Задачи.
1. Закрепить знания детей об имени существительном, учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных. Формировать умение писать с большой буквы клички животных.
2. Развивать умение различать названия животного и его кличку, память, речь, каллиграфический почерк.
3. Воспитывать аккуратность в написании слов, любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
- картина по развитию речи;
- картинки словарных слов;
- ребусы со словами: ворона, воробей;
- карточки со словами для составления предложения;
- карточки-опоры для слабых учеников;
- птички, нарисованные детьми на уроке ИЗО;
- учебник Т.Г. Рамзаева. Русский язык, 2 класс, Москва: Дрофа, 2009.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки,
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.
Учитель быстро показывает одну за другой картинки со словами:
Воробей, тетрадь, петух, сорока, пенал, ворона. (Используются картинки, ребусы, напечатанные слова).
- Сколько слов?
- Какое правило встречается в написании нескольких слов? (-оро-).
- На какие две группы можно разбить эти слова? (Отвечающие на вопросы кто? и что?; на двухсложные и трехсложные).
- Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные предметы).
- А на вопрос что? (Неодушевленные).
- Запишем эти словарные слова с комментированием.
- Назовите одним словом написанные слова, которые отвечают на вопрос кто? (Птицы).
- Какое из этих слов лишнее? (Петух).
- А по какому признаку? (Домашняя птица, двухсложное).
3. Работа по развитию речи.
- А что вы знаете про этих лесных птиц?
- Какие еще зимующие птицы вам известны?
- Что происходит с жизнью птиц зимой? (Они селятся поближе к жилью человека).
Чтение детьми поговорки:
Зимой птицы погибают не от холода, а от голода.
- А чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Мастерить кормушки и подкармливать птиц).
Работа по картине.
На доске висит картина с изображением птиц у кормушки.
- Составим несколько предложений по картине.
Составим предложение из данных слов. Запишем.
Коля, птиц, хлебными, кормил, крошками.
- Посчитайте количество орфограмм в этом предложении. (5).
- Подчеркните главные члены предложения.
- Устно составим словосочетания.
Работа с крылатыми выражениями.
- Когда так говорят?
Белая ворона (отличается от других, выделяется из общей массы).
Ловить ворон (быть невнимательным).
4. Работа над орфографической зоркостью.
На доске текст.
Забота о птицах
Была м.розная з.ма. На с.сне сидят птицы. Они ищут себе корм. Ира насыпала в к.рмушку разные семена. Птицы клюют их. З.мой птицам нужна забота.
Работа с буквенным веером. (Обратная связь)
- Какие орфограммы пропущены?
- А какие еще видите?
- Найдите родственные слова. (Корм, кормушка).
5. Физкультминутка.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости, в первый день недели,
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
6. Изучение нового материала.
- Петуха мы относим к какой группе животных? (Домашние).
- А каких еще вы знаете домашних животных?
- Почему их так называют? (О них заботится человек).
Выборочное письмо.
Лошадь, молоко, коза, сено, трава.
- На какие две группы можно разбить эти слова? (Одушевленные предметы и неодушевленные).
- Выпишите слова, отвечающие на вопрос КТО? (В столбик)
Лошадь
Коза
- Люди своим любимцам дают клички. Что такое кличка? (Имя животного).
Давайте вспомним правило написания слов с заглавной буквы.
- Подберите к написанным словам клички. Запишите рядом. (Слабым ученикам даются карточки с разными кличками животных).
- Проверяем.
Работа по учебнику.
Упражнение 244, стр.127.
- Прочитаем задание.
- Сначала проговорим устно, а затем выполним письменно .
- Как пишем названия животных? А клички?
Первое предложение ученик выполняет на доске, а остальные самостоятельно.
(Слабым ученикам даются карточки с подобранными словами, а сильным дается задание: подчеркнуть главные члены предложения).
Эта работа проводится в содружестве (в паре).
Самопроверка.
- Сверьте с написанным на доске.
1. Громко лает пес Трезор.
2. Жалобно мяукает кот Пушок.
3. На дворе мычит корова Белянка.
7. Домашнее задание.
Упражнение 245, стр.127.
8. Итог урока.
- Как пишутся клички животных?
- А какие еще слова пишем с большой буквы?
Птиц, зверей мы называем братьями нашими меньшими и заботиться о них мы должны независимо от времени года.
9. Рефлексия.
- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?
- Если на уроке вы справились со всеми заданиями, если вам все удалось, по вашему мнению, и у вас было хорошее рабочее настроение, то прикрепите свою птичку на нашу кормушку магнитиком. (У детей на партах лежат заранее нарисованные детьми птички).