С 2003 года я – Аникина Галина Алексеевна – работаю в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. К нам поступают разные дети и по статусу (сироты, дети, оказавшиеся в трудной ситуации, социальные сироты), и по развитию. В нашем учреждении они, прежде всего, проходят адаптацию и, затем, реабилитацию. Как правило, у них наличествуют проблемы с самообслуживанием, гигиеной и социальными установками. Именно с этого сотрудники центра и начинают свою деятельность по адаптации этих воспитанников.
Одним из действенных методов решения вопросов с самообслуживанием ребятишек, независимо от их возраста, являются игровые методы и приёмы.
На Фестиваль “Открытый урок” я представляю один из конспектов практического мероприятия с элементами игр, практических действий и инсценирования для профилактики желудочно-кишечных заболеваний в том числе. Это занятие “Лаборатория Алхимика” и презентация в форме слайдов по теме, подобранных из публикаций Интернета. Кроме этого, в презентацию я позволила включить один слайд с фотографиями прошедшего занятия, как комментарии к тексту поэтапного процесса деятельности по изготовлению мыла.
Занятие понравилось моим воспитанникам (детям от 14 до 18 лет). Думаю, что оно понравится и другим детям. Поэтому я представляю эти материалы к конкурсу “Презентация к уроку”.
В слайд-фильме переход от одного слайда к другому осуществляется по щелчку мыши. Это удобно, т.к. дети успевают и рассмотреть фото, и прочитать рецепт, и обсудить состав будущего мыла, а также вернуться по мере необходимости к нужному слайду ещё раз.
Для подготовки практической части занятия необходимо приобрести конкретные средства: мыльная основа или туалетное мыло “Детское”. Мыльная основа может быть двух видов: обычная и прозрачная. На основе прозрачной хорошо использовать красители. Мыло получается ярким. Красители можно использовать и искусственные, например, я брала их из “Пасхальных наборов”. Остужать мыло нужно без холодильника: на подоконнике, кафеле… Хорошо использовать силиконовые формы, но можно и формы для песка. Доставая растопленную основу из микроволновой печи, будьте осторожны: используйте прихватку, доставайте и разливайте сами. Основа расплавляется в течении 1-2 минут, не более.
Тема: “Лаборатория Алхимика”.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Расширить знания детей о производстве мыла.
- Научить детей самостоятельно изготовлять мыло в домашних условиях.
- Гигиена тела.
Предварительная подготовка педагога:
- Изучение истории вопроса
- Изучение и апробация современной технологии изготовления мыла.
- Сочинение стихотворения для инсценировки.
- Подготовка инсценировки с детьми.
- Подбор оборудования и средств для изготовления продукта.
Оборудование:
- Микроволновая печь
- Ёмкости для растапливания мыльной основы, детского мыла.
- Силиконовые формы
- Пипетки
- Природные наполнители (морская соль, молотый испитый кофе, порошки из сухих растений, сухие соцветия цветов…)
- Несколько видов эфирных масел
- Природные красители, продукты для их приготовления (свёкла, морковь, какао-порошок …)
- Упаковочный материал
Содержание деятельности
I. Беседа “История появления”
Все мы с детства знакомы с мылом.
- А для чего оно предназначено?
- Чем похожи и чем отличаются хозяйственное мыло и туалетное?
- А что было бы, если бы человек не знал мыло?
- Какие болезни “грязных рук” вы знаете?
Не так давно подробнейшее описание процесса мыловарения учёные нашли на шумерских глиняных табличках, датированных 2500 годом до нашей эры. Способ основывался на смеси из золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор.
Первые мыловарни были выявлены археологами на территории Древнего Рима, среди руин знаменитой Помпеи. Мыло в ту пору было полужидким. Мыло долго было роскошью и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже зажиточные люди не могли позволить стирать им бельё. Известно также, что “на поток” производство мыла было поставлено в средневековой Италии. Мылом пользовались только дворяне да священники.
В Европу моду на чистоту привезли рыцари из арабских стран. Способ мыловарения держался в секрете.
На севере при варке мыла применялся животный жир, на юге – оливковое масло.
Людей, которые занимались таинственной деятельностью по секрету от окружающих, в Европе в средние века называли алхимиками. Сейчас мы с вами побываем в одной из таких лабораторий.
II. Инсценировка.
“Лаборатория Алхимика”.
Действующие лица:
- Прохожий
- Мастер – Алхимик
- Продавщица
Действие происходит в мыловарне и в лавке (магазине).
Содержание:
Прохожий заглядывает в мыловарню, обращается к мастеру:
- Скажи, любезный, чем так дурно пахнет?
Что ты мешаешь на огне?
Мастер отвечает:
- На живодёрне шкур купил собачьих,
Содрал с них жир, варю в котле.
Прохожий продолжает расспрос:
- Дышать здесь невозможно.
Тяжкий труд.
Что, отвечай, затеял,
Старый плут?
Мастер:
- А вы, прохожий, нос не воротите,
Через дорогу в лавку загляните.
Плоды моих трудов на полках там стоят,
Доход приносят неплохой из золотых деньжат!
Прохожий идёт на другую сторону сцены, где стоит лавка, за прилавком – девушка.
- Красотка, чем торгуешь, вся в духах,
Всё в лавке чистенько и полочки в цветах?
Девушка отвечает:
- А это – чистоты и красоты залог.
Купите, сударь, мыло,
Хоть часть,
Хоть весь кусок!
Прохожий берёт в руки кусок мыла и говорит:
- Чудесный вид, приятный дар.
Хвалу я господу воздам:
От мыла навсегда уйдут
Болезни грязных рук!
III. Практическая работа
“В России промышленное производство было налажено при Петре Первом. Очень известным было мыло фабрики Лодыгина. Его готовили на коровьем, миндальном масле – белое и цветное, с духами и без.
Оказывается, мыло в форме огурцов впервые было изготовлено в России в 19 веке на фабрике Генриха Броккара. Оно было так похоже на настоящий овощ, что трудно было удержаться от покупки!
Сегодня мы с вами узнаем секрет изготовления такого мыла по современным технологиям. Самодельное мыло в красивой упаковке – прекрасный подарок друзьям.
Приглашаю вас в “лабораторию алхимика”.
- Дети стоят за столами. Столы – по кругу.
За одним из них – мастер – алхимик в колпаке и фартуке.
Ведущий – мастер предлагает детям стать его учениками – подмастерьями.
Он раздаёт всем фартуки и наборы в коробках.
Набор рассматривают и обсуждают, что это и зачем.
- У мастера на столе микроволновая печь. Он показывает весь процесс изготовления мыла и уточняет, как ученики его поняли.
- На экране компьютера дети просматривают
видеоряд “Слайды” с изображением самодельного
мыла и рецептами его изготовления и упаковки.
Обсуждают и выясняют хитрости раскраски и ароматизации будущих изделий.
- Далее под руководством мастера дети, получив жидкую основу, начинают практическую самостоятельную деятельность по изготовлению продукта.
- Через некоторое время, когда продукт застыл, они по-очереди показывают своё изделие, рассказывают о нём и упаковывают.