Попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его продолжение, привели к необходимости введения независимых форм контроля над знаниями учащихся. Изменение формы контроля соответственно ведет за собой необходимость изменения системы подготовки к успешной сдаче экзамена. Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?». В этой статье хочу поделиться своим опытом работы по успешной подготовке выпускников к ЕГЭ.
Первым делом выяснила, что затруднения при подготовке испытывают учащиеся с низким уровнем вычислительных навыков; учащиеся с завышенным самомнением или, наоборот, имеющие заниженную самооценку.
Может помочь учащимся при подготовке к ЕГЭ совершенствование вычислительных навыков; ликвидация пробелов в типологии выражений и методах решения уравнений, неравенств, текстовых задач на движение, проценты, смеси и сплавы, систематизация геометрических знаний; неоднократная репетиция ситуации экзамена при проведении краевых диагностических работ; отработка навыков решения заданий всех вариантов, которые были включены в диагностическую работу; проведение уроков разноуровневого обобщающего повторения после проведения КДР; позитивный настрой на экзамен, формирование адекватной самооценки своих знаний (психологический настрой); совместные советы (учитель-родитель-ученик) по координации действий, направленных на повышение мотивации в подготовке к ЕГЭ и на ее правильную организацию. В основу всей подготовки к ГИА было положено целостное повторение, обобщение и систематизация курса школьной алгебры. Для организации эффективной подготовки, снижения физических и эмоциональных затрат ученика и учителя, в работе с учащимися использовала различные способы, приемы, методы, технологии: индивидуальные консультации, работу в малых мобильных группах и парах, метод проектов и обучение в сотрудничестве.
Первый этап в подготовке к ЕГЭ – работа с демоверсией. Познакомила учащихся с демоверсией кратко, характеризуя каждое задание. Затем стала проводить скрупулезную работу с каждым заданием. Задания В1-В12 рассмотрели с учащихся всего класса во время уроков, задания С1-С6 - с сильными учениками на факультативных занятиях. Такой подход позволил создать комфортные условия для учащихся с различной математической подготовкой и дало возможность каждому ученику определить для себя те задания, которые ему под силу выполнить и затем выстроить индивидуальный маршрут подготовки. Далее совместно с учащимися для образца заполнили одну из пошаговых карточек: записали решение каждого задания отдельными элементарными шагами, для каждого шага выделили математические знания и умения, необходимые для его реализации; актуализировали соответствующие математические понятия, их свойства, алгоритмы и правила; привели примеры применения выделенных правил и алгоритмов. Это позволило учащимся определить свой индивидуальный график повторения определенной темы, организовать самоподготовку. Заполнение карточек проводили в малых группах по методике сотрудничества. Были сформированы гетерогенные группа, в которых осуществлялась работа над общим заданием, с обязательной оговоркой роли каждого ученика группы в решении этого задания, причем каждый отвечал не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Сильные учащиеся были заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале, а заодно и сами смогли проверить собственное понимание вопроса. Таким образом, ученики совместными усилиями работали над ликвидацией пробелов. Работа с карточкой заканчивалась ее защитой: устно учащиеся сдавали теорию и формулировали алгоритм решения данного задания. Задания для работы по алгоритму и самостоятельной работы, а также домашняя контрольная работа выполнялись письменно. Задания для самостоятельной работы предлагал учитель, а задания для домашней контрольной работы учащиеся формировали самостоятельно, используя открытый банк заданий ФИПИ, в соответствии с критериями составления домашней контрольной работы. Текст контрольной работы с решениями всех заданий учащиеся приносили для проверки учителю. По всем заданиям был создан банк решенных заданий, использование которого в учебном процессе позволило оптимизировать повторение любого задания из первой части демоверсии. Готовые карточки учащиеся размещали в своей рабочей папке «Моя подготовка к ЕГЭ». Здесь приведен пример одной из карточек по заданию В7 «Преобразование логарифмических выражений». Аналогичные карточки учащимися были составлены и по другим темам этого задания.
Комментарий к заданию В7
Учащийся должен уметь выполнять вычисления и преобразования:
- Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
- Вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Пример дидактической карточки:
Вариант №1
- Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?
- На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку разность между наибольшей и наименьшей температурой воздуха 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.
Рисунок 1
- Найдите корень уравнения .
- В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC боковая сторона AB равна 8, а . Найдите высоту, проведенную к основанию.
- Для изготовления книжных полок требуется заказать 48 одинаковых стекол в одной из трех фирм. Площадь каждого стекла 0,25 м2. В таблице приведены цены на стекло, а также на резку стекол и шлифовку края. Сколько рублей будет стоить самый дешевый заказ?
Фирма |
Цена стекла |
Резка и шлифовка |
A |
420 |
75 |
B |
440 |
65 |
C |
470 |
55 |
- Основания трапеции равны 14 и 26, боковая сторона, равная 13, образует с одним из оснований трапеции угол 150°. Найдите площадь трапеции.
- Вычислите значение выражения: .
- Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). В какой момент времени (в секундах) ее скорость была равна 20 м/с?
- Объем тетраэдра равен 5,5. Найдите объем многогранника, вершинами которого являются середины сторон данного тетраэдра.
- Скорость колеблющегося на пружине груза меняется по закону (см/с), где t — время в секундах. Какую долю времени из первой секунды скорость движения превышала 3,5 см/с? Ответ выразите десятичной дробью, если нужно, округлите до сотых.
- Найдите точку минимума функции .
- Борис и Саша выполняют одинаковый тест. Борис отвечает за час на 15 вопросов текста, а Саша — на 18. Они одновременно начали отвечать на вопросы теста, и Борис закончил свой тест позже Саши на 18 минут. Сколько вопросов содержит тест?
Центральное место в подготовке к ЕГЭ занимала работа по повышению качества и оперативности вычислительных навыков учащихся, так как на экзамене нужно получить как можно больше верных ответов. Каждый урок начинала с устного счета, на котором проводила тренинги по формированию вычислительных навыков учащихся. Для этого использовала карточки для устного счета. Здесь приведены примеры карточек для устного счета:
Карточка для устного счета №1
Найдите значение выражения |
|||
1.1,4* (-8) |
6. 8. |
11. |
16.
|
Скорость счета |
|
|
|
Карточка для устного счета №2 (Приложение №2)
Устный счет чаще всего проводила по цепочке. Для этого карточки с заданиями раздавала каждому ученику, и они, решая примеры, по очереди давали ответы, при этом навык работы со всеми типами заданий доводился до совершенства, то есть вычисление нужно было провести верно и рациональным способом, в соответствии со свойствами чисел, выражений и алгоритмами работы с ними. Проверку оперативности вычисления учащихся проводила так: в начале урока каждый ученик получал карточку и за определенный промежуток времени должен был выполнить задания и сдать на проверку учителю. Результаты любого вида контроля фиксировали учитель и учащиеся в диагностических картах подготовки к итоговой аттестации. Ведомость результатов по каждому виду контроля, в том числе и устного счета, размещался в уголке для подготовки к ГИА, с ними обязательно знакомились родители учащихся. Ниже приведена диагностическая карта (Приложение №3).
Основные трудности, с которыми сталкиваются учителя при организации контроля умений и навыков, это:
- как быстро и оперативно осуществить проверку работ учащихся;
- как выявить, на каком этапе ученик делает ошибку;
- как поддерживать запоминание предыдущего материала.
Для этих целей, а также для актуализации работы на уроке применяла тесты на соответствие и тесты на припоминание. Эта форма работы позволила организовать обратную связь, быстро подготовить учащихся к восприятию нового материала. В этих тестах нет сложных заданий, это задания базового уровня. Систематическое применение таких тестов дало положительные результаты в обучении: ученики более осознано работали с формулами, лучше выполняли простые преобразования с применением одной-двух формул, уверенно решали сложные, громоздкие задания. Приведу пример теста на соответствие.
Тест на соответствие (Приложение №4)
Еще об одной необходимой форме контроля на этапе подготовки к ЕГЭ – зачетной системе. Основная сложность в подготовке к ЕГЭ слабоуспевающих учащихся заключается в том, чтобы добиться своевременного выучивания ими формул, определений, алгоритмов решения базовых задач. Зачет – наиболее эффективная форма контроля знаний учащихся. В течение всего периода подготовки к ЕГЭ проводила тематические зачеты, мини-зачеты. Как правило, зачетная карточка содержала теоретические и практические задания различного уровня: базового и повышенного, что позволило поддерживать теоретические знания на высоком уровне и повысить результативность подготовки к экзамену. Перед зачетом проводила тренировочное тестирование. Здесь пример зачетной карточки по теме «Логарифмическое уравнение»:
Теоретическая часть
- Что называется логарифмом?
- Дайте определение логарифмического уравнения.
- Перечислите свойства логарифмов.
- Алгоритм решения логарифмического уравнения.
Практическая часть
В1. Решите уравнение
В2. Решите уравнение
В3. Решите уравнение
В4. Найдите сумму корней уравнения
=10000
В5. Найдите произведение корней
В6. Найдите сумму корней
В7. Решите уравнение
В8. Найдите произведение корней уравнения
| |=2
(Ответы: 1,25; 1,5; -1; 104,01; 25; 2; 3; -50)
Проведение уроков разноуровневого обобщающего повторения позволяет осуществить дифференцированное повторение и систематизацию материала по наиболее проблемным заданиям диагностической работы, и при этом провести своевременную ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Приведу разработку такого урока по теме «Проценты. Задачи на проценты». (Приложение №5).
Как показала практика, применение описанных выше способов, приемов, методов, технологий в работе работы с учащимися в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации, позволило обеспечить получение прочных знаний, и успешной сдачи ЕГЭ-2011 (средний балл по классу составил - 53,3). И самое главное, что результатами экзамена довольны учащиеся и их родители.
Литература
- http://www.fipi.ru/ Web-сайт Федерального института педагогических измерений.
- Курганский С.М. Технология метода обучения в сотрудничестве. Завуч. 2006, №4,с.10.
- Неман, Королёва, Маркарян. Математика. ЕГЭ. Учебно-справочные материалы, с.175-176.