Родительское собрание "О воспитании у ребенка интереса к чтению"

Разделы: Работа с родителями


Оборудование: карточки с текстом; плакат «Что это значит?»; плакаты с высказываниями; карточки с советами для родителей; папка для черчения; фломастеры; шляпы; цветная бумага; выставка детских книг; приглашения для родителей.

Оформление. Класс украшен рисунками на тему: «Моя любимая книга»; на доске плакаты с высказываниями и плакат «Что это значит».

Приложение: презентация

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

I. Организационный момент

Не только в школе, но и дома, даже в большей степени, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Надо помнить, что не только в школе, но и дома, а в большей степени, в семье необходимо учить детей любить книги.
Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

«Чтобы воспитать любовь к чтению, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. П. Чехов)

Сегодня вашему вниманию предлагаем: полчаса раздумий на тему: «О воспитании у ребенка интереса к чтению». Вас ждёт встреча с психологом (ФИО) и библиотекарем нашей школы (ФИО). А также по возможности остроумно, ответим на вопрос: Что это значит? (плакат)

II. Дети, как правило, любят, чтобы им читали. В школе они начинают испытывать противоречивые чувства: хочу  читать интересную книгу и не могу, не умею еще читать так, чтобы не разрушалось очарование сказки, рассказа. За словами не видно смысла. Те родители, которые упорно не понимают этого и не находят времени, чтобы почитать вместе с ребенком, разрушают любовь к книге и чтению.

Ситуация (прочитайте текст).

«Еинетч – отэ окшоко, зереч еороток итед тядив и тюанзоп рим и химас ябес» («Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»)

Что же такое чтение?

«Воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя» (из словаря Ожегова)

Так же под чтением мы подразумеваем чтение, характеризующееся тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью, беглостью. Остановимся на каждом из них подробнее.
Начну с последнего, особенно волнующего всех, – беглости, или техники чтения.

Техника чтения, как и всякая техническая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребенка в обучении. Но, тем не менее, отрицать ее важность в образовательном процессе было бы не правильно.

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придет сама, не стоит.

Ситуация (5 класс – предметы).

Ученики начальной школы находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости. Они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Если будет упущено это время, некоторые дети не достигнут даже необходимого минимума в 90 слов в минуту к концу 4 класса.

В среднем ежемесячный прирост техники чтения должен составлять не менее 8 – 10 слов в минуту.

Есть ряд приемов, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

  • Ежедневные частые тренировки – важна не длительность, а чистота;
  • Самозамеры;
  • Чтение перед сном

Еще в древние времена говорили: «Студент, науками живущий, учи Псалтыр на сон грядущий» (показ: книга «Курс обучения чтению»)

Если скорость чтения достигла 50-60 слов в минуту и далее не растет, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребенок читает в такт своим    собственным колебаниям. Это раскачивание туловища, но иногда они носят, внутренний характер. Чтение становится труднопреодолимой привычкой, тогда нужно использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт: «Три отрывка ежедневно, по три раза подряд». Выполняется это так:

  • Ребенок читает текст в течение одной минуты, при этом определяется время чтения, например 54 слова в минуту.
  • Далее следует внушать мысль, что, если прочитать второй раз, то результат будет лучше.
  • Следует второе чтение этого отрывка, опять определяется скорость, которая увеличилась до 58 слов. Теперь ребенка надо похвалить и предложить прочесть в третий раз. И конечно, третий замер обнаруживает еще прибавку – скорость выросла до 61 слова.

Если читать, таким образом, ежедневно по три отрывка, то прибавка скорости чтения за 2 недели составляет не менее 10-15 слов в минуту, то тогда резонансный барьер пройден. К тому же эти упражнения дают положительный эмоциональный заряд.

Немного, о выборе текстов для замеров скорости чтения. От правильности этого выбора зависит результат. Он должен отвечать следующим требованиям:

  • быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы;
  • числительных не должно;
  • прилагательных (на 100 слов текста 8 – 12 прилагательных);
  • короткие слова надо учитывать (ну – ка, из –за), считать как два слова.

Если в начале замера скорость мала, то надо дать ребенку «вчитаться» (то есть «втянуться» в чтение) и только после этого проводить замеры.

Второй аспект – выразительное чтение.

После того как рассказ прочитан и осмыслен ребенком, он начинает чтение и продолжает в течение минуты. Отмечает карандашом, до какого места он дошёл, затем следует повторное чтение этого отрывка и сравнивается результаты 1 и 2 прочтения. Естественно, во 2 раз он прочитал слов больше – это вызывает положительные эмоции. Ребенок увереннее ориентируется в тексте. На этом кусочке отрабатываются трудности в чтение слов, четкое их проговаривание. Похвалив ребенка, переходим к последнему: снова нужно читать сначала чуть медленнее, но красиво, выразительно. И постепенно переходим на незнакомую часть текста.

И наконец, осмысленность чтения достигается путем знакомым всем: пересказ текста, ответы на вопросы и составление вопросов к тексту.

III. Почему же многие дети неохотно и мало читают? 

На этот вопрос попытается ответить психолог школы (ФИО).

Существует ряд причин, в том числе и социальных. Общий спад интереса к учению, обилие источников информации, помимо книг и т.д.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей: одни читают много и охотно, не расстаются с книгой (вручение благодарностей).
Но есть группа ребят, которые, напротив не любят читать, делают это по принуждению. По результатам анкетирования родителей вырисовывается такая картина. На вопрос, читаете ли вы ребенку, утвердительно ответили 50% опрошенных, «нет» – 26%, «редко» – 24%.
Как видите, лишь половина уделяет этому вопросу должное внимание, считают это важным.

Как убедить остальных 50 % – читать?

На этот вопрос попытается ответить библиотекарь нашей школы (ФИО).

Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях, а времени на уроке у учителя недостаточно.
Как читать вместе?
Прежде всего, выбирается   интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди,  чтение вслух – полезная тренировка.
С чего же начать  воспитание у ребенка интереса к чтению? Для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко,  продолжительность домашнего чтения не более 45 минут, чтобы оно не утомляло их, не притупляло интереса к чтению.
И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения к ней. Надо приучать детей беречь книгу.

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда» (В.А. Сухомлинский)

Книг вокруг нас изобилие, а как же выбрать для ребенка этого возраста?
Прежде всего, ориентируемся на:

  • «Школьная библиотека» или «Библиотека для детей».
  • Посмотреть аннотацию, где иногда указывается возраст.
  • Необходимо учесть шрифт книги и длину рассказов (законченность).
  • Иллюстрации.
  • Ориентируемся на список авторов, которых дает учитель.

Вашему вниманию хочу предложить еще несколько советов, которые могут помочь Вам, вызвать у детей интерес к чтению.

(Родители читают и знакомятся с советами по развитию интереса к чтению, которые лежат на парте.)

IV. Независимо от того какого мнения придерживаетесь вы лично оцените предложения библиотекаря с разных точек зрения.

(Шляпы: красная – с позиции эмоций; зеленая – позитивная; синяя – аргументы и факты; чёрная – с позиции отрицания)

Выступление групп.

Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь – наблюдать ее интересно, думайте – думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается – их не нужно. Желаете быть счастливыми – только, только это желание, нужно. Попробуйте: хорошо!!!

V. Итоги конкурса

VI. Решение собрания

Учитывая большую роль в воспитании у детей интереса к книге, поставили себе цель – следовать тем советам, которые вы выбрали для себя.
Пусть наши старания, силы, труд, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!