Эстетическое воспитание школьников в семье

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения: родительский лекторий.

План

  1. Подросток и эстетическое воспитание
  2. Кино в жизни ребенка.
  3. Круг  чтения.
  4. Природа и дети.

Мечта родительская однозначна; видеть своих детей прекрасными людьми и счастливыми. Мы с вами хотим, чтобы только хорошие, ожидало нашей детей. Вот сегодня мы должны с вами поговорить, как это прекрасное – понимание мира – воспитать в детях.

Вы сейчас возможно, вздохнете, где уж тут прекрасное, хоть бы плохое не пристало. Ведь, кажется, совсем недавно ваш ребенок был в меру спокоен, вежлив, с должным вниманием и охотой воспринимал указания родителей. А теперь, буквально на глазах, он меняется – делается дерзким, легковозбудимым, указания старших встречает с сопротивлением, стремиться, все сделать наоборот!

В семье меняется обстановка, возникает известная напряженность в отношениях родителей с детьми. Наблюдая происходящие изменения, родители, часто недоумевают, упрекают друг друга в ошибках воспитания, начинают размышлять, кто же так плохо повлиял на их детей, кто мог подать им такой скверный пример. А на самом деле корни изменившего поведения ребенка совсем другом. Кончились годы детства, наступила пора отрочества. Н.К.Крупская писала; «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут», и важно в это время найти путь к сердцу ребенка, иначе родителей ждут неудачи и конфликты. В эти годы – годы становления личности – особое значение приобретает эстетическое воспитание.

У подростка формируется основные нравственные устремления, создаются отчетливые представления о хороших и плохих поступках человека. В эти годы перед ребенком отчетливо встает вопрос: на кого походить, с кого брать пример?

Подросток зорко присматривается к тем, кто постарше, к своим сверстникам. И если кто-то из них пленил его, он стремится подрожать в манерах поведения, в отношениях к людям, к тем или иным вещам. Хорошо, если этот идеал для подражания будет достойным, а если нет?

Подростка привлекают всевозможные приключения, погони, острые ситуации, яркие характеры. Хорошо, когда силу он увидит в «дяде Коле», который, придя домой с работы, помогает своей жене, соседям, а не «дядя Вася», который хвастается своей силой, «две бутылки выпил и ничего». Хорошо когда яркий характер раскроется в соседе, который выращивает цветы, собирает коллекции, считает, что самое ценное – это книги. А если это будет сосед, с жаром рассказывающий, какое приключение было на рыбалке, наперекор рыбнадзору. Как трудно ребенку отличить красивые поступки и не очень. И учтите, что это осложняется тем, что он, в силу физиологических факторов, скрытен. Согласитесь, что самые сложные вопросы, волнующие наших семиклассников, для нас родителей неведомы. Мальчик, ходивший с папой на прогулки, не хочет идти даже купаться, оказывается, ему не нравится, как папа смеется. Девочка не хочет идти к любимой тете – она за столом «чавкает». Ребенок не сказал маме о родительском собрании, а причина проста; не нравится цвет маминых волос, прическа. Все замечают наши дети, всему дают оценку. Как сделать, чтобы оценки эти были правильными? Вот здесь на помощь может прийти искусство.

Давайте поговорим о киноискусстве. Сколько фильмов смотрят наши дети; детских и взрослых, художественных и документальных? Не будем сегодня говорить о «зрительной перегрузке», поговорим о том, как мы воспитываем детей при помощи искусства. Наверно подумали, да никак не воспитываем, смотрим и все. Увы, это глубокое заблуждение, присмотритесь к зрительному залу. Разве не случалось наблюдать, как в самых трагических местах картины раздается смех, звучит ироническая реплика остряка, где-то слышатся всхлипывания.  Одни реплики способны охладить эмоциональных людей,  другие – полить масло в огонь и растравить чувство жалости.

Очень важно, кто окажется рядом. Вот благодатная почва для воспитания хорошего вкуса и высоких нравственных идеалов. Ничей авторитет не сравнится для ребенка с родительским авторитетом.  Задача родителей – учить ребенка понимать и правильно оценивать происходящие поступки на экране. А как часто мы одной фразой перечеркиваем шедевры искусства;  «Опять про войну, надоело», а идет «Баллада о солдате». И это началось воспитание.

Хочу привести пример. В семье чтили искусство воспитания, даже ходили с сыном в кино и на спектакли. Ничего не предвещало грозы, и вдруг сын перестал слушаться родителей, на контакт не шел. Что случилось? А дело оказалось вот в чем. Шли из кино с мамой, восхищались смелым героем, который не боялся сказать правду в лицо, а если надо, то и дать отпор негодяем. Через несколько дней они шли из магазина и увидели, как трое парней избивают одного. Сын рванулся на помощь, но мать не пустила, несмотря на то, что был день, что один мужчина направился  дерущимся. Значит, все-таки главное не только обсудить фильм, высказать правильное мнение « как нужно», главное поступить, как говоришь. Ведь ребята чуткий народ, они улавливают любую фальшь. Не зря детский писатель Гайдар говорил, что для детей надо писать так,  как для взрослых, только ещё лучше. Не сами ли мы воспитываем подобными методами неверие, скептицизм у ребят, ведь привыкают они, что на словах одно, а на душе другое. А мы потом говорим: «Ах, какой невнимательный, я ему про свои волнения, тревоги, а он и слушать не хочет». Так ведь он привык, что вы говорите не то, что чувствуете.

Но вернемся к киноискусству. Конечно, дети взрослеют, им интересно уже пойти в кино с друзьями. Выберете время сходите, и вы на это фильм, вслушайтесь в разговор, в мнения сына или дочери, их друзей, выскажите свою точку зрения. Сделайте телевизионные передачи своим другом, сила искусства велика, она во многом вам поможет, даже в мелочах; в моде, привычках.

Несколько слов о книге. Наши дети читают очень мало. Не спорю, вы можете сказать, что и так слишком много времени сидит за уроками, а в свободное время смотрят телевизор и играют на компьютере.  Ограничите просмотр телепередач и подумайте, когда вы сможете хоть раз в неделю заняться громкой читкой. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку привычку читать, так же как привыкаете умываться, чистить зубы, ваш ребенок не раз помянет вас добрым словом.

«Какие книги читать?» – спросите вы. Благодатный материал дают нам книги о Великой Отечественной войне. Подростки любят читать эти книги. Школа особенно в этом году уделяла большое внимание ветеранам. Книги о войне, о людях войны воспитывают патриотизм, помогают пробудить отзывчивость, сострадание в душах ребят. Это нужно не мертвым, это нужно нам с вами. Ведь сегодняшнее поколение, выросшее в счастливое время, порой не умеет откликаться на чужую боль. Разве вы не видели, как на Мамаевом кургане веселиться подвыпившие парни, разве не слышали презрительных хмыканий, когда не очень правильно говорить взволнованный ветеран, и примеров таких можно привести много. И в этом случае прийти на помощь может книга и ваша беседа.

Следующий аспект эстетического воспитания, которого мы касаемся, – будет природа. Многие могут сказать; «Здесь все в порядке, дети все любят природу». Да, за последнее время культура отношений между человеком и природой поднялась на ступеньку выше. Как часты случаи, когда из-за пропавших Барсиков, Пушков в семье разыгрывались «трагедии», зато «Чужих» котов, можно, спускаясь с лестницы проходя ударить ботинком. Как часто наши дети с умилением и с восторгом гладят лепестки цветов на даче, дома, а в школьный горшок с цветком кладут бумажки из-под конфет. Эти примеры еще раз говорят, что и в этом отношении есть у нас недостатки. Чтобы воспитать любовь к природе, можно воспользоваться книгой, интернетом, поездкой. Любовь к природе – это, прежде всего развитее нравственного чувства, которое мы все хотим,  видит в наших детях – развитие доброты. Пусть интерес и любовь к природе помогут стать им человеком.

Мы с вами сегодня побеседовали, как через различные виды искусства – воспитать прекрасные чувства в детях; чуткость, смелость, доброту, отзывчивость, уважение к окружающему миру.

Литература:

  1. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. – М.: Просвещение, 1978
  2. Теория эстетического воспитания /Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. – М.: Искусство,1979. – 255 с