Цели урока: формировать умения
- находить придаточное определительное в сложноподчинённом предложении;
- различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
- производить синонимичную замену придаточных определительных там, где это необходимо.
Этапы урока
1. Организационный момент
Цели и задачи.
2. Проверка домашнего задания.
Упражнение 33.
- Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
- На пустыре, который был перед школой, разбили сад.
- Поездку на остров пришлось отложить, так как на море разыгрался шторм.
- В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.
- Мы надеялись, что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах.
- Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.
Задания:
а) чтение предложений,
б) комментарий основ;
в) инд. задание: проверка дом. упр. у двух
девятиклассников сильным учеником с
комментарием.
3. Лексико-орфографическая работа
Отработка умения правописания слов: гостиная, аккомпанемент, аккомпанировать (вспомните тренер, тренировать), идеология, идеологический (упражнение 47, с.24).
Задания.
Групповая работа:
Cлова: аккомпанемент, аккомпанировать
– 2 ученика (за партой) выясняют лексическое
значение.
Cлова: идеология, идеологический –
выявляют состав 2 ученика (за партой) – учитель
комментирует у доски, используя слово идеал.
Учитель с классом в это время, работая над правописанием слова гостиная, выясняя состав, вспоминают написание н в суффиксах прилагательных.
Закрепление правописания:
Составьте и запишите, используя данные слова:
1 вариант: предложение с определением,
выраженным причастным оборотом, стоящим после
определяемого существительного;
2 вариант: с определением, выраженным
причастным оборотом, стоящим до определяемого
существительного.
Взаимопроверка записанных предложений с комментарием одного ученика.
Вопрос классу: чем могут быть выражены определения в предложениях? (Прилагательными, причастиями – чаще всего, определения могут находиться до и после определеямого существительного.)
Индивидуальная работа:
Пока класс составляет предложения, 2 ученика работают по карточкам у доски.
Карточка № 1.
Провести фонетический разбор слова идеологический по образцу – количество букв, звуков, количество согласных, мягких согласных и твёрдых.
Карточка №2.
Провести фонетический разбор слова аккомпанировать по образцу – количество букв, звуков, количество согласных, мягких согласных и твёрдых.
4. Актуализация знаний
Задание 1. Нахождение соответствий. Устная работа с раздаточным материалом.
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам.
1) Простые предложения – | …это такие предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. |
2) Сложные предложения – | …это сложные предложения без союзов и союзных слов. |
3) Сложносочинённые предложения – | …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. |
4) Сложноподчинённые предложения – | …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. |
5) Бессоюзные предложения – | …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. |
Задание 2. Индивидуальная работа с карточкой. Пока класс выполняет Задание 1, один ученик рассказывает теорию по карточке. Заполни таблицу. Расскажи теорию о видах СП.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
? |
СОЮЗНЫЕ |
|
|
Сложносочинённые |
? |
– Итак, вспомнили теорию, выполним письменное задание.
Задание 3. Различение предложений на слух. Распределительный диктант.
В тетрадях небольшая таблица:
ПП.
БСП.
ССП. СПП.
4
1
3
2, 5
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
1. Распустились почки на деревьях, прилетели
птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.
5. Объяснение нового материала
– Переходим к теме сегодняшнего урока. Мы
вспомнили, что определения могут быть выражены
прилагательными, причастиями, стоящими до и
после определяемого слова. Эта информация нам
пригодиться.
Все придаточные в сложноподчинённых
предложениях делятся на три группы. Сегодня речь
пойдёт об одной из них: придаточные
определительные.
Запись на доске:
Сосна, посаженная дедом, давно превратилась в могучее дерево.
(Разбор предложения, составление схемы.)
Замените обособленное определение придаточным предложением: запишите полученное предложение, определите способ связи придаточного с главным; составьте его схему.
(Сосна, которую посадил дед, давно
превратилась в могучее дерево.
Сосна, что была посажена дедом, давно
превратилась в могучее дерево.)
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
1) придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него. А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками: глагол усиливает значение действия; причастный оборот подчеркивает признак предмета;
2) для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные;
3) одна и та же мысль может быть выражена различными синонимическими конструкциями, но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, сложноподчинённые предложения с придаточным определительным употребляются как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот – преимущественно в книжной.
Известно, что И.С.Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал. А.С.Пушкин говорил: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом».
Чтение теоретического материала учебника на с.20. Первичное применение нового материала.
Задание 1. Анализируем предложения.
а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой), где я провёл изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)
Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову, которое и связывает главное с придаточным.
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.
Чертим схемы предложений.
Вывод по 1 заданию: придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и связаны с главным с помощью различных союзных слов. Например : (запись на доске)
которая
была ярко освещена.
что
находилась справа.
Мы вошли в ту комнату
(какую?),
куда нас пригласила хозяйка.
откуда
доносились голоса.
где
были сложены вещи.
6. Закрепление материала
1) Редактирование
Исправьте предложения, заменив в одном из
придаточных союзное слово который
союзными словами где, куда, откуда, когда.
Исправленные предложения запишите, расставляя
знаки препинания.
Дом, в которой поселились строители, был окружён
тайгой, в которой (где) было много дичи.
Поезд, на котором ехал Глеб, прибыл на станцию в
час, который (когда) все ещё спали.
2) Работа с текстом
Маша прошла несколько шагов с того места, где тропа огибала высокий осокорь, и остановилась.
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл таким алым и влажным огнём, что даже ранний солнечный свет рядом казался холодным и бледным. Казалось, что цветы эти навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя.
Кое-где заросли шиповника прерывались, и в прогалинах цвёл стройными свечами синий шпорник. За ним в неслыханной густоте вздымалось разнотравье: красная и белая кашка, белоснежный поповник, дикая мальва с прозрачными на свету розовыми лепестками и сотни других цветов, чьи названия Маша не знала.
Перепела с треском вырывались из-под ног. Жаворонки подымались ввысь, но звон их почему-то не совпадал с тем местом, где они вились в небе, а казалось, что доносился с реки.
(По К.Паустовскому)
Вопросы:
- Докажите, что данный отрывок является текстом.
- Определите стиль и тип речи.
- 1, 2, 3 варианты работают устно по абзацам 1, 2 и 3.Найти СПП с придаточным определительным.
- Письменно весь класс работает над 4абзацем. Выписать предложение с придаточным определительным. Чем необычно предложение? (Опережающее обучение: сочинительная и подчинительная связь в СП.)
3. Упражнение 46, с. 24.
Дайте определение слову:
1 вариант – окончание; 2 вариант –
существительное.
– Скажите, какое определение отнесём к книжной речи – с причастным оборотом или с придаточным определительным? (Причастный оборот употребляется преимущественно в книжной речи)
7. Итоги урока
Результаты. Домашнее задание – упр.36, с. 21, параграф 6, с.20.