Цель: совершенствование умений самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи: ознакомить с тем, что из чего сделано через самостоятельную работу с текстом, развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности обучающихся, воспитывать социально-коммуникативные качества.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель объявляет блиц-опрос. Например, что такое экономика (“хозяйство” – табличка прикрепляется к доске), перечислите составные части экономики, кто ведёт хозяйство (“человек” - табличка прикрепляется к доске), перечислите предметы, которые изготавливает человек, ведя хозяйство. В результате ответов на доске появляется тема урока “Что из чего сделано”.
2. Целеполагание.
3. Работа с текстом учебника по плану заданному учителем. Примерный план.
- откройте учебник на странице…, рассмотрите рисунки;
- из чего человек изготовил эти предметы, назовите пару: предмет-материал (таблички с названием материалов прикрепляются к доске, это - “глина”, “шерсть”, “металл”, “древесина”);
- прочитайте первый абзац, ответьте, где человек добывает эти и многие другие материалы (“природа” - табличка прикрепляется к доске);
- рассмотрите полученную схему, ответьте, помогает ли природа человеку вести хозяйство, каким образом.
4. Самостоятельная работа с текстом учебника по заданию: узнать, как человек изготавливает необходимые ему предметы, например, глиняную посуду, книги, шерстяные вещи (предметы демонстрируются).
5. Физкультурная пауза.
6. Проверка задания по группам, например, по рядам. Обучающиеся первого ряда рассказывают, как рождается глиняная посуда, второго – книги, третьего – шерстяная одежда. Каждый ряд объясняет задание по цепочке (парно, как сидят за партой) по алгоритму: 1 парта – что было вначале, 2 – потом, 3 – дальше, 4 – и наконец.
7. Закрепление. Практическая работа по выбору. Учитель предлагает выполнить задания трёх видов. №1- поиграть с учителем в игру “Да-нетка”; №2 – поработать в паре с одноклассником; №3 – поработать индивидуально по карточкам.
Примерное задание №1. Дети с учителем встают в круг. Правила игры: учитель называет предмет. Если его сделал человек, то нужно присесть, если нет – руки вверх. Затем предмет может называть любой желающий игрок.
Примерное задание №2. Получить карточку с задание, например, выберите предметы, изготовленные из древесины. В классе стоит демонстрационный стол с предметами, изготовленными из древесины, глины, шерсти, металла. Пара подходит к столу, выбирает нужные предметы.
Примерное задание №3. Примерное задание: на карточке напечатаны слова, обозначающие предметы и материалы. Необходимо соединит линией предмет с материалом. Один человек выполняет задание у доски. Он работает с предметными картинками, прикрепляя также предмет-материал.
Проверка групповой работы проходит фронтально. Обучающиеся, выполнявшие задание №2, выходят к доске с выбранными предметами, озвучивают своё задание, показывают классу. Согласные в классе, например, поднимают руки вверх. Обучающиеся, выполнявшие задание №3, проверяют свою работу, сверяя ответы с ответами на доске (учитель заранее проверил человека, работавшего у доски с картинками), ставят себе отметки. Ученик, выполнявший задание у доски, делает вывод по теме урока “Из чего что сделано”.
8. Работа со схемой. Учитель предлагает вернуться к схеме, полученной вначале урока. Он задаёт вопросы: кто ведёт хозяйство, ему кто-то помогает, как, человеку помогает природа, а человек должен помогать природе (на схеме между словами “природа” и “человек” появляется вопросительный знак). Чтобы точнее ответить на этот вопрос, послушайте сказку В. Бианки “Сова”. Учитель рассказывает сказку, прикрепляя иллюстрации к доске. После прослушивания задаёт вопросы: понравилась сказка, чему она учит. Учитель снова предлагает вернуться к схеме и ответить на поставленный вопрос: должен ли человек быть природе другом? Выслушав ответы детей, учитель с согласия обучающихся зачёркивает вопрос, как ненужный.
9. Итог. Учитель проводит игру “Доскажи словечко”. Примерные утверждения: хозяйство ведёт…(человек); для изготовления каких-либо предметов человек берёт материал у…(природы); чтобы природа давала ему материалы, он должен… (беречь её и дружить с ней).
10. Домашнее задание. Найти дополнительную информацию о том, как дерево стало бумагой, и какие бывают чудеса из глины, составить план выступления, рассказать, назвать источник информации, если книга, то знать название книги и автора.