Заглавная буква в кличках животных

Разделы: Начальная школа


Задачи.

1. Закрепить знания детей об имени существительном, учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных. Формировать умение писать с большой буквы клички животных.

2. Развивать умение различать названия животного и его кличку, память, речь, каллиграфический почерк.

3. Воспитывать аккуратность в написании слов, любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • картина по развитию речи;
  • картинки словарных слов;
  • ребусы со словами: ворона, воробей;
  • карточки со словами для составления предложения;
  • карточки-опоры для слабых учеников;
  • птички, нарисованные детьми на уроке ИЗО;
  • учебник Т.Г. Рамзаева. Русский язык, 2 класс, Москва: Дрофа, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки,
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Учитель быстро показывает одну за другой картинки со словами:

Воробей, тетрадь, петух, сорока, пенал, ворона. (Используются картинки, ребусы, напечатанные слова).

- Сколько слов?

- Какое правило встречается в написании нескольких слов? (-оро-).

- На какие две группы можно разбить эти слова? (Отвечающие на вопросы кто? и что?; на двухсложные и трехсложные).

- Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные предметы).

- А на вопрос что? (Неодушевленные).

- Запишем эти словарные слова с комментированием.

- Назовите одним словом написанные слова, которые отвечают на вопрос кто? (Птицы).

- Какое из этих слов лишнее? (Петух).

- А по какому признаку? (Домашняя птица, двухсложное).

3. Работа по развитию речи.

- А что вы знаете про этих лесных птиц?

- Какие еще зимующие птицы вам известны?

- Что происходит с жизнью птиц зимой? (Они селятся поближе к жилью человека).

Чтение детьми поговорки:

Зимой птицы погибают не от холода, а от голода.

- А чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Мастерить кормушки и подкармливать птиц).

Работа по картине.

На доске висит картина с изображением птиц у кормушки.

- Составим несколько предложений по картине.

Составим предложение из данных слов. Запишем.

Коля, птиц, хлебными, кормил, крошками.

- Посчитайте количество орфограмм в этом предложении. (5).

- Подчеркните главные члены предложения.

- Устно составим словосочетания.

Работа с крылатыми выражениями.

- Когда так говорят?

Белая ворона (отличается от других, выделяется из общей массы).

Ловить ворон (быть невнимательным).

4. Работа над орфографической зоркостью.

На доске текст.

Забота о птицах

Была м.розная з.ма. На с.сне сидят птицы. Они ищут себе корм. Ира насыпала в к.рмушку разные семена. Птицы клюют их. З.мой птицам нужна забота.

Работа с буквенным веером. (Обратная связь)

- Какие орфограммы пропущены?

- А какие еще видите?

- Найдите родственные слова. (Корм, кормушка).

5. Физкультминутка.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости, в первый день недели,
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

6. Изучение нового материала.

- Петуха мы относим к какой группе животных? (Домашние).

- А каких еще вы знаете домашних животных?

- Почему их так называют? (О них заботится человек).

Выборочное письмо.

Лошадь, молоко, коза, сено, трава.

- На какие две группы можно разбить эти слова? (Одушевленные предметы и неодушевленные).

- Выпишите слова, отвечающие на вопрос КТО? (В столбик)

Лошадь

Коза

- Люди своим любимцам дают клички. Что такое кличка? (Имя животного).

Давайте вспомним правило написания слов с заглавной буквы.

- Подберите к написанным словам клички. Запишите рядом. (Слабым ученикам даются карточки с разными кличками животных).

- Проверяем.

Работа по учебнику.

Упражнение 244, стр.127.

- Прочитаем задание.

- Сначала проговорим устно, а затем выполним письменно .

- Как пишем названия животных? А клички?

Первое предложение ученик выполняет на доске, а остальные самостоятельно.

(Слабым ученикам даются карточки с подобранными словами, а сильным дается задание: подчеркнуть главные члены предложения).

Эта работа проводится в содружестве (в паре).

Самопроверка.

- Сверьте с написанным на доске.

1. Громко лает пес Трезор.

2. Жалобно мяукает кот Пушок.

3. На дворе мычит корова Белянка.

7. Домашнее задание.

Упражнение 245, стр.127.

8. Итог урока.

- Как пишутся клички животных?

- А какие еще слова пишем с большой буквы?

Птиц, зверей мы называем братьями нашими меньшими и заботиться о них мы должны независимо от времени года.

9. Рефлексия.

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

- Если на уроке вы справились со всеми заданиями, если вам все удалось, по вашему мнению, и у вас было хорошее рабочее настроение, то прикрепите свою птичку на нашу кормушку магнитиком. (У детей на партах лежат заранее нарисованные детьми птички).