Интегрированный урок (чтение + окружающий мир) по теме "Животные – часть живой природы"

Разделы: Начальная школа


(Приложение 1, слайд 1)

Цели:

  • повторить и обобщить знания об отличительных признаках основных 4 групп ( насекомых, птицах, животных и рыбах), показать на примерах отличия групп;
  • познакомить с группами  животных: пресмыкающиеся-рептилии, паукообразные, земноводные;  с основными отличительными особенностями этих животных;
  • расширить представления детей о жизни животных, привлекая видео  материал;
  • формировать дальнейшее развитие познавательных интересов о жизни животных;
  • формировать логическое, эвристическое и  системное мышление;
  • воспитание бережного отношения к животному миру.

Задачи:

  • предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно – саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей;
  • "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
  • создание атмосферы сотворчества в общении;
  • включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам; необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
  • совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);
  • исключение официального оценивания работы ученика.

Оборудование:

  • медиапроектор,
  • экран,
  • презентация,
  • рисунки каруселей,
  • карточки с изображениями животных,
  • карточки с заданиями для различных видов работы,
  • стихотворения,
  • доска,
  • телевизор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настрой на урок

– Встаём в круг, берёмся за руки. (Я представляюсь). Почувствуем тепло рук вашего соседа и передадим своё, чтобы мы могли дружно сегодня поработать и узнать много нового. Пожмём правую руку соседа, пожмём левую.  Здравствуйте, дети. Начнём наш урок. Рассаживаемся.

II. Постановка цели урока. Тема урока

(Приложение 1, слайд 2)

– Сегодня мы с вами совершим необычную экскурсию в Парк  развлекательных аттракционов. Карусели в этом парке Волшебница Природа построила для своих друзей. Интересно, кто же эти друзья? За ответом на этот вопрос мы с вами и отправляемся в Парк  развлечений. Нас ждут интересные задания. А выполнить их вам помогут знания, полученные на прошедших уроках. А ещё мы узнаем , что лежит в этой посылке, которую мне прислали сегодня. (Чудо-молоко)
– Итак, для каких же друзей построены эти замечательные карусели? (на доске карусель с перевёрнутыми  изображениями животных). Узнаем это сразу, как построим предложение.

(Приложение 1, слайд 3)

Животные – природы, это, живой, часть.
(здесь же) Ответ: «Животные – это часть живой природы».

III. Актуализация знаний.Повторение. Работа в парах

Учитель. Давайте докажем это утверждение. Вспомним, чем отличается живая природа от неживой. У вас на партах есть листки, где  надо соединить по стрелкам слоги и расшифровать слова. Задание написано на каждом листке.

РОЖДА                     ЖАЕТСЯ         ТЁТ
УМИ               ДЫ                 ЕТСЯ
ПИ                  РАЗМНО                   РАС
ТАЕТСЯ                                РАЕТ                    ТАЕТСЯ

Ответ: «Всё живое – рождается, питается, дышит, размножается, растёт, умирает» – читаем вместе те же слова.

IV. Обобщение о группах животных

1)  Учитель. Пришло врем я узнать, кто первым  пришёл кататься на Карусели. Для этого мы должны прочитать слово задом наперёд

(Приложение 1, слайд 4)

ЕЫМОКЕСАН

Ответ: НАСЕКОМЫЕ  (открываем  на карусели и на слайде)

Учитель. Назовите отличительные признаки этих животных? (Имеют 6 лапок, чувствительные усики, 3 отдела  тела – голова, грудь, брюшко.)

2) Получение новых знаний. (Приложение 1, слайд 4 – один паук)

(Приложение 1, слайд 4) Все ли изображенные животные – насекомые? (Нет, это паук)

Учитель. Чем же пауки отличаются от насекомых? (8 лапок)

(Приложение 1, слайд 5) Представители паукообразных.

Учитель. А ещё у них  Тело в большинстве случаев состоит из двух отделов, головогруди и брюшка. (Открываем  на карусели)

Учитель. Отгадайте, из какого произведения этот отрывок?

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Ответ: Чуковский «Муха-цокотуха»

3) Учитель. Чтобы узнать, кто ещё катается на карусели, надо будет вспомнить о ком писал русский поэт Пушкин; вставьте пропущенное слово:

(Приложение 1, слайд 6)

Приплыла к нему…, спросила: «Чего тебе надобно, старче!» (рыбка)

Учитель. Каких рыб знаете вы?

– Каковы  же отличительные признаки этой группы животных?

Ответ: Живут в воде, тело покрыто чешуёй. (Открываем  на карусели)

Физминутка «Рыбки»

4) Новые знания.

Учитель. А вы знаете, как рыбы выводят своё потомство?  ОТВЕТ: мальки из икры

(Приложение 1, слайд 7)

Учитель. Но есть ещё группа животных, которая  выводит из икры своих детёнышей, а вот жить может, как в воде, так и на суше, недалеко от воды. Знаете, о ком идёт речь?

Ответ: Это земноводные  (Если трудно соберем пазлы на доске – «лягушка»)

– Кто входит в эту группу? (Открываем  на карусели)

Это интересно! А знаете, ли вы, что лягушка будет ловить то насекомое, которое активнее всех движется. Забавно лягушка охотится. Их главное оружие – собственный язык. Во рту он сложен вдвое, как перочинный ножик. Промелькнет комар. И тут уж язык вылетает изо рта на несколько сантиметров. Хватает насекомое и клейкой слюной приклеивает его.

5) Учитель. А вы загадки умеете разгадывать? Отгадайте, кто это. Договорите словечко!

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…. (птица).

(Приложение 1, слайд 8)

Учитель. Вы угадали. Это птица – следующая группа животных, которая катается на нашей карусели. (Открываем  на карусели)

Учитель. Посмотрите на слайд .Скажите, чем отличаются птицы от других животных? (Их тело покрыто перьями, имеют клюв и крылья, 2 ноги.)

(На слайде имеютя птицы, среди которых домашние и дикие: пингвин и страус)

Учитель. Поиграем. Разделите птиц на две группы – домашние птицы и дикие; те, которые летают и не летают.

6) Экологическая страничка

Учитель. Как вы думаете, что для птиц зимой страшнее – холод или голод?  (Ответы детей)

Учитель. Конечно, голод. А как вы можете помочь птицам в зимнее время? (Ответы детей)

Учитель. Прочитаем об этом хором:

(Приложение 1, слайд 9)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

(Приложение 1, слайд 10)

7) Проблема: змея в гнезде

Учитель. Помогите мне! Кто это? У неё чешуя, как у рыбы. Детёнышей она выводит из яичек, как птичка. Кто же она? (Ответы детей)

Учитель. А какие слова вам приходят на ум, когда говорят о змеях? (Ответы детей)

– Это пресмыкающиеся, рептилии, Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности (кроме змей) 4 лапы.. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками, что защищает тело от высыхания. Передвигаются в основном ползанием по земле, пресмыканием по земле(отсюда и название). Выводят потомство из яиц и живорождением. (Крик аллегатора) (Открываем  на карусели)

8)  Работа в группах

Учитель. Скажите, а пробовали вы сочинять стихи? Я тоже не поэт, но знаю замечательные детские стишки С.Я.Маршака и хочу посмотреть, знаете ли их вы. Разобьёмся для этого на группы.

Объясняю правила игры: внимательно читайте задание; выслушивайте мысли каждого ученика; соблюдайте отведённое время; выберете ученика, который будет отвечать; соблюдайте правило поднятой руки.

Задание (на листках): первая строка стихотворения стоит на своём месте (она красная), остальные поменяйте так, чтобы получился складный стишок:

1 группа:

Дали туфельки слону.
(4) Взял он туфельку одну
(2) И сказал: – Нужны пошире,
(3) И не две, а все четыре!

2 группа:

Рвать цветы легко и просто
(3) Детям маленького роста,
(4) Но тому, кто так высок
(2) Нелегко сорвать цветок!

3 группа:

Бедный маленький верблюд:
(4) Есть ребёнку не дают.
(3) Он сегодня съел с утра
(2) Только два таких ведра!

4 группа:

Вот полюбуйтесь на игру
(4) Двух весёлых кенгуру.
(3) Они играют в чехарду
(2) В зоологическом саду.

Проверяем полученный результат.

Учитель. О ком ваши стихи?

(Приложение 1, слайд 11 – все отгаданные звери: верблюд, жираф, слон, кенгуру)

– Как назвать всех этих животных одним словом? (Звери или млекопитающие) (Если знают, соглашаюсь пока)

(Приложение 1, слайд 11 – кошка, медведь, кит, дельфин, летучая мышь.

Учитель. Я ни в чём не ошиблась?! (Открываем  на карусели)

Физминутка  «Верю-не верю»

Учитель. Я буду говорить предложение, если вы согласны – попрыгайте;  если вы не согласны со мною – приседайте.

  • Птицы выводят птенцов из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц, значит, ящерицы – птицы.
  • У зверей 2 пары ног. У крокодила  тоже четыре ноги. Значит, он – зверь.
  • Тело змеи  покрыто роговыми чешуйками. Змея – это рыба.
  • Лягушки могут жить на суше (земле). Звери могут жить на земле и в воде.
  • Воробей  умеет летать – он насекомое. Кит – это рыба.

V. Расширение  представлений о животных

1) Учитель. Назовите отличительные признаки зверей?  (4 лапы – 2 пары (почти у всех); тело покрыто шерстью или щетиной.)

Учитель. Кто знает чем звери кормят своих детёнышей?  (Ответы детей)

– Верно, ребята, звери выкармливают своих детёнышей – молоком. А так как давным-давно молоко называли «млеко», то и зверей по-другому называют… (пауза – может кто догадается) «млекопитающими».

2) Учитель. Скажите, зачем  необходимо детёнышам питаться? (Чтобы вырасти и стать взрослым)

Учитель. Знаете, ведь молоко – это настоящее чудо! (Приложение 1, слайд 12) В нём содержится много витаминов: витамин А – витамин роста; витамин В – для зрения; витамин Д – твёрдость и прочность мыщц; витамин С – защита от болезней; витамин Е – молодость. Об этом чуде люди даже сложили пословицы. Вот одна из них.

(Приложение 1, слайд 13)

Игра: прочитаем:  Была б коровушка, будет и молочко.

– Почему так говорят?

Учитель. А чем выкармливают люди своих детей? (Молоком) Значит? к каким животным мы с вами относимся? (Млекопитающим) Человек является животным, но по многим своим качествам превосходит их: прямохождение, мышление, речь и многое др., о чём вы узнаете в старших классах.

VI. Рефлексия

Учитель. Вспомнить группы животных нам поможет –необычное животное. Посмотрим, кто это.

(Приложение 1, слайд 14) Несуществующее животное. (При отгадывании животного определять группу, находим её на карусели)
(здесь же) – СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!

VII. Знакомство с типами питания животных

1) Учитель. Ребята! Что вы любите кушать , кроме молока, о котором мы говорили. Какая у вас любимая еда? (Ответы детей)

Учитель. А у животных тоже разные вкусы: кто-то любит траву, кто-то ест себе подобных мелких животных, а кто-то не разбирается – ест всё подряд. Посмотрим DVD (или отрывок в слайде 15)

Вывод: травоядные (на доску), всеядные (на доску) и плотоядные (на доску); все слова объясняю : к всеядным относится ЧЕЛОВЕК.
Плотоядные (или хищники) – животные, которые питаются мясом других животных, а мясо – это мышцы тела, которое раньше называлось плоть ––> отсюда и слово «плотоядные»
(яства – есть, отрава – яд)

2) (Приложение 1, слайды 16-18) Посмотрим, чем питаются некоторые животные.

3) Поиграем. Я показываю животное на картинке, а дети – еду (у каждого ребёнка на столе гармошка с едой)

VIII. Самостоятельная работа

(Приложение 1, слайд 19)

Проверочный тест (на том же листе, где писали первое задание – 12 листов)

1. Животные – это живые организмы?

А) нет
Б) не знаю
В) да

2. Млекопитающими называют:

А) Насекомых
Б) Птиц
В) Зверей

3. Для жизни  всем   животным необходимы:

А) пища
Б) человек
В) трава

4. Животные, которые питаются растениями, называются:

А) всеядные
Б) травоядные
В) плотоядные

5. Животные, за которыми ухаживают люди, называются:

А) людскими
Б) нашими
В) домашними

IX. Подведение итогов. Рефлексия

– Вот теперь пришло время посмотреть, что в посылке. Отгадайте ребус. (Молоко) 

Дети получают полезное угощение.

X. Резерв (Приложение 1, слайд 20)

Учитель. Пока мы с вами катались на карусели, к нам пришли телеграммы от сказочных животных, которые не смогли к нам попасть:

  • Спасите! Нас съел серый волк…(семеро козлят)

  • Очень расстроена. Разбила нечаянно яичко…(мышка «Курочка-Ряба»)

  • Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..(Муха-цокотуха)

  • Пришлите, пожалуйста,капли:
    Мы лягушками нынче объелись,
    И у нас животы разболелись… (цапли. «Телефон»)

  • Не могу быть у вас. Выполняю по велению Емели его желания… (Щука)