Собираем родственников

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (685 кБ)


Цель. Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова»

Задачи:

  • сформировать понятие «родственные слова»,
  • ввести понятие «корень слова»;
  • провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;
  • «открыть» способ действия по нахождению в слове корня;
  • учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове;
  • повышать культуру речи и грамотность,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • продолжать учить пользоваться орфографический словарем;
  • развивать мыслительные операции (анализировать, делать выводы).
  • создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: мультимедийная презентация

Оборудование:

  • учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;
  • тетрадь-задачник №2 к учебнику;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • компьютер;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем)

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться. (Слайд №1)

- А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачного вам дня.

2. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока «Собираем родственников». (Слайд №2). Сегодня мы познакомимся с понятиями «родственные слова», «корень слова», научимся находить в тексте родственные слова и выделять в них корень. (Слайд №3)

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. (Слайд №4)

Веселый Грамотей приготовил для нас интересные задания, и если мы выполним их, то сможем собрать пословицу. (Слайд №5)

Открыли тетради, записали число, классная работа.

3. Словарная работа

Задание №1.

- Прочитайте слова. Что здесь необычного? (Запись слов с «окошками»).

- Как написать слова без ошибок?

 (Посмотреть слова в орфографическом словаре)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд №6).

- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос КТО?)

Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем и второе слово. (Слайд №7).

II. Новый материал

1. Проблемная ситуация для изучения нового материала

- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд №8).

- Правильно. А вот и о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».

- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.

2. Наблюдение над родственными словами, значением корня.

Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (Слайд №9)

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

- Что же такое родственные слова?

- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?

Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.

3. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.

Опрос.

 - Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)

 - Что есть у родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение) (Слайд №10)

- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?

- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.

- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.

Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)

Варенье – варить, заварить, отварить

Компот – компотик. (Слайд №11)

- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.

Как правильно узнать родственные слова. (Слайд №12)

  • Проверь, есть ли в словах общая часть?
  • Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно). (Слайд №13)

4. Работа в парах.

Задание №3. На партах лежат конверты под №1

А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил для вас Весёлый Грамотей. Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.

Желток, железо, жёлтый
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, час, часть
Печурка, печать, печка
Циркуль, циркач, цирк (Слайд №14)

Проверка.

Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд №15)

IV. Физминутка

1 часть. Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете ногами.

Лес, лесник
Река, плот
Стена, гвоздь
Кот, котик
Сад, садовый
Дом, домашний
Дом, дым
Поле, полюшко
Обед, стол

2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд №16)

1. Самостоятельная работа

Задание №4 (закрепление признаков родственных слов)

1. Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите чужака.

Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд №17)

Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба». У всех слов есть общая часть РЫБ)

- Может быть, кто-то запомнил, как называется общая часть слова? (корень)

- Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.

 (чтение правила)

Опрос.

  • Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)
  • Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)
  • Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)
  • Отметь корень в записанных тобой словах.

Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7. (не хочется)

(Слайд №18)

2. Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?

Правило:

Чтобы найти в слове корень, нужно:

  • Подобрать … (родственные слова)
  • Выделить … (общую часть) (Слайд №19)

Задание №5. Упражнение 285. Задание.

  • 1 вариант. Запиши слово «солонка»
  • 2 вариант. Запиши слово «сахарница»

Выбери для каждого слова родственные и допиши их.

Проверка.

  • 1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный
  • 2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный

Докажите правильность выбора. (Слайд №20)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1. (не хочется)
(Слайд №21)

3. Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его, найдите родственные слова и подчеркните их.

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Проверка. (Слайд №22)

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

(Водить, заводить, приводить, сводить, водит)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3. (не хочется)

(Слайд №23)

Пословица. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Объясните значение пословицы.

V. Итог урока

  • Назовите тему урока.
  • Что нового узнали?
  • Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?
  • Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24)

Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой и дарит вам подарки.

Литература:

  • В.Волина «Учимся играя»;
  • А. Менакер «Грамматика в стихах»;
  • Г.Александрова «Занимательный русский язык»