Цели урока:
- Образовательные:
- обучить написанию сочинения-описания природы в художественном стиле;
- продолжить формирование умения составлять связный текст;
- вырабатывать орфографическую зоркость.
- Развивающие:
- развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов стихотворений, картин, музыкальных произведений;
- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
- развивать связную речь и логические умения составлять законченное сочинение-описание.
- развивать коммуникативную, языковую и культуроведческую компетенцию.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, живописи, музыке, поэзии;
- воспитывать самостоятельность, творческую активность.
- Практические:
- включить всех и каждого не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом, картиной, музыкальным произведением;
- на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Приложение 2); раздаточный материал: листы для сбора рабочего материала, примерный план сочинения – описания природы в художественном стиле, отрывки из стихотворений (Приложение 1).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, сообщение темы. Беседа. | Ребята, посмотрите на тему нашего
сегодняшнего урока (Слайд 1). Скажите, это строчки
из стихотворения какого автора? Как вы думаете, о
каком времени года сегодня пойдёт речь? Вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями композиторов, поэтов, художников об осени. Мы будем учиться у мастеров слова красиво выражать своё отношение к осени. К концу урока у вас должен накопиться рабочий материал, который поможет вам написать сочинение об осени. А какие чувства вызывает осень у вас и почему? Обращаю внимание, на столах у вас раздаточный материал. Работа по сбору материала ведётся в рабочих листах. |
Называют имя А.С.Пушкина.
Высказывают мнения, что осень вызывает и
положительные, и отрицательные эмоции, потому
что осень может быть очень разной. |
2. Определение целей урока. | Объявляю цели урока. Вспомним, что нужно для того, чтобы написать хорошее сочинение? Итак, наша задача описать свою осень, опираясь на чувства, которые вызывает данное время года, используя знания, полученные на уроке. |
Отвечают, что нужно сформулировать основную мысль, собрать рабочий материал, логически выстроить сочинение. |
3. Сбор рабочего материала. Анализ стихотворения. Лексическая работа.
Слово учителя
Анализ стихотворения
Описание картины.
Анализ стихотворения.
Анализ стихотворения.
Анализ стихотворения.
Описание картины.
Звучит произведение П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Слово учителя.
Анализ стихотворения.
Описание картины.
Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа К.Паустовского «Жёлтый свет». |
Учитель выразительно читает
стихотворение А.С.Пушкина. «Унылая пора! очей очарованье!» (Слайд 2) Сени, очарование, чары (Слайд 3) Какое чувство Пушкин испытывал к осени? – Какие строки дают нам возможность сделать такой вывод? – Как называет Пушкин осень? – Нет ли противоречия в этих строках? Какой приём выразительности использует автор? Подберём синонимы к слову очарование и запишем их в рабочие материалы: Это оценочные эпитеты. Вернёмся к стихотворению. Почему автор использует выражение «прощальная краса»? «Пышное природы увяданье». Чем интересна эта строка? Какие ещё приметы осени есть в этом стихотворении? Что меняется в природе? А вы никогда не задумывались над тем, что осень
может быть очень разной, поэтому и отношение к
ней даже у одного человека противоречивое.
Такую же «мирную» осень изображает И.Левитан на
своей картине «Золотая осень». (Слайд 5)
Рассмотрим эту картину. Что на ней изображено?
А помните стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в
осени первоначальной», созвучное этой картине?
Оно не повторяет левитановскую «Золотую осень»
(да это и невозможно: близнецов в искусстве не
бывает), но так близко ей по настроению (Слайд 6). А как называет Тютчев красоту осени? Много примет осени и в стихотворении Ребята, какое изобразительное средство автор
использует в этом стихотворении? С чем автор сравнивает лес? Почему? А чем пахнет осень у Бунина?
Об осени писали многие поэты и художники.
А теперь, ребята, давайте вспомним звуки,
которые у нас связаны с приходом осени. Какие это
звуки? Мы сказали, что звуком осени является шум ветра.
Именно с ветра начинается осень ветров. Ветер
старается сорвать пышное убранство лесов,
растрепать траву и подхватить на своих крыльях
птиц, улетающих в тёплые края. Он несёт уже не
прохладу, а резкую колкость холода. Это отчётливо
видно в стихотворении Н.Заболоцкого «Но вот
приходит ветер» (Слайд 10). Как изменяются краски? Какая она, осень ветров? И вот, когда осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю, становится по-настоящему грустно, как в стихотворении А.Плещеева «Скучная картина» (Слайд 11). Это пришла осень дождей, и мы иногда начинаем
чувствовать себя беззащитными перед наступающим
холодом, перед непрерывными дождями, перед
свирепостью мечущихся ветров. А посмотрите как А.Саврасов на своей картине
«Просёлок» изобразил осень дождей (Слайд 13). Ребята, а давайте вспомним, кто из
писателей-прозаиков писал об осени? |
Находят стихотворение в раздаточном
материале, слушают учителя, следят. Говорят о
любви поэта к этому времени года.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А.К.Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье», остальные следят, слушают. Записывают в рабочие материалы «осень мирная»
Луг, деревья на лугу, речка, вдали виднеются
поля. «Первоначальная», ранняя. Вспоминают приметы осени, записывают их: стали
дни холоднее, стаи птиц улетают, деревья в
разноцветном уборе, солнце реже смеётся…
Выписывают лиловый, золотой, багряный; лазурь
голубая, небо синеет… Записывают в рабочие материалы звуки осени: шум ветра, шорох сухих листьев под ногами. Слушают музыкальное произведение.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Остальные следят.
Самостоятельно работают со стихотворением.
Скучная. Тучи без конца, дождик льётся.
Дополняют рабочие материалы.
Вспоминают, что недавно на уроке записывали
отрывок из произведения Паустовского, речь шла
об осине. Именно это дерево осенью даёт нарядный
убор. |
4. Заключительный этап урока. Подведение итогов. | Вот и подошло к концу наше с вами
путешествие по осени. Благодаря произведениям
мастеров живописи, музыки, поэзии, мы увидели
осень во всей красе. Материал для сочинения готов. Тема сочинения может быть широкой: «Осень – моё любимое время года», «За что я люблю осень?», «За что я не люблю осень?»; а может быть узкой: «Осенний сад», «Осень в лесу», «Осень дождей», «Золотая осень» и т.д. Объектом описания может быть лес, сад, двор. В сочинении должно быть вступление и заключение. У вас на партах есть план, по которому мы сегодня работали. Этот план поможет в написании сочинения. Можно использовать слова из стихотворений, оформляем их в кавычках, ссылаясь на автора. Попробуйте сами сочинить стихотворение. Всем спасибо, творческих находок! |
Просматривают рабочие материалы. |