Конспект урока по теме "Число имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о числе имён существительных.

Задачи:

  • Предметные:
    • познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;
    • совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.
  • Метапредметные:
    • формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к  учебному материалу;
    • учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;
    • учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.
  • Работа в коллективе: умение формулировать своё мнение, уважать мнение и контролировать поведение партнёра.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Здравствуйте, ребята! Какой у нас сейчас урок?
– Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы знать родной язык, гордиться им, потому что народ должен гордиться родным языком)
– С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы.)
– Давайте откроем тетради, запишем число, Классная работа.
– Ребята, скажите, какой праздник приближается? (Новый год)
– Что это за праздник?
– Без чего не бывает Нового года?

II. Коммуникативная атака

Входит Снегурочка:

– Я туда попала? Это 2 «В»? Я к вам по поручению Деда Мороза. Он шёл к вам через Дремучий лес с мешком подарков, но по дороге зашёл в гости к лесным жителям и у кого-то из них забыл подарки.
Помогите старику, пройдите его дорогой, отыщите мешок. А вам в помощь Дед Мороз оставил карту, на которой отметил дома жителей леса, у которых он гостил. Поможете, ребята?
– Счастливого пути! (Уходит)

– Ну что, ребята, поможем? (Да)
– Тогда вооружимся знаниями и  в путь!

III. Работа над темой

1) Формулирование темы урока.

– Отправляемся  в путешествие! <Приложение 1, слайд 1>
– Посмотрим на карту – чей же домик стоит у нас на пути первым? (Дом Кота Матвея)
– Зайдём-ка к нему! <Приложение 1, слайд 2>
– Что мы ищем? (Подарки)
– Спросим у Матвея, у него ли забытые подарки? <Приложение 1, слайд 2 со звуком>
Ну что ж, будем выполнять. На доске слова, которые написал для вас кот Матвей. Прочитаем их: ёлка, дружба, подарки, сани, зима, Снегурочка, игрушки.
Что вы можете сказать про все эти слова? (Они про Новый Год)
Ребята, сейчас урок русского языка – что про эти слова можете сказать с точки зрения русского языка? (Имена существительные.)
– Докажите (Они отвечают на вопросы «кто?»  «что?»  и обозначают предметы)
Что вы знаете об имени сущ.? (Отвеч. на вопр. «кто?», «что?», обозначают. предмет, бывают одуш. – неодуш., собств – нариц. ед.ч – мн.ч)
– Молодцы. А теперь давайте вспомним, какое задание предложил нам кот? (Разбить слова на группы)
– На какие группы можно разбить эти слова?
– Пробуем!
– Одушевленные-неодушевленные. Прочитаем одушевлённые, прочитаем неодушевлённые.
– Собственные-нарицательные. Прочитаем имена собственные. Теперь нарицательные.
– Единственное  число  и множественное число.   Кто может распределить данные имена существительные по числам?
1 ученик – ед. ч,  2 ученик – мн. ч.
– А вы, ребята, внимательно смотрите, правильно ли выполняется задание у доски.
– Читаем слова в единственном числе. (Снегурочка, елка, зима, дружба)
– Читаем во множественном числе. (Подарки, игрушки, сани)
– Поднимите руки, кто не согласен с таким делением.
– Что значит «единственное число»?
– Что значит «множественное число»?
– О чем будем говорить на сегодняшнем уроке? (О числе имён существительных)
<Приложение 1, слайд 3>

2) Постановка проблемы.

– А теперь давайте изменим существительные каждого столбика по числам.
– Единственное превратим во … (множественное): Снегурочка – снегурочки, елка – елки, зима – зимы.
– Слово «дружба»… Одна дружба, но можем сказать много «дружб»? (Нет)
– Что скажем про это слово? (Нет множественного числа)   (Слово вешается отдельно)
– А теперь существительные во множественном числе превратим в существительные в единственном числе. (Аналогичная работа).
– Слово «сани»… Поставьте в единственное число! Говорим мы «одна сань»? Что скажем про слово «сани»?  (У него не формы единственного числа)
(Слово вешается отдельно)
– Что мы сейчас делали? (Изменяли имена существительные по числам)
Что можем сказать про слова, которые отнесли к третьему столбику? (У них есть форма только одного из чисел)
– Да, ребята, имена существительные изменяются по числам, но есть в русском языке такие существительные, которые имеют форму только одного числа и по числам не изменяются.

3) Закрепление пройденного материала

– Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним, зачем мы выполняли все эти задания?
– Выполнили задания кота? А что мы хотели узнать у Матвея?
– Давайте послушаем, что же нам ответит кот. <Приложение 1, слайд 4 со звуком>
–  Раз у Матвея не оказалось подарков идём дальше… Посмотрим на карту <Приложение 1, слайд 5 >
– Кто же следующий на нашем пути? <Приложение 1, слайд 6>
– С Бабой-Ягой нам будет непросто… <Приложение 1, слайд 7>
– Что же она от вас хочет?
– Откройте учебники, ищите нужное упражнение.
– Прочитайте задание про себя и скажите, что от нас Баба-Яга ждёт?
– Посмотрим на иллюстрацию к упражнению.
– Что же нужно сделать? (Выписать из картинки 5 сущ. в ед. числе)
– Эту работу вы выполните самостоятельно в тетрадях. Пишем № упражнения, через запятую в строчку или в столбик, как вам удобнее выписываете имена существительные.
– На эту работу вам 2 минуты. Время пошло.
– Какие слова выписали? Кто выписал другие слова?
– Что значит «единственное число»?
– А о чем говорим на сегодняшнем уроке?
– А чтобы окончательно задобрить Бабу-Ягу, изменим число выписанных вами слов. Превратим единственное число во множественное. (Устно)
– Какой вывод сделаем? (Имена существительные изменяются по числам)
– Справились с заданием? Да.
– Но Баба-Яга хитрая, она нас не отпускает. Хочет, чтобы вы с нею потанцевали напоследок! Встаём! И в пляс!

IV. Физминутка  <Приложение 1, слайд 8>

V. Работа в группах

– Что же дальше?! Мы оказались снова на дороге! <Приложение 1, слайд 9>
– Какая Баба-Яга  плохо воспитанная – закрыла за нами дверь! А зачем мы вообще у неё были? (Искали подарки)
– Баба-Яга знала, что у неё нет мешка с подарками и обманула нас!
– Раз у Бабы-Яги подарков не оказалось, что делаем дальше? (Идём к Лешему)
– Ой… Леший очень опасен! Он запутывает людей, наверное, и нам не поздоровится! Страшно, ребята? Может, повернём, пока не поздно? (Нет) <Приложение 1, слайд 10>
– Тогда вперёд! Что же приготовил для нас коварный Леший?
– А Леший зашифровал стихотворение, чтобы мы не смогли его прочитать!
– Что нам нужно сделать? (Вместо картинок вставить имена существительные в нужном числе)  <Приложение 1, слайд 11>
– А так как работа очень сложная, то вы будете выполнять её самостоятельно в парах.
– А для того, чтобы работа была продуктивной, надо уметь это делать.
– Как же нужно вести себя при работе в группах? (Когда один говорит, другой слушает и наоборот. Потом договариваются между собой и сообщают классу.)
– Каждая пара получит листочки с заданием.

– Посмотрите на них, прочитайте задание. Все ли вам понятно в задании? Какие у вас есть вопросы?
– На эту работу вам даётся 5 минут. Время пошло.
Читают по строчкам. Потом целиком.

VI. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

– А теперь вспомните, о чём говорим на сегодняшнем уроке? (О числе имен существительных.)
– Найдите среди вписанных вами имена существительные в ед. ч. , мн. ч!
– Справились с заданием? (Да!) <Приложение 1, слайд 12>
– Ура! Мы нашил мешок с подарками! Какие молодцы!
– Какой продуктивный у нас был урок! И Деду Морозу помогли, и подарки нашли, и поработали на славу!
– Давайте вспомним, что повторяли на сегодняшнем уроке? Что узнали?
– Молодцы, ребята.
– А кто вам подарки-то нёс? (Дед Мороз)
– Сделайте ему приятное, ребята – дома напишите письмо Деду Морозу! Он будет очень рад получить от вас письма!
– Наш урок подошёл к концу
– Молодцы, ребята! <Приложение 1, слайд 13>