Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Я работаю в классе «Охраны зрения» (IV вида). Для данной категории детей характерными являются следующие особенности: низкий уровень развития зрительно – моторной координации, лежащими в основе овладения навыками письма и чтения; медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Статистические данные по классу свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, рост близоруких детей.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Программа «Дорога к доброму здоровью» предназначена для поэтапной реализации в 4-5 классах.
Реализация программы позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся: минимизировать хронические заболевания школьников, отклонения в физическом и психическом развитии, переутомления, трудности социально-психической адаптации, создавая эффективное развивающееся образовательное пространство.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.
На практике преемственность осуществляется следующим образом: в течение учебного года учителя среднего звена посещают мои уроки, в свою очередь и ученики моего класса участвуют во внеклассных мероприятиях совместно с учениками среднего звена.
Программа охватывает период 4-5 классов. Таким образом осуществляется преемственность, идёт сокращение периода адаптации в среднем звене, смягчаются, связанные с этим факторы негативного характера (устанавливается взаимопонимание, снимается тревожность).
Цель и задачи программы
Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Я ставила перед собой 3 задачи: рассмотреть физическое здоровье, психологическое здоровье и социально – нравственное. Все задачи подразделялись на 3 направления: «Я могу», «Я хочу», «Надо».
Под физическим здоровьем мы будем понимать укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
В направлении «Я могу»:
– ребёнок может провести зарядку для снятия
зрительного и физического утомления;
– гимнастику для пальцев рук, поработать с
таблицей «Прыгающий взгляд»;
Это реализуется в результате следующих видов деятельности.
Виды деятельности по этому направлению:
– выполнение комплекса упражнений для глаз,
тела;
– выполнение действий по самообслуживанию;
– самоконтроль поведения в опасных ситуациях.
В направлении «Я хочу»:
– умеет соблюдать санитарно – гигиенические
нормы, режим дня;
– всегда следить за своей осанкой;
– уметь грамотно закаливать свой организм;
Виды деятельности по этому направлению:
– планирование действий в течение дня;
– соблюдение правил гигиены во время чтения;
– регулярное закаливание организма.
В направлении «Надо»:
– ребёнку необходимо нести ответственность за
своё здоровье;
– соблюдать режим дня.
Виды деятельности по этому направлению:
– сохранение и укрепление физического
здоровья;
– активное участие в спортивных, общекультурных,
интеллектуальных мероприятиях, которые помогают
учиться вести здоровый образ жизни и повышают
общекультурное и интеллектуальное развитие;
Под психологическим здоровьем мы будем понимать избежание стрессовых ситуаций, избежание ситуации повышенной тревожности.
В направлении «Я могу»:
Отслеживать и выражать словами:
– свои эмоции и чувства, испытываемые при
общении с людьми, природой, животными;
– свое настроение, изменение в настроении;
– дружить.
Виды деятельности по этому направлению:
– игровая деятельность, разговорный вид деятельности: соблюдение правил игры, умение договариваться друг с другом (использовать личные качества в ситуации лидера и в ситуации быть равноправным).
В направлении «Я хочу»:
– уметь справляться со своими комплексами;
– исключить ситуации, вызывающие психический
дискомфорт;
– знать характеристику своего темперамента и
правильно себя вести.
Виды деятельности по этому направлению:
– консультации с психологом: уметь высказывать
свои проблемы, задавать вопросы, искать выход из
сложившейся ситуации прибегая к помощи
компетентных людей;
– часы общения: личностно-ориентированное
мероприятие, клубный час, круглый стол,
совместное мероприятие родителей и детей.
В направлении «Надо»:
– уметь адекватно реагировать на критику;
– избежать стрессовых и конфликтных
ситуаций;
– уметь правильно найти выход из сложившейся
ситуации.
Виды деятельности по этому направлению:
– самоконтроль за своим поведением (сдерживание своих эмоций, контроль за речью, действиями).
Под социально-нравственным здоровьеммы будем понимать взаимовыручку, отзывчивость, исключение конфликтных ситуаций, агрессии, умение находить своё место в коллективе.
В направлении «Я могу»:
– помочь родителям по дому;
– у меня есть обязанности в школе;
– помогать младшим, не грубить и уступать
старшим.
Виды деятельности по этому направлению:
– выполнять домашние обязанности;
– дежурить в классе;
– уметь контролировать своё поведение.
В направлении «Я хочу»:
– чтобы ему доверяли;
– чтобы у него было своё место в коллективе;
– чтобы его уважали;
Виды деятельности по этому направлению:
– строить взаимоотношения в коллективе
(продуктивная деятельность);
– адекватно реагировать на замечания, тактично
давать советы другим.
В направлении «Надо»:
– чтобы у меня был развит самоконтроль, самоорганизация.
Виды деятельности по этому направлению:
– формирование навыка контроля за собой и за своими действиями (использование УУД в трудовой деятельности).
В программе были использованы следующие принципы воспитательной работы:
1. Принцип сознательности и активности: нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приёмом, решающих проблемы педагогики оздоровления.
2. Принцип наглядности: обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
4. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности.
5. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.
6. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
7. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Методы здоровьесбережения
Под методами здоровьесбережения понимаются
способы применения средств, позволяющих решать
задачи педагогики оздоровления. В
здоровьесберегающих методах применяются две
группы методов: специфические (характерные
только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические
(применяемые во всех случаях обучения и
воспитания): дидактические игры, беседы,
дискуссия, работа с книгой, демонстрация,
театрализация, упражнения, наглядность,
практический метод, познавательная игра,
имитационная игра, игровой метод.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики
можно считать ведение специального дневника
здоровья, в который ежедневно ученик будет
приучаться записывать результаты
самонаблюдений за своим здоровьем.
При заполнении дневника соблюдается время
наблюдений. Их следует проводить в одно и то же
время, утром сразу после сна, затем вечером –
перед сном. При характеристике данных
самонаблюдения учитывают показатели, типичные
для хорошего состояния организма, и их изменения
при нарушениях режима жизни.
Самочувствие – чувство, испытываемое
человеком в зависимости от состояния его
физических и душевных сил.
В дневник записывают: самочувствие хорошее,
плохое.
Боль – защитный безусловный рефлекс.
В дневнике отмечают: вечером, перед сном –
устал/не устал, переутомился; на следующий день –
усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.
Настроение – внутреннее душевное
состояние.
В дневник записывают: настроение хорошее,
удовлетворительное, плохое.
Сон – имеет исключительное значение
для поддержания здоровья, работоспособности и
жизнедеятельности человека. Он предупреждает
истощение нервных клеток, создаёт условия для
восстановления их работоспособности.
Аппетит – это один из признаков
нормальной жизнедеятельности организма.
Ослабление аппетита могут быть следствием
различных заболеваний.
В дневнике здоровья в графе «Аппетит»
записывают: хороший, удовлетворительный,
повышенный, плохой, отсутствует.
Изучив динамику результатов наблюдений за
состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с
родителями может подвести итоги работы по
здоровьесбережению у учащихся.
Формы работы с детьми
- уроки практической гигиены;
- беседы с учащимися о ЗОЖ;
- физкультминутки на уроках;
- гимнастика до занятий;
- прогулки, игры на свежем воздухе;
- подвижные перемены;
- экскурсии, походы в лес;
- дни здоровья;
- спортивные мероприятия в классе и школе;
- игры-путешествия в страну Здоровья;
- выпуск газет на спортивную тематику;
- конкурсы, КВНы, утренники.
Формы работы с семьёй
Подразделяются на две категории: просветительские формы – дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, выставки детских работ по теме, информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки и формы совместной деятельности – семейные клубы, совместное проведение походов, экскурсий, праздников, организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей, совместная организация каникулярного отдыха детей.
Социальные партнёры программы
На внутреннем уровне – это родители, учителя-предметники, психологическая и социальная служба школы. На внешнем уровне – это ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА, учреждения дополнительного образования, городская библиотека, городской музейно – выставочный центр, детский эколого – биологический центр.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Реализация мероприятий программы позволит:
1. Сохранить репродуктивное здоровье
учащихся, внедрить оптимальный режим
учебного труда и активного отдыха детей в
урочное и внеурочное время, постоянно
корректировать учебные нагрузки в соответствии
с состоянием здоровья детей (ФИЗИЧЕСКОЕ
ЗДОРОВЬЕ).
2. Создать условия для снижения уровня
нервно-психических и конфликтных ситуаций
(ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ).
3. Сформировать осознанное отношение детей и
их родителей к состоянию здоровья через
пропаганду здорового образа жизни (СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ
ЗДОРОВЬЕ).