, и только 6% педагогов отметили, что в подобных случаях они сначала проверяют свою точку зрения, а затем уточняют позицию ученика, предоставляя ему возможность отстоять свое мнение или убедиться в ошибке.
Представляя возможность ребенку отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает школьнику формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия или наоборот – неуверенность в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств – таких, как уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к переживанию).
Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.
II. Внедренческий этап.
В начале учебного года в 5 классе была проведена контрольная работа.
При анализе контрольной работы было обнаружено много ошибок. Ученикам, допустившим ошибки, было предложено найти их.
Результат получился удручающий - несколько учеников смогли справиться с этим заданием, остальные, так и не найдя допущенных ими ошибок, стали решать задачи заново.
Проведенная работа говорит о том, что в процессе обучения у школьников необходимо вырабатывать самоконтроль.
- Разработать учителю для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания.
- Создать необходимый психологический настрой обучающихся на анализ собственных результатов.
- Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы.
- Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
В самом деле, каких результатов хочет достичь учитель? Ответ на первый взгляд прост. Изучая тот или иной раздел курса, учитель обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащихся поняли, усвоили его содержание, получили определенные знания и научились их применять. Но что значит «понять», «усвоить», «понимать», «применять»? Каким образом может учитель судить о том, достигнута ли поставленная им цель? Только если есть надёжный способ удостовериться, что цели достигнуты или же недостигнуты, учитель может быть уверен в правильности своих методов, в результативности своего труда. В противном случае он от урока к уроку движется вслепую, ориентируясь только на усреднённого ученика, и узнаёт результат своего труда и труда ученика (что наиболее важно) только при проведении рубежного контроля, т.е. тогда, когда возвращаться назад уже поздно и корректировка знаний становиться невозможным.
Учителя часто сталкиваются со следующими фактами: на уроках проводится большая и разнообразная работа по введению новых понятий, на протяжении последующих уроков понятия неоднократно закрепляются; несмотря на это оказывается, что многие учащиеся не могут не только применить полученные знания, но и элементарно сохранить их.
Важным звеном обучения математике в школе является объективная содержательная оценка усвоения учащимися изучаемого материала. По балльной отметке трудно дать ответы на такие важные вопросы как: «Что школьником усвоено хорошо?», «Что усвоено плохо?» и « Что вообще не усвоено?» Ответы на указанные вопросы значимы при организации индивидуальной работы с учащимися, которая может быть развивающей для «сильных» учеников и коррекционной для «слабых».
Мною апробированы диагностические карты обученности математике. Структура диагностических карт такова: первый столбец - номера по порядку (по классному журналу), второй фамилия и имя ученика. В остальных столбцах указываются знания и умения, которые проверяются по изученной теме. (Проверка усвоения темы, раздела может быть произведена в форме текста, контрольной или проверочной работы или устного опроса, зачета. Соответственно составляется диагностическая карта, в которую вносятся параметры, по которым можно оценить усвоение темы.) В последнем столбце по четырехбалльной шкале учащимся выставляются отметки за выполненную проверочную работу. Эта отметка заносится учителем в классный журнал. Диагностическая карта по изучаемой теме заполняется учителем по каждому параметру в процессе проверки письменных заданий. На следующем после проверочной работы занятии сведения, внесенные в диагностические карты, сообщаются учащимся с помощью эпипроектора или на стенде «Экран успеваемости». Им предлагаются индивидуальные карточки с заданиями, которые они обязаны выполнить. Задания в карточках соответствуют тем заданиям, которые составили проверочную работу. Учащимся, выполнившим работу без ошибок, предлагаются задания повышенной трудности. Учащимся, допустившим ошибки при выполнении проверочной работы, предлагаются карточки с коррекционными заданиями. Далее учащиеся самостоятельно ликвидируют пробелы в знаниях, при необходимости каждого ученика консультируют учитель или ассистент учителя, одноклассник, правильно выполнивший проверочную работу. Возможна помощь родителей, репетиторов при выполнении домашних заданий. Вновь выполненные индивидуальные работы проверяет учитель, а в старших классах - ассистенты учителя. При правильном выполнении индивидуальных заданий в диагностическую карту заносится отметка на один балл выше той, что получена за проверочную работу.
В начале изучения каждой новой темы на вводном уроке учитель разъясняет содержание очередной диагностической карты, ориентирует учащихся на те знания и умения, которые будут оцениваться учителем. Это благоприятно влияет на достижение каждым учеником конкретно указанных целей. Учитывая сведения, занесенные в диагностические карты, составляются индивидуальные итоговые контрольные работы за четверть (полугодие).
Сравнения успеваемости учащихся в экспериментальных и контрольных классах показывают, что диагностические карты повышают качество обучения математике. Результативность применения диагностических карт особенно высокая в 5-6-х классах. Значимо и то, что у учащихся формируется осознанный, содержательный подход к планированию и оценке своей самостоятельной учебной деятельности.
Бесспорно, введение диагностических карт для учителя - дополнительная и кропотливая работа, но она компенсируется успехами учеников.
Диагностические карты по темам, варианты проверочных работ, индивидуальные карточки с коррекционными заданиями хранятся в кабинете математики в методической копилке, что дает возможность совершенствовать указанные средства ежегодно. См. Приложение 0, Приложение 1
Диагностика обучения школьников
Для диагностики обучения учащихся на основе их личностных достижений, использую аттестационные листы. На протяжении семи лет я веду постоянную работу по этой методике, совершенствуя заполнение листов и анализируя «плюсы» И «минусы» их применения. Начиная с 5-го класса и до окончания школы, учащиеся анализируют свою работу на уроках математики, участие во внеклассных мероприятиях, успехи и трудности.
Первым вариантом такой работы является использование «Листа успеваемости» для 5-11-х классов (приложение 2). Данный аттестационный лист отражает работу ученика на уроке: отношение к предмету, выполнение домашних работ, поведение, внимание, участие в работе класса. Заполняется такой лист в конце каждой четверти в течение 10-15 мин на последнем уроке. Более кропотливая работа отведена учителю, который на основе своего мнения заполняет эту анкету на каждого ученика. По итогам работы с «Листом успеваемости» в конце года можно проанализировать не только отношение и способность ученика к данному предмету, но и какую самооценку он имеет (завышенную, нормальную, заниженную).
Вторым вариантом является применение «Листа самоконтроля» для 7-11-х классов (приложение 3). Этот лист характеризует ученика на конкретном уроке математики: его желание изучать алгебру и геометрию; трудности, возникшие в процессе обучения, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать свои возможности. Заполнение листа самоконтроля происходит аналогично предыдущему варианту. Задача учителя при итоговом анализе «Листа самоконтроля» в графе «Примечание» - выразить свое мнение и сделать определенные выводы о помощи ученику при изучении материала.
Третьим вариантом работы с учеником на уроке может быть использование "Листов самоконтроля», состоящих из нескольких разделов (приложение 4).
I раздел «Работа на уроке» (заполняется одни, два или три раза в год по усмотрению учителя; занимает 10-15 мин. урочного времени).
II раздел «Участие в конкурсах» (заполняется аналогично, с напоминанием ученикам перечня тех конкурсов по предмету, которые прошли в это время).
III раздел «Изучение программного материала»: представлены основные темы и условия заполнения таблицы (заполняются на уроке по мере прохождения определенного материала).
IV раздел «Мнение родителей" имеет определенный интерес для учителя, даёт возможность увидеть свою работу как бы «со стороны» (заполняется на родительском собрании или дома).
V разделпредложения, пожелания, рекомендации (заполняется учителем в конце учебного года).
Работа с листами самоконтроля очень интересна; учащиеся с удовольствием заполняют листы, пишут искренне, так же как их родители. Умение анализировать свое участие в жизни класса и школы, давать оценку своей работе, прослеживать уровень своего обучения- всё это и многое другое впоследствии сыграет не последнюю роль в жизни любого школьника.
Применять аттестационные листы может любой учитель; их можно немного видоизменить (это не займет много учебного времени) и применять при изучении других школьных дисциплин.
Аттестационные листы позволяют отразить реальную работу по предмету; ориентированы на помощь учителю, ученику, родителям; являются одним из средств мотивации по предмету; представляются собой определённое педагогическое сопровождение ученика при переходе на следующую ступень обучения.См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
III. Заключительный.
Прошли четыре года напряженной, но увлекательной работы. Начался проект с учениками 5 класса, а сейчас они обучаются в 9 классе. Но работа по данной проблематике продолжается, так как она тревожит не только меня, но и всю современную российскую школу. Делая выводы, как мне не хочется говорить языком цифр, но ….
Достигнутые образовательные результаты.
В ходе проекта ученики к 9 классу:
- научились оценивать полученный ответ – 70 % учащихся.
- 80 % учащихся могут оценить ответ ученика частично или полностью.
- 60% учащихся высказывают критические замечания ученику.
- вести диалог получается у всех.
- повысилась ответственность к своей учебной деятельности.
- умеют проводить диагностику своих ошибок.
- повысился средний балл по математике.
Эти умения проявляют в участии научно предметных конференциях, предметных олимпиадах на уровне школы и района, различных конкурсах.
- Создалась такая атмосфера в школе: когда ученик с радостью бежит в школу, а учитель не дождётся встречи с ним. Сотворчество: ученик – учитель.
- Профессиональный рост учителя.
- Родился продукт «Мини справочник учителя», который стал моим помощником учителям нашей школы, надеюсь станет помощником любому учителю, а особенно начинающему учителю. Приложение 5
- «Психологический портрет подростка»- памятка для учителя.
- «Лист настроения»- средства для снятия «Психологического барьера ученика.
- Памятка для учителя «Два подхода оценочной деятельности».
- Памятка «Ситуация успеха на уроке».
- Памятка для учителя « Ценностные ориентации учителя и позиция ученика в разных (традиционной и нетрадиционной) технологиях обучения.
- Памятка «Уровни сформированности самооценки учащихся».
- Средства контроля самооценки учащихся на уроке:
а) диагностическая карта ученика 5 класса.
б) «маршрутный лист» ученика 6 класса.
в) рабочая карта ученика 7 класса.
г) контрольный лист ученика 8 класса. - Средства диагностики учебной деятельности учащихся 5-11 классов.
а) листок успеваемости.
б) листы самоконтроля.
в) лист диагностики выполнения домашних заданий.
г) лист диагностики выполнения теста и контрольных работ. - Откровение автора.
Самый главный результат, что ученик 9 класса осознанно понимает «Сегодня он стал лучше, чем вчера» т.е. ученик вырос в личность. А это уже- высокое достижение. Всё в проекте удалось, результаты достигнуты.
Тезаурус
- Контроль – есть целенаправленная деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса.
- Коррекция – деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса, направленная на устранение допущенных в его организации ошибок.
- Самооценка – это компонент деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, это оценка самого себя, своих достижений и недостатков.
- Рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания, осознания самого себя.
- Деятельность – это целенаправленная активность, дающая личностно- или общественно- значимый результат.
- Саморазвитие – обогащение своих знаний путём самостоятельных занятий.
- Компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области.
- Учитель-профессионал – это учитель, обеспечивающий условия для развития личности и умеющий обучить учащихся так, чтобы они стали мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
- Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль чего-нибудь.
- Урок – учебный час, посвящённый отдельному предмету.
- Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат.
- Оценка – это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.