Комплексное занятие на тему "Символика России"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Познакомить детей с государственной символикой России. Закреплять знания детей о Москве – столице России, её достопримечательностях.

Уметь находить и показывать свою страну, её столицу на карте мира, глобусе.

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.

Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.

Оборудование

  1. Карта мира, глобус, плакаты с изображением Российского флага, герба;
  2. Плакаты с изображением достопримечательностей Москвы, карта Москвы;
  3. Плакат с изображением Кремля и Красной площади;
  4. Гимн России (аудиозапись);
  5. Указка.

Ход занятия

Под аудиозапись песни “Широка страна моя родная” дети входят в зал.

Воспитатель: Дети, о чём поётся в песне? Да, это песня о нашей замечательной Родине – России. Россия – это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает.

Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то! Чудесна природа России! Лесистые горы, голубые озёра, быстрые реки.

Ребёнок:

Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей!

Воспитатель:

Прекрасна родная страна, и с каждым днём становится всё красивее: строятся новые заводы, фабрики, спортивные комплексы, театры, школы, детские сады, жилые дома. Складываются новые сказки, стихи, песни. И сейчас мы исполним песню, которая так и называется “Что зовём мы родиной”

Воспитатель:

На голубой планете Земля очень много стран, одна страна от другой отделена границей. Народы разных национальностей живут на планете. У них различный цвет кожи, свои обычаи, песни, танцы, музыка, сказки, и говорят они на разных языках. Мы с вами русские, и говорим на русском языке.

Дети показывают Россию на карте мира, глобусе.

Воспитатель:

Широка и необъятна матушка Россия! Если мы захотим проехать от одного края в другой, то на самом скоростном самолёте будем лететь целый день, а на поезде будем ехать больше недели.

Ребёнок:

Поезжай за моря, океаны
Надо всею землёй пролети
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас не найти!

Воспитатель:

У каждой страны есть своя символика, свои отличительные знаки. Это: флаг, гимн, герб, главный город.

Рассматривание флага.

Воспитатель:

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище. Как называется палочка флага?

Ребёнок:

– Древко.

Воспитатель:

– Из скольких полос состоит флаг?

Ребёнок:

– Из трёх.

Воспитатель:

– На что похожа белая полоса?

Дети:

– На белые ромашки, белый снег, белоствольную берёзу.

Воспитатель:

– Белый цвет означает мир и чистоту совести! А синий цвет что напоминает?

Дети:

– Синее небо, цвет воды в реке, озере, синие незабудки.

Воспитатель:

– Синий цвет означает верность и правду! А что напоминает вам красный цвет?

Дети:

– Красную гвоздику, огонь, красное солнышко.

Воспитатель:

– Красный цвет означает огонь и отвагу.

Издревле на Руси почитались (нравились) такие цвета, как красный, белый, синий. Из тканей таких цветов шили лучшие наряды: голубые и красные сарафаны, белые блузы и рубахи. Красными и синими нитками вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани, вышитыми изделиями украшали крестьянские избы.

Люди говорили “красна девица”, “весна красна”, “синее небо”, “белый свет”, “синее море”. Эти цвета говорили народу о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Вообще в понятиях русского человека – что красно, то и красиво. На этом основании сложилось большое количество народных пословиц. А вы какие знаете?

Ответы детей:

– “Не красна изба углами, красна пирогами”,

– “Жить в добре и красе хорошо и во сне”,

– “Красное солнышко на белом свете чёрную землю греет”.

Воспитатель:

Поэтому не случайно белый синий и красный цвета стали цветами государственного флага России.

А теперь рассмотрим герб России.

Герб – это отличительный знак России. Что он представляет?

Ответы детей.

Воспитатель:

– Да, это красный геральдический щит на фоне которого изображён воин всадник в синем плаще на белом коне. Кого убивает воин?

Ответы детей.

Воспитатель:

Воин копьём убивает змея, а конь топчет его копытами. Также мы видим двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентами. В правой лапе орла– скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите “серебряный всадник”, в синем плаще на серебряном коне. Герб устанавливают на границе, чтобы туристы, гости видели, что здесь начинается Россия. Герб нужен чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков.

Дети, а ещё у нас в России, как и в любой другой стране есть свой гимн. Кто знает, что такое гимн?

Ответы детей.

Воспитатель:

– Да, гимн – это главная торжественная песня. Гимн исполняется каждое утро, с него начинается день страны. Его исполняют на торжествах, во время вручения наград.

А какое основное правило при исполнении гимна вы знаете?

Ответы детей:

– При исполнении гимна все люди встают и слушают его стоя.

Воспитатель:

– И мы с вами сейчас послушаем величественную мелодию гимна.

(Прослушивание аудиозаписи).

В каждой стране есть главный город. Как называется столица России? Кто сможет показать город Москву на карте?

Дети показывают Москву на карте.

Чтение стихотворения В. Брюкова “Москва”.

Нет тебе на свете равных
Стародавняя Москва!
Блеском дней во веки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

Воспитатель:

Москва – город герой, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, символ нашей великой России! На месте, где сейчас расположена Москва, был дремучий лес, текли реки, ручьи. Места были красивые, богатые зверьми, птицей. И они понравились князю Юрию Долгорукому, и в 1 147 году он построил крепость Москов.

На скольких холмах стояли сёла?

Ответы детей.

Воспитатель:

– Да, на семи холмах, разделённых оврагами и речушками, стояли сёла – слободы. В них жили хлебопашцы, скотоводы, охотники. Эти сёла и образовали постепенно город Москву. Основателю Москвы Юрию Долгорукому воздвигнут памятник в центре города. Кто сможет показать его на карте города Москва?

Москва строилась и перестраивалась, и стала красивейшим городом – столицей России!!!

Какую площадь Москвы считают самой главной?

Ответы детей:

– Красная площадь.

Дети показывают на плакате Кремль и Красную площадь.

Воспитатель:

– Что означает слово “Кремль”?

Ответы детей:

– Крепость.

Воспитатель:

В древние времена у Руси было множество врагов и кремль служил укрытием. Со временем крепость рушилась, горела от пожаров. Из чего решил построить крепостную стену Юрий Долгорукий?

Ответы детей:

– Из белого камня.

Воспитатель:

– Поэтому мы и называем Москву белокаменной.

Что вы видите на Кремлёвской Спасской башне?

Ответы детей:

– Часы.

Воспитатель:

– По кремлёвским часам сравнивает время вся наша страна. Давайте и мы послушаем бой кремлёвских курантов.

(Прослушивание аудиозаписи).

Воспитатель:

– В кремле работает наше правительство, во главе с президентом страны. Как его зовут?

Ответы детей:

– Дмитрий Анатольевич Медведев.

Физкультурная минутка с мячами под музыку “Москва – звонят колокола”.

Воспитатель:

– На Красной площади издавна проходили самые важные события: зачитывались царские указы, праздновались победы, проводились и проводятся парады, демонстрации, фестивали, концерты и народные гулянья.

На Красной площади много исторических памятников. В Москве много театров. Какие вы знаете? Покажите их на карте Москвы, и назовите их.

Ответы детей:

– Детский музыкальный театр, театр зверей имени Дурова.

Воспитатель:

– В Москве есть цирки, где выступают клоуны, акробаты, дрессированные животные. Кто из вас был в московском цирке?

Ответы детей.

Воспитатель:

– Нам с вами повезло. От нашего города Воскресенска Москва находится недалеко. Всего 88 километров. И если кто из вас ещё не был в Москве, обязательно там побываете.

Чтобы история России хранилась в веках, в Москве созданы музеи. Это: Исторический музей, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Третьяковская галерея, Зоологический музей, и многие другие.

А какой вид транспорта самый интересный и любимый особенно для детей?

Ответы детей:

– Метро.

Ребёнок читает стихотворение И. Векшегонова “Москва”.

Над Москвой, над Москвой
Дождь пролился проливной
Мостовая как река
Там клубятся облака.
Солнце хитро щурит око
Кремль плывёт, рябит листва
Городов на свете много
Но одна у нас Москва!

Воспитатель:

– Россия много раз побеждала и будет побеждать своих врагов. Одна у человека родная мать, одна и Родина. Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить их своих родников, удивит своей красотой, но защитить сама себя она не может. Защита родной страны – наша обязанность. Любите, берегите и умейте защитить её так, как было всегда, во все времена.

Много пословиц и поговорок сложил народ о своей Родине. Назовите их.

Ответы детей:

– “Родина любимая, что мать родимая”,

– “Если дружба велика, будет Родина крепка”,

– “Жить – Родине служить”,

– “На чужой стороне и весна не красна”,

– “Человек без Родины, что соловей без песни”,

– “Родина – мать, умей за неё постоять”,

– “Нет в мире краше Родины нашей”.

Воспитатель:

– А теперь запомните новую пословицу: “Лучше дела нету, чем родную землю от врагов защищать!”

Двое детей читают стихотворение “Россия”.

Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.

Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы.

Перезвон валдайских Колокольцев
Слышится в журчании ручья
И на ранней зорьке у околицы
Раздаются трели соловья.

А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота!!!

Дети уходят из зала под песню “Широка страна моя родная”.

Литература

  1. В.В. Васькин “Российская государственная символика” – “Детская энциклопедия” – М: 2002 г.;
  2. Е.К. Равина “Герб и флаг России”, “Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами”– М: 2003 г.;
  3. О.Н. Баранникова “Уроки гражданственного патриотизма в детском саду” – М: 2007 г.;
  4. Журнал “Обруч” 2001-2002 гг.