В процессе изучения истории, в котором в настоящее время уделяется очень мало внимания усвоение фактического материала, знания которого необходимы для формирования у учащихся исторического, критического мышления и способности к анализу исторических событий, которые оказали огромное влияние на дальнейший ход истории. В курсе Новейшей истории на изучение темы «Первая Мировая война» отводится всего несколько часов. В силу этого учителю необходимо так спланировать материал и организовать работу учащихся, чтобы они смогли, проанализировав фактическую историю, дать обоснованную оценку последствиям войны, которая положила начало крушению империализма и дала возможность осуществить революционные преобразования, которые, в конечном итоге, изменили геополитическую карту мира.
Ожидаемые результаты:
После изучения данного учебного материала в полном объеме учащиеся смогут:
- Давать характеристику международных кризисов и конфликтов в начале ХХ века;
- Показывать на карте основные театры военных действий, военные компании и основные битвы Первой Мировой войны;
- Хронологически расставлять события, явления и темы, связанные с изучаемым материалом.
Цели урока:
- Раскрыть сущность причин Первой Мировой войны, проанализировать события военных лет и их влияние на экономическое и политическое положение стран-участниц.
- Продолжить формирование критического исторического мировоззрения учащихся посредством самостоятельной работы с историческими документами, материалом учебника, учебно-наглядными пособиями.
- Развивать умения учащихся применять полученные знания на практике (создание обучающей мультимедиа-презентации).
- Воспитание у учащихся толерантности, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях.
Задачи урока:
- Развивать у учащихся умение работать с первоисточниками, с учебно-наглядными пособиями.
- Продолжить формирование у учащихся умение работать в коллективе над общей проблемой (работа в группах).
Тип урока:
Комбинированный урок, урок первичного усвоения нового материала
Форма проведения урока: урок-практикум
Оборудование урока:
- Учебник «Новейшая история.10 класс» под редакцией Д.Б. Полянского.
- Карта «Первая Мировая война».
- Атласы для учащихся «Новейшая история.10 класс».
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Мультимедиа-проктор.
- Раздаточный материал для учащихся.
- Исторические документы о Первой Мировой войне.
Основные понятия:
- Милитаризм
- Контрибуция
- Аннексия
- Гонка вооружений
- Тройственный (четверной) союз
- Антанта
ХОД УРОКА:
Примечания:
- Данный урок создан и рассчитан таким образом, что изучаемый на нем материал преподносится учащимся в течение двух академических часов (два урока).
- Проверка предыдущего домашнего задания (подготовка мультимедиа-презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой Мировой войны» будет проводиться в процессе урока при изучении нового материала.
I. Оргмомент. Объяснение учителем целей и задач урока. Мотивация учащихся к изучению нового материала. Оформление тетрадей учащихся (3 мин.)
II. Актуализация опорных знаний учащихся по изучаемой теме (25 мин.)
Примечание:
Для осуществления актуализации знаний учащихся на данном этапе урока предполагается деление класса на 3 группы. Каждой из групп выдается лист с фрагментами исторических документов, на основании анализа которых ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав соответствующий материал учебника, заполнить таблицу «Стратегические планы противников» в тетрадях.
Задание для группы №1.
Из тайной «Докладной записки профессоров» Канцлеру Германии о целях войны 1914 года:
«Чтобы обеспечить долгосрочный мир, необходимо:
а) От Франции значительно укрепить нашу
западную границу от Бельфора до моря. Необходимо
завоевать часть северо-западной Франции, чтобы
иметь стратегические гарантии против нападения
Англии и получить благоприятный выход к океану.
Франция должна заплатить огромную сумму в виде
военной контрибуции. Нам не нужно забывать, что
Франция имеет большие колонии…
б) На границе с Россией необходимо их русских
земель создать приграничный пояс, доступный
немецкой сельскохозяйственной колонизации. В
противном случае, мы не остановимся перед тем,
чтобы указать на российские остзейские
провинции…
в) Поскольку эта война является войной Англии
против Германии на мировом рынке, на море и в
заокеанских странах, необходимо достичь
возвращения на мировой рынок и обеспечение себе
морского пути. А контрибуции должны быть такими,
чтобы они покрыли стране ее военные затраты и
давали бы нам возможность расширить военное
могущество».
Вопрос к группе: К чему, в конце концов, стремилась Германия?
Задание для группы №2.
Отрывок из «Доклада Николаю II, составленный Министерством иностранных дел и Морским министерством накануне Первой Мировой войны» под названием «О целях Отчизны на ближайшие годы»:
«Безусловно, для всех дипломатических усилий России такая политическая цель: в ближайшие годы –1918 – 1919г.г. – завладеть Босфором и Дарданеллами».
Отрывок из доклада члена немецкого генерального штаба Ф. фон Бернгарди:
«Невозможно, чтобы Германия и Франция могли когда-нибудь договориться по своим проблемам. Францию необходимо совсем уничтожить. Она должна быть уничтожена раз и навсегда как великая держава».
Из высказывания Президента Франции Р. Пуанкаре:
«Я не вижу у своего поколения другой мечты в жизни, кроме надежды вернуть наши утраченные провинции»
Вопрос к группе: Что было общего в намерениях России, Германии и Франции?
Задание для группы №3.
Выписка из протокола заседания Австро-венгерского правительства от 7 июля 1914 года:
«Чисто дипломатический успех, если б он закончился полным уничтожением Сербии, не имел бы ценности, и поэтому необходимо предъявить ей настолько радикальные требования, чтобы можно было заранее предусмотреть их отклонение и откатиться к радикальному решению вопроса через военное вмешательство».
Из сообщения Австро-венгерского посла в Берлине о встрече с Кайзером Вильгельмом II 15 июля 1914 года:
«Кайзер сказал мне, что мы можем положиться на полную поддержку Германии. По мнению Кайзера Вильгельма, не стоит медлить. Если Австро-Венгрией и Россией вспыхнет война, то Германия будет на нашей стороне. Кайзер будет сожалеть, если мы не воспользуемся нынешней ситуацией, которая всем нам теперь на пользу…»
Вопрос к группе: К чему, в конечном итоге, стремилась Австро-Венгрия, выдвигая данный ультиматум?
После отработки соответствующего текста учебника, учащиеся заполняют таблицу «Стратегические планы противников»
Страна |
Стратегические планы в Первой Мировой войне |
Россия |
|
Германия |
|
Австро-Венгрия |
|
Франция |
|
Англия |
|
Италия |
|
Турция |
|
III. Первичное изучение нового материала. (15 минут)
1. С помощью учителя учащиеся выявляют основные причины Первой Мировой войны, используя материалы групповой работы на предыдущем этапе урока, а так же учитель озвучивает, что послужило поводом для начала Первой Мировой войны (убийство австрийского принца Франца-Фердинанда 28 июля 1914 года в городе Сараево – столице Сербии).
2. С помощью нижеследующей хронологической цепочки учащиеся знакомятся с началом Первой Мировой войны и вступлением в нее европейских государств
28-31 июля |
|
1 августа |
|
2 августа |
|
3 августа |
|
4 августа |
|
IV. Изучение событий Первой Мировой войны (1914 – 1917 г.г.) (25 мин.)
Примечание:
Изучение событий Первой Мировой войны
происходит путем работы учащихся с
историческими документами, текстом параграфа
учебника и картами. После отработки материалов
ребята под руководством учителя заполняют
таблицу «Театры военных действий в 1914 – 1918 г.г.»,
вписывая в нее названия стран, которые воевали на
различных фронтах и указывая наиболее значимые
битвы.
«Театры военных действий в 1914 – 1918 г.г.»
№ |
Название фронта |
Страны Антанты |
Страны Тройственного союза |
Важнейшие битвы |
1 |
Западный |
Франция, Англия, Бельгия, США |
Германия |
Битва на р. Марне, битва на р. Сомми, битва под городом Ипр |
2 |
Восточный |
|
|
|
3 |
Итальянский |
|
|
|
4 |
Балканский |
|
|
|
5 |
Салоникский |
|
|
|
6 |
Дунайский (Румынский) |
|
|
|
7 |
Кавказский |
|
|
|
8 |
Месопотамский |
|
|
|
9 |
Африканский |
|
|
|
10 |
Дальневосточный |
|
|
|
V. Проверка предыдущего домашнего задания. Просмотр мультимедиа-презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой Мировой войны» (15 мин.)
Параллельно с просмотром презентации учащиеся заполняют таблицу:
Страна | Год | Изобретение/Усовершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных в ходе урока (12 мин.)
Проводится в форме беседы по следующим вопросам:
- Назовите и покажите на карте основные битвы 1914 – 1917 г.г.
- Какие технические изобретения, на ваш взгляд, значительно повлияли на ход Первой Мировой войны? Обоснуйте свое мнение.
VII. Объяснение нового домашнего задания (5 мин.)
- Отработать соответствующий материал учебника.
- Выписать в словарь исторических терминов использованные на уроке новые исторические понятия.
- Подготовить, по желанию, сообщения об одной-двух наиболее значимых битвах на каждом их фронтов Первой Мировой войны.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся
Учитель. Какие затруднения возникли во время
работы на уроке?
Ученики анализируют свою работу на уроке и
ставят задачи для домашнего повторения.