Цель игры: привести в систему знания об инертных газах и области их применения.
Задачи:
- Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний по теме «Инертные газы» с использованием элементов игры;
- знакомство с основными областями применения и значение инертных газов.
- Развивающие:
- активизация интереса учащихся к истории химии;
- развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками;
- соблюдение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
- Воспитательные:
- способность работать в коллективе;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- воспитание потребности в знаниях, познавательных интересов;
- привитие интереса к химии.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры, , карточки для выполнения задания на соотнесение, таблицы с ребусами, бумага для ответов, тесты по технике безопасности при работе в лаборатории.
Оформление: таблицы со знаками инертных газов, музыкальные заставки в исполнении танцевальной группы
Форма. Интеллектуальная командная игра.
ХОД ИГРЫ
Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (три тура) и торжественно – поздравительной.
В игре принимают участие команды 7 школ района, которые заняли призовые (1-3 места) в полуфинальных кустовых играх. Командам заранее даётся тема игры, готовятся к ней – это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой.
Игра состоит из трёх туров, каждый из которых
включает по 13-15-18 вопросов.
Первый тур – «История открытия инертных газов»,
в которм участники знакомятся с открытиями
инертных газов, учёными открывшие эти элементы.
Второй – «Правила техники безопасности при
работе в химической лаборатории» включает
вопросы, связанные с оказанием первой помощи,
знание свойств отдельных веществ, правила
поведения в определённых ситуациях.
Третий – «Применение инертных газов» –
направлен на развитие познавательного
интереса, знаний и эрудицию участников игры.
В первом туре вопросы оцениваются от 1 до 2 баллов,
втором – до 5 баллов в зависимости от
содержания, в третьем – по 1 баллу за каждый
правильный ответ. На выполнение каждого вопроса
отводится 1 минута. На выполнение теста по
технике безопасности отводится 7-10 минут
Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Команды, занявшие первые три места в каждой кустовой игре, принимают участие в финальной игре района.
Литература:
1. Химическая энциклопедия в 5-ти томах.
2. Новый энциклопедический словарь, М. Большая
Российская энциклопедия 2001.
3. Крицман В.А. Книга для чтения по
неорганической химии, ч.1, М. «Просвещение», 1983; 1992.
4. Комкова Е.Г. Группа химических астероидов.
М. «Просвещение» , 1984.
5. Детская энциклопедия « Я познаю мир. Химия»,
М.АСТ, 2001.
6. Инертные газы и их определение, биологическая
роль. Новосибирск, НЗХК, 1990.
7. Медицинская энциклопедия.
8. Занимательная химия.
I тур
История открытия инертных газов
1. Знаминитый английский
писатель-фантаст Герберт Уэлс написал известный
каждому роман. В нём рассказывалось о нашествии
на землю марсиан. Трудное время пришлось
пережить нашей планете. Но когда погиб последний
марсианин человечество начало оправляться от
потрясений, учёные получили возможность изучить,
то немногое, что осталось от марсиан. В том числе
загадочную чёрную пыль, которая является
соединением одного из инертных газов.
Какой газ дал соединение? В каком году, и в
каком романе идёт данное описание.
Ответ: газ аргон; 1895 год; «Война миров».
2. Какие два учёных и в каком году 6 марта в Берлине определили место в Периодической системе для инертных газов?
Ответ: Д.И. Менделеев, В. Рамзай, 1900 год.
3. Какое свойство элементов независимо от Д.И. Менделеева и В. Рамзая высказал в своей идее бельгийский ботаник Л. Эрера и опубликовал стать в 1900 году.
Ответ: нулевая валентность инертных газов.
4. В каком году два учёных открыли в спектре солнечной короны новую ярко-жёлтую линию? Кто эти учёные? Какой газ открыт?
Ответ: 1868 год; Жансен и Локьер; гелий;
5. Какие инертные газы были открыты после гелия? Назовите год открытия.
Ответ: неон, криптон, ксенон. 1898 год.
6. Соединения, каких газов не смогли получить
учёные?
Ответ: гелий, неон.
7. Какой газ был получен в 1907 году при испарении жидкого воздуха? Какой учёный провёл этот опыт?
Ответ: криптон; Мур.
8. В каком году, и какими учёными был открыт самый тяжёлый представитель данной группы?
Ответ: 1900, учёные: Дорн и Дебьерн.
9. Какой газ занимает 1/ 120 начального объёма воздуха, взятого Кавеньдишем для опыта? В каком году был открыт этот газ?
Ответ: аргон, 1785 год.
10. Какой газ имел изменения в своём названии? Предложите эти превращения и укажите учёных€, принявших участие в этих превращениях.
Ответ: радон; Резерфорд – эманаций, Рамзай – нитон;
11. Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные,
В целом я – газ, дорогие друзья,
И название, думаю, ясно вам!
Ответ: ксенон.
12. Соотнесите:
тихоня – He – бело-жёлтый;
тяжёлый – Ne – бело-розовый;
лёгкий – Ar – оранжево-красный;
чужой – Kr – бесцветный;
скрытый – Xe – сине-голубой;
новый – Rn – жёлтый.
Задание оформляется на отдельном листе.
Ответ:
гелий – лёгкий, жёлтый
неон – новый, оранжево-красный
аргон – тихоня, сине-голубой;
криптон – скрытый, бело-розовый;
ксенон – чужой, бело-жёлтый;
радон – тяжёлый, бесцветный.
13. Какие газы зашифрованы в ребусах?
Ответ: аргон, криптон.
II тур
Правила техники безопасности при работе в лаборатории
1. Какие вещества требуют точного выполнения техники безопасности при работе с ними:
а – хлорид натрия;
б – сера;
в – фенол;
г – оксид углерода.
2. Металлический натрий хранят:
а – в металлической таре под слоем керосина;
б – в стеклянной таре под слоем керосина;
в – в пластиковой таре под слоем керосина;
г – в стеклянной таре под слоем керосина.
3. При отравлении фенолом необходимо:
а – вызвать рвоту и дать известковую воду;
б – промыть желудок водой;
в – промыть желудок раствором йода;
г – вызвать рвоту и дать взвесь оксида магния.
4. При химическом ожоге глаз нельзя:
а – промывать глаз водой;
б – обращаться к врачу;
в – использовать питьевую соду;
г – применять раствор уксусной кислоты;
д – обрабатывать раствором перманганата калия.
5. При отравлении хлором необходимо:
а – вдыхать спиртовой раствор аммиака;
б – пить воду;
в – вдыхать пары азота;
г – вдыхать пары раствора уксусной кислоты.
6. Ученик нагревает сосуд выше уровня жидкости, находящейся в нём. Что может произойти в данной ситуации?
а – жидкость закипит;
б – ничего не произойдёт;
в – сосуд лопнет;
г – жидкость испарится.
7. Какое важнейшее правило необходимо соблюдать при работе с газами, образующие взрывоопасные смеси с с воздухом?
а – растворять;
б – проверять на чистоту;
в – поджигать;
г – смешивать в определённых соотношениях.
8. В качестве первичных средств пожаротушения в кабинетах химии нельзя применять:
а – сухой песок;
б – накидки из толстой ткани;
в – воду;
г – огнетушители порошковые.
9. При попадании щёлочи на кожу возникает химический ожог. При оказании первой помощи необходимо:
а – промыть водой и обработать фосфорной кислотой;
б – нейтрализовать питьевой содой;
в – промыть водой и обработать поваренной солью;
г – промыть водой и обработать раствором уксусной или лимонной кислоты.
10. Этот газ вызывает раздражающее общетоксическое действие, нарушает тканевое дыхание, вызывает острую кислородную недостаточность, поражает центральную нервную систему.
а – оксиды азота;
б – оксиды углерода;
в – сероводород;
г – хлор;
д – аммиак.
11. В порошковых огнетушителях в качестве наполнителя используют:
а – ацетат натрия;
б – нитрат калия;
в – сульфат алюминия;
г – соли неорганических кислот (карбонаты, ортофосфаты, поваренную соль).
12. Для проверки утечки бытового газа в трубопроводе необходимо:
а – зажечь спичку;
б – понюхать;
в – залить водой;
г – применить мыльную эмульсию.
13. Какое действие оказывает на организм человека кислоты и щёлочи. Выберите ответы для кислот и щелочей:
а – наркотическое;
б – химический ожог;
в – благотворное;
г – омертвение тканей;
д – раздражение на верхние дыхательные пути;
е – отравление.
14. При отравлении аммиаком в химической лаборатории для оказания первой помощи необходимо:
а – закрыть окно;
б – открыть окно;
в – промыть желудок;
г – вдыхать пары разбавленной уксусной кислоты.
15. Какие действия необходимо осуществить при попадании на кожу кислот:
а – промыть щёлочью;
б – промыть поваренной солью;
в – обработать водой;
г – обработать раствором гидрокарбонатом калия или карбонатом натрия;
д – промыть водой и обработать гидрокарбонатом натрия.
III тур
Применение инертных газов
1. Этот газ необходим не только на некоторых стадиях получения ядерного горючего. Но и при сооружении реакторов, хранении и транспортировке тепловыделяющих элементов. О каком газе идёт речь?
Ответ: гелий
2. Какой газ чаще всего используют в качестве наполнителя в газосветных трубках и дуговых разрядов?
Ответ: неон
3. Этот газ применяется в металлургии для создания инертной среды. Что это за газ?
Ответ: аргон
4. Какой газ применяется в хирургических клиниках как усыпляющее средство? Назовите его.
Ответ: ксенон
5. С 1957 года на некоторых железных дорогах и рудниках используются лампы с сигнально-предупредительным освещением. Какой газ для этого применяют?
Ответ: криптон
6. Этим в лечебном учреждении насыщают воду, создавая искусственные ванны. Назовите этот газ.
Ответ: радон
7. Его применяют при расстройствах дыхания. Он снимает удушье и лечит бронхиальную астму. Что это за газ?
Ответ: гелий
8. Он нашёл применение в электронно-вычислительных машинах, заменяя радиолампы и полупроводники. Назовите этот газ.
Ответ: неон
9. Он улучшает свойства стали, удаляя из неё газовые включения. Что это за газ?
Ответ: аргон
10. Его излучение является своеобразным прототипом метра. Назовите это вещество.
Ответ: криптон
11. Лампы, наполненные этим газом. Используются для освещения больших городских площадей. О каком газе идёт речь?
Ответ: ксенон
12. Растворённый в воде этот газ воздействует на органы пищеварения. Назовите это вещество.
Ответ: радон
13. Дыхание воздухом, насыщенного этим газом практически исключает кессонную болезнь. Назовите газ.
Ответ: гелий
14. Его используют на маяках, вершинах высотных зданий, телебашнях, границах аэродромов, водных и воздушных трасс. О каком газе идёт речь?
Ответ: неон
15. Его среда используется при горячей обработке титана, тантала, ниобия, вольфрама и других металлов. Назовите, используемый в металлургии газ.
Ответ: аргон
16. Он способствует долговечности ламп накаливания, так как уменьшает возможность распыления вольфрама. Что это за газ?
Ответ: криптон
17. Сильно поглощает рентгеновские лучи, помогает найти место поражения, применяется при исследовании функциональной деятельности лёгких и сердца. Назовите этот газ.
Ответ: ксенон
18. В микродозах оказывает положительное воздействие на центральную нервную систему, а также на многие функции органов. Какой газ имеет такие свойства?
Ответ: радон
Рекомендации по оцениванию
I тур
«История открытия инертных газов»
1. Название газа – 1 балл, год – 1 балл, название
романа – 1 балл = 3 балла;
2. За каждого учёного по 1 баллу, год – 1 балл = 3
балла;
3. нулевая валентность инертных газов – 1 балл;
4. название газа – 1 балл, за каждого учёного по 1
баллу, год открытия – 1 балл = 3 балла;
5. За каждый элемент по 1 баллу, год – 1 балл = 4
балла;
6. За каждый элемент по 1 баллу = 2 балла;
7. название элемента – 1 балл, за учёного – 1 балл =
2 балла;
8. год – 1 балл; за каждого учёного по 1 баллу = 3
балла;
9. название газа – 1 балл; название года – 1 балл = 2
балла;
10. название газа – 1 балл; каждый учёный + название
газа по 1 баллу = 5 баллов;
11. за название газа – 1 балл;
12. за каждое правильное сочетание по 1 баллу = 6
баллов; один правильный ответ 0,5 балла.
13. за каждый правильный ответ 1 балл = 2 балла.
II тур
«Правила техники безопасности при работе в лаборатории»
1. б – сера, в – фенол по 1 баллу = 2 балла;
2. б – в стеклянной таре под слоем керосина – 1
балл;
3. а, г – по 1 баллу = 2 балла;
4. г – раствор уксусной кислоты; д – раствор
перманганата калия по 1баллу = 2 балла;
5. а – вдыхать пары спиртового раствора аммиака –
1 балл;
6. в – сосуд лопнет из-за разницы температур – 1
балл;
7. б – проверять на чистоту – 1 балл;
8. в – воду – 1 балл;
9. г – промыть водой, обработать раствором
уксусной или лимонной кислот – 1 балл;
10. в – сероводород – 1 балл;
11. г – соли неорганических кислот – 1 балл;
12. г – применять мыльную эмульсию – 1 балл;
13. б, д – кислоты; г, е – щёлочи – за каждый
правильный ответ по 1 баллу = 4 балла;
14. б – открыть окно; г – вдыхать пары
разбавленной уксусной кислоты; по 1 баллу за
каждый правильный ответ = 2 балла;
15. д – промыть водой и обработать раствором
гидрокарбоната натрия.
III тур
«Применение инертных газов»
Вопрос: 1-18. за правильный ответ – 1 балл. Всего – 18 баллов
Сводная таблица интеллектуальной игры
Вопрос |
I тур |
II тур |
III тур |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
1 |
1 |
6 |
2 |
1 |
1 |
7 |
2 |
1 |
1 |
8 |
3 |
1 |
1 |
9 |
2 |
1 |
1 |
10 |
5 |
1 |
1 |
11 |
1 |
1 |
1 |
12 |
6 |
1 |
1 |
13 |
2 |
4 |
1 |
14 |
– |
2 |
1 |
15 |
– |
1 |
1 |
16 |
– |
– |
1 |
17 |
– |
– |
1 |
18 |
– |
– |
1 |
Всего |
37 |
22 |
18 |
Итого: 77 баллов