Занятие рассчитано на 40 минут. Экспериментальная и творческая часть будет доступна и интересна ученикам 2-4 классов. Дети увидят, как плоская фигура превращается в объемную, и смогут почувствовать объем, приняв участие в пространственном моделировании. Для организации мастерской нужно свободное место, где дети могли бы перемещаться, собираться в группы, располагаться на полу.
Цель: На основе различных видов моделирования дать детям представление об объемных геометрических телах.
Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор с компьютерной поддержкой, 4 короткие веревки по 1,5 м и 4 длинные по 2 м для объемного моделирования, прибор с вращающимся стержнем, на который закрепляется фигура сечения конуса (треугольник) , а затем цилиндра (прямоугольник). *Подойдет бытовой миксер, если количество оборотов позволяет увидеть образовавшееся тело вращения.
Раздаточный материал: Пластилин, обработанные спички или счетные палочки, половинки яблок.
План проведения занятия
1. Образование конуса
- опыт с образованием тела вращения на основе треугольника
- моделирование с помощью пластилина конуса
2. Образование цилиндра
- опыт с образованием тела вращения на основе прямоугольника
- моделирование с помощью пластилина цилиндра
3. Многогранники
- коллективное построение модели пирамиды
- моделирование куба из 12 одинаковых по длине заготовок (палочек)
4. Шар
- опыт с яблоком, выявляющий фигуру сечения шара
5. Проверка усвоения материала, подведение итога занятия
- соревнование знатоков
Форма использования мультимедиа-проектора: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Авторский медиапродукт:
1. Среда: PowerPoint.
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация материала (Презентация :16 слайдов) .
3. Краткое описание содержания и методика использования:
Смена слайдов происходит по щелчку.
Слайд 1. Тематическая заставка (щелчок - смена слайда).
Слайд 2. Изображение конуса (щелчок - смена слайда).
Слайд 3. Изображение цилиндра (щелчок - смена слайда).
Слайд 4. Изображение пирамиды (щелчок - смена слайда).
Слайд 5. Изображение куба (щелчок - смена слайда).
Слайд 6. Изображение шара (щелчок - смена слайда).
Слайд 7. Выбор задания нужной степени сложности (щелчок на табличку с номером класса).
Слайд 8. Задание на узнавание форм (8 щелчков поочередно - появление картинок с изображением предметов, щелчок - смена слайда)
Слайд 9. Задание на нахождение лишнего предмета (щелчок - проверка правильности).
Слайд 10. Ответ к заданию на нахождение лишнего предмета (щелчок на стрелку - переход к завершающему слайду).
Слайд 11. Кроссворд (11 щелчков поочередно - смена вопросов и ответов).
Слайд 12. Вопрос к кроссворду (щелчок на стрелку - переход к завершающему слайду).
Слайд 13. Высказывания (щелчок - подборка правильных букв, автоматическое появление подсказки).
Слайд 14. Составление слова (щелчок - все буквы собираются в слово, щелчок - переход к завершающему слайду).
Слайд 15. Оценка успешности выполнения заданий.
Слайд 16. Информация об авторских правах.
Ход занятия
Слайд 1. Титульный (название мероприятия).
1. Образование конуса
Очень часто нам приходится изображать окружающие нас предметы на листе бумаги или на доске, и, согласитесь, что все объекты, которые в реальном мире объемны, то есть которые можно рассмотреть с разных сторон: снизу или сбоку, - на листе и на доске получаются плоскими. Даже изображение на экране телевизора получается плоским, так как его нельзя рассмотреть с других сторон.
На уроках мы часто пользуемся плоскими изображениями геометрических фигур. Вспомните эти фигуры…
Но еще древние греки заметили, что из плоских фигур не построишь дом, и древним египтянам, чтобы построить пирамиду, мало было знаний о плоских фигурах.
Как же появились пространственные фигуры, которые мы будем называть объемными?
Древние люди заметили, что если треугольник очень быстро вращать, то покажется, будто он становится объемным. Сейчас мы с вами как бы переместимся в древние времена и вы увидите то же самое, что видели наши предки.
Опыт с вращающимся треугольником
(При быстром вращении треугольника дети наблюдают эффект появления конуса).
Древние греки стали давать названия объемным геометрическим телам словами, обозначающими окружающие предметы. Такая фигура, которая получилась у вас, была похожа на еловую шишку. Шишка по-гречески называлась " конос", поэтому и фигуру назвали похоже: КОНУС.
Итак, конус, значит «шишка».
Слайд 2.
Возьмите по кусочку пластилина. Попробуем смастерить такую фигуру.
(Детям можно удобно расположиться на полу)
Когда из плоской фигуры с помощью вращения получают объемную фигуру, такие тела называют "Тела вращения".
2. Образование цилиндра
Еще одна фигура получается при вращении прямоугольника.
Опыт с вращающимся прямоугольником
(При быстром вращении прямоугольника дети наблюдают эффект появления цилиндра).
Слайд 3.
Для прокатки белья женщины применяли скалку, которую по-гречески называли "каландер", поэтому все вытянутые тела с округлым сечением получили название Цилиндр.
Попробуем слепить из пластилина такую фигуру.
(В процессе моделирования дети помогают друг другу, обмениваются своими наблюдениями)
3. Многогранники
Тела вращения не имеют углов, но есть объемные фигуры с углами. Они называются многогранники. Например, древние египтяне строили огромные сооружения – пирамиды, поэтому и геометрическая фигура такой формы называется ПИРАМИДА.
Слайд 4.
Из каких плоских фигур составлена пирамида? – Из треугольников. Каждый треугольник называется ГРАНЬ пирамиды, а пол, на котором они стоят , образован четырёхугольником – это ОСНОВАНИЕ пирамиды. Посмотрите, все грани пирамиды стягиваются в одну точку – ВЕРШИНУ.
Предлагаю построить модель пирамиды с помощью восьми веревочек и стула. 4 короткие веревки вам понадобятся для основания, а 4 длинные для построения граней. Подумайте, для чего нужен стул?
(Дети сами формируют пирамиду из предложенного материала. Задача учителя - подключить всех детей к работе в группе).
Ещё один многогранник состоит из шести квадратов, и называется он КУБ.
Слайд 5.
Все грани куба одинаковы, поэтому для построения модели куба нам понадобятся одинаковой длины палочки – спички и маленькие кусочки пластилина.
(Вместе мастерим куб из спичек и пластилина).
Для 3 и 4 кл: Если вместо квадрата за основу взять прямоугольник, получится фигура Прямоугольный параллелепипед. Слово "параллельный" происходит от греческого "параллелос" - идти рядом, то есть параллелепипед содержит линии, которые нигде не пересекаются – параллельные линии.
4. Шар
И последняя объемная фигура, о которой мы поговорим, называется ШАР.
Слайд 6.
Как вы думаете, какая плоская фигура лежит в основе шара? – Круг.
Мы проверим это утверждение на примере простого яблока. Разрезаем яблоко. Какую фигуру видим? – действительно круг!
Каждый из вас получает свою собственную модель полушария с кругом в разрезе.
(Раздать детям половинки яблок).
5. Проверка усвоения материала, подведение итога занятия
Мы сегодня услышали много новых слов. Давайте вместе вспомним, о чём мы говорили, и ответим на вопросы Мастера фигурных дел.
Слайд 7.
(Учитель выбирает блок заданий в соответствии с возрастной категорией участников).
2 класс:
Слайд 8. Задание на узнавание фигур.
Слайд 9. Задание на нахождение лишнего предмета.
Слайд 10. Ответ к заданию на нахождение лишнего предмета.
3 класс:
Слайд 11. Кроссворд.
Слайд 12. Вопрос к кроссворду.
4 класс:
Слайд 13. Выбор истинных высказываний, сбор подходящих букв.
Слайд 14. Составление слова из набора добытых букв.
Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями. Мастер фигурных дел гордится вашими успехами.
Слайд 15.
Наша мастерская фигурных дел закрывается. Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось в нашей мастерской? Если захотите, можете попробовать нарисовать дома какую-нибудь объемную фигуру.
Слайд 16. Информация об используемых ресурсах.
- векторные рисунки Clip Art, - Petrosoft;
- базовые средства программы CorelDRAW;
- http://artcity.lv/page/2599/ The original Rubik’s Cube - слайд 5.
- http://trickmagicube.blogspot.com/ - слайд 2.
Все разноуровневые задания являются оригинальными разработками автора презентации.