“Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека” Томас Манн.
Главный результат гражданского образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общения, чем способствует цивилизованному диалогу в обществе. Гражданское образование обладает ярко выраженным воспитательным потенциалом. Оно может быть реализовано через различные модели построения содержания работы.
Для работы с детьми я выбрала проектную модель гражданского образования, которая содержит разработку и реализацию проектов социально-правового направления.
Цель моей работы по теме “Воспитание гражданской активности у детей начальных классов посредством социально-правового проектирования” состояла в том, чтобы начать формировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь, осознающую себя гражданином своей страны. Я предположила, что результатами такой работы станут выраженная гражданская позиция учащихся, их готовность и способность реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей.
Работу по теме проекта мы начали с учащимися в 3 классе. Первым этапом работы был проект “Российская геральдика”. В рамках этого проекта мы посетили городскую детскую библиотеку “Первоцвет”. В читальном зале библиотеки детям рассказали о геральдике России, Иркутской области, нашего города. Затем мною была проведена рефлексия по данной теме на классном часе. На следующем этапе проектной деятельности мы с детьми разучивали гимн России, готовились к донесению изученной информации до первоклассников.
В конце сентября для учеников первого и второго класса ребята провели беседу о символах нашего государства, спели гимн России. Для закрепления материала мною была проведена игра “Как я знаю символы государства Российского”.
В продолжение этой темы каждый из учеников в рамках классного конкурса создавал флаг класса. Выбран был общим голосованием флаг Марины К., который отражал глубокое содержание. Флаг двухцветный: красный цвет обозначает стремление получать только пятерки, синий – путешествие на Планету Знаний. На фоне синего цвета 15 звезд – это ученики нашего класса, 3 звездочки другого цвета – это педагоги. На синем фоне – летучий корабль, на котором мы путешествуем на Планету Знаний.
Далее дети по желанию разделились на три подразделения, были выбраны командиры подразделений. Каждое подразделение придумало свое название и девиз:
- Космическое ЦСКА
Девиз: ЦСКА – чемпион, побеждает только он.
Звездный десант.
Девиз: Звездный десант никогда не отступает, а всегда побеждает.
- Космические туристы.
Девиз: Мы космические туристы, помогаем и творим, на Венере побывали и на Марс теперь летим.
Каждым подразделением была придумана своя эмблема, где дети объяснили все символы. Для каждого подразделения было отведено свое место в классном уголке, где помещен список подразделения, название, девиз, эмблема, план мероприятий, “Цветок Знаний”, на котором будет приклеиваться лепесток, когда каждый пункт плана будет реализован. (Цветок Знаний – форма соревнований между подразделениями.) Общий план был составлен в форме путешествия на Планету Знаний по космическим станциям.
Вторым этапом работы над темой “Воспитание гражданской активности у детей с нарушениями зрения посредством социально-правового проектирования” был долгосрочный проект “Подари детям радость”, цель которого исследовать проблему реализации прав и свобод детей, живущих в детских домах, выявить устройство жизни детей-сирот и проблемы адаптаций к жизненным условиям выпускников детских домов.
Задачи проекта:
– изучить правовые документы, законы о правах детей;
– выявить причины пополнения детских домов, их жизненные условия;
– оказать посильную помощь в улучшении жизни детей-сирот.
Предполагаемый продукт проекта – создание диафильма “Подари радость детям”.
Тема проекта была выбрана мною неслучайно. Современные дети зачастую даже не знают, что такое сострадание. Из бесед с детьми было выяснено, что они испытывают это чувство, когда речь идет о бездомных животных, а о том, что есть люди, которые нуждаются в сострадании и помощи, никогда не задумывались. Перед началом работы над проектом я провела ряд бесед с детьми, объясняя им, что большинство детей опекают их родители, но бывает и по-другому.
Я предположила, что чем больше учащиеся будут знать о проблеме детей из детских домов, тем чаще будут задумываться о своем современном положении: ценить семью и учиться доброму, человечному поведению. Они научатся быть милосердными, ответственными не только за себя, свою судьбу, но и за судьбу близких людей и, прежде всего, детей и престарелых родителей.
Предварительно была проведена работа с родителями: они ответили на вопросы анкеты о согласии участия детей в проекте. В заполнении анкеты участвовали все родители класса.
По реализации проекта совместно с детьми запланировали ряд мероприятий, изучили главные законы о правах детей.
Работа над проектом “Подари детям радость” началась в начале учебного года с классного часа, на котором решили, что мы можем сделать для детей-сирот и составили план. Подумав, какую конкретную помощь мы можем оказать детям-сиротам, решили собрать им посылку с подарками. Каждый ребенок принял участие в этом важном деле. Дети брали деньги из своих копилок, чтобы купить подарки и порадовать ребятишек.
В работе над проектом детям помогали родители. Для того, чтобы узнать информацию о детях-сиротах в нашем городе, дети вместе с родителями ходили в отдел опеки, но такую информацию им не дали. Из различных источников они узнали, что в Усть-Илимске есть три учреждения, где живут дети-сироты, что их количество с каждым годом растет.
В рамках проекта мы приглашали в класс работника читального зала библиотеки “Первоцвет” Елену Владимировну. Она провела с детьми беседу о значении семьи в жизни человека, о том, что надо бережно относиться к своим родителям
Все ребята класса читали произведения М. Горького, А. П. Чехова и других авторов о детях – сиротах, собирали вырезки из газет о детях-сиротах, из которых познакомились заочно с маленькими ребятишками, которые остались без родителей.
В рамках проекта нами был посещен детский социально-реабилитационный центре “Колосок”. Мы принесли ребятишкам подарки и выступили перед ними с постановкой пьесы Осеевой “Осень”. Дети взяли интервью у работников приюта.
Впечатления от посещения детьми можно понять по сочинению Марины К.: “Мы с классом ходили в социально-реабилитационный центр “Колосок”. Лично меня впечатлила обстановка: очень большой, дорогой спортзал, душевая кабина, игровая, психологическая комнаты. Там много чего интересного: большие геометрические фигуры, круглый стол и многое другое. Но я заметила, что дети какие-то грустные, печальные. Даже если они живут в такой обстановке, им все равно чего-то не хватает: самого-самого главного – родителей. Одеты они хорошо – весь город помогает. Очень там красиво, дети приветливые, но в душе у них все-таки спряталось слово “мама”. Если бы я была ребенком – сиротой, то мне не нужно было бы ничего, ни тренажерный зал, на комната отдыха, а мне нужна была бы только мама! Очень много детей на свете, но есть одни дети, которые живут на свете и ждут свою маму!
По синему морю,
Зеленой земле
Лечу я на белом
Своем корабле…
Песня Мамонтенка… Раньше я думала, что это просто песенка, но со временем я поняла, что это песня про мальчика, который ищет свою маму. Значит, у него нет родителей, и он сирота? Но он ее найдет! Кажется, просто песенка, но, если вдуматься, то смысл в ней большой”.
Прочитав такое сочинение ребенка, чувствуешь большое удовлетворение от проделанной тобой работы. Ведь получили дети, работая над проектом, частицу добра, которое, как маленькое семечко, брошенное в землю, постепенно разрастется и превратится в большое красивое дерево. А когда у человека в душе много добра, он будет дарить его людям, он будет хорошим человеком, любящим своих близких, свою Родину.
Продуктом работы над проектом стал диафильм “Подари детям радость”. По выдержкам из сочинений детей к каждому кадру – рисунку можно проследить всю проектную деятельность.
На конец года среди учащихся класса был проведен опрос посредством ситуаций для выявления уровня патриотического воспитания и тест “Об уважении и сострадании”.
На основе проведенного обследования я сделала вывод, что цели, поставленные мной, частично достигнуты. Выявлены проблемы: не всеми детьми до конца усвоены такие понятия, как уважение, сострадание, основы, на которых строятся отношения между людьми. Выделила группу детей, на которых надо обратить особое внимание в плане нравственного воспитания. Над решением этих проблем я запланировала работу в 4 классе.
В 4 классе работу по теме “Воспитание гражданской активности у детей начальных классов посредством социально-правового проектирования” запланировала в рамках долгосрочного проекта “Мы своей семье благодарны, семьею своею горды”. Мною был составлен паспорт проекта, ориентированный на работу с учащимися в течение всего учебного года.
В начале учебного года в классе совместно с детьми было проведено родительское собрание, на котором родители и дети были ознакомлены с проектной разработкой. Затем я провела среди родителей анкетирование с целью выявления понимания родителями важности нравственного воспитания в семье.
По результатам анкетирования я сделала вывод о том, что родители понимают важность нравственного воспитания в семье, они стараются быть примером для своих детей, видят в них положительные и отрицательные качества, стараются их корректировать, не боятся обратиться за помощью к классному руководителю.
Положительным моментом, который выявило анкетирование, является то, что родители смогли перечислить свои положительные качества и качества ближних родственников, которые они хотели бы видеть в своих детях.
Далее с детьми был проведен классный час “Мое отношение к своим корням и истокам”, на котором дети попытались проанализировать, на– сколько они знают свои корни, было ли у них желание когда-то узнать историю своих предков. В результате мы увидели проблему: мало кто из детей задумывается о прошлом своей семьи, ни у кого никогда не возникало желание начать его изучение. Решением классного часа было: начать работу над проектом “Мы семье своей благодарны, семьею своею горды”, каждому ученику завести папку для сбора материала об истории своей семьи.
Учащиеся предложили нарисовать рисунки “Моя семья”, написать сочинение “Как познакомились мои родители”. Дети были очень довольны тем, что они узнали много нового о своих папах и мамах, свою семью рисовали, в основном, на отдыхе. На рисунках были изображены все члены семьи. Это говорит о том, что дети чувствуют себя в семье полноправными членами, им комфортно в своей семье, они любимы ее членами. Каждый ученик свой рисунок вложил в свою папку под названием “Мы своей семье благодарны, семьею своею горды”. Эти рисунки стали началом исследования.
В октябре дети провели диагностическое исследование “История моей жизни в датах и событиях”, где учащиеся обозначили для себя самые значимые события своей жизни. Результат исследования был вложен каждым учеником в свою папку.
В конце первой четверти в классе проведено родительское собрание “Нравственные основы воспитания ребенка в семье”, на котором я постаралась объяснить родителям важность изучения своих корней для становления личности ребенка. Здесь возникла такая проблема, что двое родителей высказали такое мнение, что они не хотели бы, чтобы дети знали каких-то родственников по личным причинам. Решили, что отражать в исследовании члены семьи будут то, что посчитают нужным.
В ноябре на классном часе в форме таблицы каждый ребенок составлял план изучения своей семьи, распределяя самостоятельно время по месяцам. Так в папке каждого учащегося оказался свой план.
Пример:
Что я буду делать |
Сроки |
Результат |
Генеалогическое древо |
Ноябрь |
Узнаю все о своей семье |
Письмо на родину мамы |
Декабрь |
Узнаю мои корни |
Герб семьи |
Январь |
Пойму, что значит для меня моя семья |
Заполню папку |
Февраль |
Перенесу свои
знания о семье на бумагу |
Мы договорились о том, что в период с ноября по февраль дети по своим индивидуальным планам будут работать по своему плану: собирать фотографии, грамоты, семейные реликвии, писать письма родственникам и т.д. Здесь надо отметить, что им активно начали помогать родители. Детям в выполнении плана мною оказывалась посильная помощь.
Работа над мультимедийной презентацией заинтересовала детей. Я всего два раза показала им, как делается презентация и из 12 детей класса в апреле выступили с самостоятельно выполненной презентацией “Мы семье своей благодарны, семьею своею горды” 7 человек. Уровень исполнения презентации, конечно, был разный, но видно было, что дети старались, и могут выполнять самостоятельно достаточно сложную работу.
Помимо работы над проектом “Мы семье своей благодарны, семьею своею горды”, четвероклассники были ведущими всех школьных праздников. Они исполнили все роли, не прибегая к помощи взрослых на Новогоднем утреннике. Особо следует отметить подготовку ребят к празднику, посвященному Дню Победы. Дети под моим руководством оформили стенд “Жить – Родине служить”, посвященный истории Великой Отечественной войны: нарисовали рисунки, описали, используя материалы уроков “Окружающий мир”, основные события Великой Отечественной войны. Далее в классе был проведен конкурс на лучших экскурсоводов, которые провели экскурсию для ребят 1, 2, 3 класса. Потом они подобрали стихотворения о войне, выучили их наизусть и рассказали на празднике, посвященном Дню Победы.
В рамках урока “Окружающий мир” дети написали рефераты “История моего Отечества”, цель которых была отобразить историю России от начала ее образования.
Встречая родителей своих выпускников, я слышала от них слова благодарности за работу с детьми по проекту “Мы семье своей благодарны, семьею своею горды”. Оказалось, папки, созданные в процессе работы над проектом, пригодились им и в общеобразовательной школе, и стали реликвией семьи. Родители говорили о том, что, если бы не было этой деятельности, они бы никогда не взялись за такое дело, не узнали бы о своих родственных корнях.
Материалы, представленные в моей работе, дают основание считать, что она способствовала тому, что в процессе проектной деятельности дети частично освоили систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности, стали активными участниками в общественной жизни, научились давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества. Результатами такой работы стали выраженная гражданская позиция учащихся. Они стали признавать равноправие и равноценность различных точек зрения, научились выделять личностный смысл в любой деятельности, стали способны защищать свое достоинство и принимать ответственность за свои слова и поступки.
Думаю, что эта работа научила детей задумываться об их современном положении: ценить семью и учиться доброму, человечному поведению, быть милосердными, уметь быть ответственными не только за себя, свою судьбу, но и за судьбу близких людей, а в дальнейшем – престарелых родителей.