Программа "Дорога к доброму здоровью"

Разделы: Начальная школа


Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.

Я работаю в классе «Охраны зрения» (IV вида). Для данной категории детей характерными являются следующие особенности: низкий уровень развития зрительно – моторной координации, лежащими в основе овладения навыками письма и чтения;  медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Статистические данные  по классу свидетельствуют об  увеличении  детей со стойкими хроническими заболеваниями,  рост близоруких детей. 

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Программа «Дорога к доброму здоровью» предназначена для поэтапной реализации в 4-5 классах.

Реализация программы позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся: минимизировать хронические заболевания школьников, отклонения в физическом и психическом развитии, переутомления, трудности социально-психической адаптации, создавая эффективное развивающееся образовательное пространство.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

На практике преемственность осуществляется следующим образом: в течение учебного года  учителя среднего звена посещают мои уроки, в свою очередь и ученики моего класса участвуют во внеклассных мероприятиях совместно с учениками среднего звена.

Программа охватывает период 4-5 классов. Таким образом осуществляется преемственность, идёт сокращение периода адаптации в среднем звене, смягчаются, связанные с этим факторы негативного характера (устанавливается взаимопонимание, снимается тревожность).

Цель и задачи программы

Цель  программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Я ставила перед собой 3 задачи: рассмотреть физическое здоровье, психологическое здоровье и социально – нравственное. Все задачи подразделялись на 3 направления: «Я могу», «Я хочу», «Надо».

Под физическим здоровьем мы будем понимать укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.

В направлении «Я могу»:

– ребёнок может провести зарядку для снятия зрительного и физического утомления;
– гимнастику для пальцев рук, поработать с таблицей «Прыгающий взгляд»;

Это реализуется в результате следующих видов деятельности.

Виды деятельности по этому направлению:

– выполнение комплекса упражнений для глаз, тела;
– выполнение действий по самообслуживанию;
– самоконтроль поведения в опасных ситуациях.

В направлении «Я хочу»:

– умеет соблюдать санитарно – гигиенические нормы, режим дня;
– всегда следить за своей осанкой;
– уметь грамотно закаливать свой организм;

Виды деятельности по этому направлению:

– планирование действий в течение дня;
– соблюдение правил гигиены во время чтения;
– регулярное закаливание организма.

В направлении «Надо»:

– ребёнку необходимо нести ответственность за своё здоровье;
– соблюдать режим дня.

Виды деятельности по этому направлению:

– сохранение и укрепление физического здоровья;
– активное участие в спортивных, общекультурных, интеллектуальных мероприятиях, которые помогают учиться вести здоровый образ жизни и повышают общекультурное и интеллектуальное развитие;

Под психологическим здоровьем мы будем понимать избежание стрессовых ситуаций, избежание ситуации повышенной тревожности.

В направлении «Я могу»:

Отслеживать и выражать словами:

– свои эмоции и чувства, испытываемые при общении с людьми, природой, животными;
– свое настроение, изменение в настроении;
– дружить.

Виды деятельности по этому направлению:

– игровая деятельность, разговорный вид деятельности: соблюдение правил игры, умение договариваться друг с другом (использовать личные качества в ситуации лидера и в ситуации быть равноправным).

В направлении «Я хочу»:

– уметь справляться со своими комплексами;
– исключить ситуации, вызывающие психический дискомфорт;
– знать характеристику своего темперамента и правильно себя вести.

Виды деятельности по этому направлению:

– консультации с психологом: уметь высказывать свои проблемы, задавать вопросы, искать выход из сложившейся ситуации прибегая к помощи компетентных людей;
– часы общения: личностно-ориентированное мероприятие, клубный час, круглый стол, совместное мероприятие родителей и детей.

В направлении «Надо»:

– уметь адекватно реагировать на критику;
– избежать стрессовых  и конфликтных ситуаций;
– уметь правильно найти выход из сложившейся ситуации.

Виды деятельности по этому направлению:

– самоконтроль за своим поведением (сдерживание своих эмоций, контроль за речью, действиями).

Под социально-нравственным здоровьеммы будем понимать взаимовыручку, отзывчивость, исключение конфликтных ситуаций, агрессии, умение находить своё место в коллективе.

В направлении «Я могу»:

– помочь родителям по дому;
– у меня есть обязанности в школе;
– помогать младшим, не грубить и уступать старшим.

Виды деятельности по этому направлению:

– выполнять домашние обязанности;
– дежурить в классе;
– уметь контролировать своё поведение.

В направлении «Я хочу»:

– чтобы ему доверяли;
– чтобы у него было своё место в коллективе;
– чтобы его уважали;

Виды деятельности по этому направлению:

– строить взаимоотношения в коллективе (продуктивная деятельность);
– адекватно реагировать на замечания, тактично давать советы другим.

В направлении «Надо»:

– чтобы у меня был развит самоконтроль, самоорганизация.

Виды деятельности по этому направлению:

– формирование навыка контроля за собой и за своими действиями (использование УУД в трудовой деятельности).

В программе были использованы следующие принципы воспитательной работы:

1. Принцип сознательности и активности: нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приёмом, решающих проблемы педагогики оздоровления.

2. Принцип наглядности: обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип  наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

4. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.  Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности.

5. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.

6. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

7. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Методы здоровьесбережения

Под методами здоровьесбережения  понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.  В здоровьесберегающих методах применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания): дидактические игры, беседы, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, театрализация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, имитационная игра, игровой метод.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером – перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.
Самочувствие – чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.
В дневник записывают: самочувствие хорошее, плохое.
Боль – защитный безусловный рефлекс.
В дневнике отмечают: вечером, перед сном – устал/не устал, переутомился; на следующий день – усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.
Настроение – внутреннее душевное состояние.
В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.
Сон – имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создаёт условия для восстановления их работоспособности.
Аппетит – это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита могут быть следствием различных заболеваний.
В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.
Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.

Формы работы с детьми

  • уроки практической гигиены;
  • беседы с учащимися о ЗОЖ;
  • физкультминутки на уроках;
  • гимнастика до занятий;
  • прогулки, игры на свежем воздухе;
  • подвижные перемены;
  • экскурсии, походы в лес;
  • дни здоровья;
  • спортивные мероприятия в классе и школе;
  • игры-путешествия в страну Здоровья;
  • выпуск газет на спортивную тематику;
  • конкурсы, КВНы, утренники.

Формы работы с семьёй

Подразделяются на две категории: просветительские формы – дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, выставки детских работ по теме, информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки и формы совместной деятельности – семейные клубы, совместное проведение походов, экскурсий, праздников, организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей, совместная организация каникулярного отдыха детей.

Социальные партнёры программы

На внутреннем уровне – это родители, учителя-предметники, психологическая и социальная служба школы. На внешнем уровне – это ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА, учреждения дополнительного образования, городская библиотека, городской музейно – выставочный центр, детский эколого – биологический центр.

Ожидаемые конечные результаты программы:

 Реализация мероприятий программы позволит:

1. Сохранить репродуктивное здоровье учащихся,  внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время,  постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья    детей (ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ).
2. Создать условия для снижения уровня нервно-психических и  конфликтных ситуаций (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ).
3. Сформировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни (СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ).