Человечество как часть природы окружено ею и может существовать только в постоянном взаимодействии и постоянном общении с ней. Человек зависит от природы и всё, что ему необходимо (воздух, вода, пища, топливо, сырьё для промышленности), он получает от неё. Природа является источником научных знаний. Человек всегда учился и учится у природы. Общение с природой делает человека добрее, будит в нем лучшие чувства, вызывает положительные эмоции. Любовь к природе у многих закладывается и развивается в детстве. Чтобы привить любовь и бережливость к природе с ранних лет необходимы прежде всего широкая, убедительная, доходчивая пропаганда, вовлечение детей в активную деятельность по охране окружающей среды. Учитель должен не только дать необходимые знания о природе и её законах, но и привить любовь к ней, воспитывать в своих учениках острую необходимость охранять, беречь окружающий мир, заботиться об экологическом порядке на планете Земля.
Я считаю, что экологическое воспитание – одно из самых важных в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки и в стране, и в мире.
Необходимо воспитывать в наших детях людей, наделенных экологической культурой, которых отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.
“Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.”(1)
“С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребёнку от природы, нуждается в соответствующем обучении, поскольку содержание экологического образования может быть освоено только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.
Важно отметить основные черты личности ученика начальной школы, владеющего экологической культурой. Это должен быть учащийся любящий природу, знающий и соблюдающий нормы экологической этики и морали, изучающий и постоянно повышающий уровень своих знаний о природе.”(2)
Экологическое образование неотделимо от экологического воспитания. Конечная цель экологического образования достигается не только овладением совокупности экологических знаний и умений, но и формированием способностей детей к осознанной деятельности.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения, и именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
________________________
- Рявкина О. Челябинский государственный педагогический институт. Курсовая работа. 1.3. “Сущность экологического сознания” 2004 г;
- Вахрушев А.А. Программа творческой мастерской “Экология для младших школьников”. Факультативный курс “Экология для младших школьников” ( разработан как дополнение к курсу “Окружающий мир” по образовательной программе “Школа 2100”).
Цели урока:
- Сформировать первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей; познакомиться с профессией эколога;
- Познакомиться с видами экологических проблем водоёмов, воздуха, почвы, животного и растительного мира;
- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно– следственные экологические связи в окружающем мире;
- Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- Научиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, обобщения;
- Развивать навыки сотрудничества с учителем и другими детьми;
- Учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- Формировать установку на необходимость соблюдения экологического порядка в окружающем мире, экологическую бережливость, потребность в поддержке чистоты окружающей среды.
Характеристика деятельности учащихся на уроке:
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- Находить в тексте учебника ответы на вопросы;
- Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
- Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
- Участвовать в диалогах, дискуссиях, поисково– творческой, исследовательской деятельностях;
- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование:
У учителя: компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация к уроку; картинка Айболита на доску; учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир” для 1 кл.
У учащихся: на столах карточки с названиями экологических групп учёных, конверты с заданиями для групп, листы А4, цветные карандаши (фломастеры), учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир”, сигнальные карточки для обратной связи (красного и зелёного цвета), карточки для рефлексии в виде листочков (зелёного, жёлтого и красного цвета)
Примечание. Перед уроком дети делятся на 4 группы; заранее дети учат стихи и слова к сценке.
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте, дети! Сегодня у нас очень интересный урок. А поможет его провести наш друг – Айболит. Он интересуется, знаете ли вы место, где вы живете, свой домашний адрес?
(Дети называют свои домашние адреса)
Мотивация. Эмоциональный настрой учащихся, подготовка к восприятию нового материала.
Слайд презентации №1
– Наш друг выслушал ваши ответы и утверждает, что у всех нас есть один домашний адрес, один общий дом. И название этому дому – планета Земля. В этом доме хватит места каждому. В доме под названием “Земля” много комнат. Какие же они?
Монтаж. Приложение 1.
Слайды презентации №2– 13
(Выходят дети в костюмах природных сообществ (лес, луг, поле, река, море, горы) и зачитывают стихи из книги В.Степанова ” Родная природа”)
Формирование личной заинтересованности в изучении темы урока. Беседа.
– Вот сколько замечательных комнат в доме “Земля”! Каким вам представился наш общий дом?
(Большим, красивым, добрым, спокойным и т.д.)
– Вы хотите, чтобы Земля всегда была такой красивой? Почему?
– А какой должна быть наша планета, чтобы она всегда была красивой, и на ней сохранялась жизнь на долгие времена?
(На нашей планете должны быть чистый воздух и вода, много растений и животных)
Целеполагание. Постановка целей и задач урока, выбор учащимися своей деятельности на уроке для усвоения нового материала.
– Кто из вас слышал слово “экология”? Что оно означает? Как вы думаете, что нового сегодня узнаем, изучая экологию, чему научимся у этой науки? Зачем будем изучать экологию? Что нужно будет делать на уроке, чтобы понять и усвоить новую тему?
Работа над темой урока. Сообщение новой информации.
– Ребята, Айболит обеспокоен, что Земля в опасности и уверяет, что главный враг нашего дома– грязь.
Слайды презентации № 14,15.
Сценка “Загрязнения планеты”. (Входят дети, загримированные под грязнуль).
– Ребята, к нам пришли гости! Здравствуйте, кто вы такие?
– Мы – загрязнения окружающей среды.
1 и 2 уч.– Мы – сточные воды и отходы производства – мусор. Мы загрязняем реки химикатами, а от них появляется на реках наша помощница – ряска.
3 уч.– Я – ряска, превращаю реки в болота. Я использую свет и воздух, нужные другим растениям и животным водоемов.
4 уч.– А я – отходы атомных станций, живу под землей, но если меня плохо хранить, я буду опасен тысячу лет, и радиация будет повсюду!
5 уч. – Я – нефтяное пятно. Нефтяные танкеры дали течь, сбросили свои отходы в море, и теперь я разлилось по поверхности моря. Меня ликвидировать очень сложно и дорого. Моя главная задача– склеить перья птицам и душить рыбу.
6 уч. – Я – кислотный дождь. Появляюсь от выхлопных газов автомобилей, выбросов заводов и электростанций. Я загрязняю реки, отравляю растения, порчу памятники архитектуры.
7 уч.– Я – выхлопные газы машин. Во мне много свинца, который опасен при вдыхании. Я загрязняю воздух, образуя смог.
8 уч.– Я – парниковый эффект. Я – очень дружу с выхлопными газами машин. Появляюсь я, когда выхлопные газы удерживают тепло в атмосфере, как стекло в теплице. Это нагревает землю, и появляется засуха.
Педагог: – Нужны нам такие друзья, ребята? Как же нам справиться с главными врагами окружающей среды – загрязнениями?
Слайд презентации № 16.
– Айболит подсказывает, что нужно позвать помощницу всей природы – науку” экологию”.
(Выходит ученица – “Наука экология “. “Загрязнения ” пугаются появления экологии и убегают).
Ученица: Я – экология – наука о том, как заботиться о природном мире. Происходит само слово от двух древнегреческих– “oikos”, что означает “дом”, и “ology” – “изучать”. Так что “экология”– это наука о нашем доме. Я помогу вам понять, что наш дом – это весь мир, в котором мы живем. И что наша жизнь зависит от всех перемен, в какой бы части земного шара они не происходили. Соответственно все, что мы делаем даже вдали от наших домов и городов, оказывает 3существенное воздействие на природу, значит – и на нас. Я научу вас бережно относиться к окружающему миру, природе.
Изучение нового материала. Групповая дискуссия.
– Хотите подружиться с экологией?
– От слова “экология” произошло слово “эколог”. Обсудите вместе, кто такие экологи? Чем занимаются экологи?
Совместное обсуждение в группах. Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель дополняет ответы детей: “Экологи – это люди, которые занимаются экологией как наукой. Они защищают природу. Это учёные, которые оберегают всё, что растёт, и всех, кто живёт в природе, от исчезновения. Учёные экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде,
земле, воздуху, растениям и животным. Экологи говорят: “Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать”.
Работа с учебником. Беседа по прочитанному.
Поработаем с учебником на стр.120. Прочитаем текст.
Какой прекрасный праздник придумали экологи? Какой цвет стал символом защиты Земли? Почему же мы часто слышим слово “экология”?
Дидактическая игра. Осуществление межпредметной связи (окружающий мир + математика).
Слайды № 17, 18.
– Давайте представим, что вы – экологи. Каждый из вас будет относиться к одной из экологических групп учёных. Это группы под названием “Земля”, “Воздух”, “Вода”, “Животный и растительный мир”. Как настоящие учёные вы должны решать важные экологические задачи. Быстро и правильно их решить вы сможете, если будете работать дружно, совместно, помогая друг другу, прислушиваясь к мнению друг друга.
Оценочная деятельность учащихся.
Каждая группа решает свою задачу, а остальные проверяют (при правильном решении поднимают зелёные карточки, при неверном красные).
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём.(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.(Бег на носочках).
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд)
Как много мы увидели-
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
Игра “Что не так?” Слайды презентации № 19-22
Айболит путешествовал по планете и сфотографировал окружающую его природу. Но снимки расстроили Айболита. Он просит поиграть в игру “Что не так?”. Узнайте по фото, какая экологическая проблема изображена. Почему эти фото Айболит назвал “экологическими беспорядками?”
Беседа с учащимися по выяснению их личного опыта по изучаемой проблеме.
– Встречали ли вы хоть раз экологический беспорядок? Как вы думаете, а кто виноват в этих экологических проблемах?
Слушание.
Приложение 2.Слайд презентации № 23.
– Послушайте один интересный рассказ, который называется “Страшная история”.
Беседа по услышанному.
– А вы поняли, откуда берётся мусор на улицах? Что нужно делать, чтобы кругом было чисто?
Работа в группах. Поисковая учебно-исследовательская деятельность.
Каждой группе экологов пришли телеграммы.
- Экологической группе учёных “Земля” – “Кругом мусор! Помогите!” Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться ?.
- Экологической группе учёных “Вода”– “Погибает рыба! Помогите!” Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как её спасти?
- Экологической группе учёных “Воздух”– “Трудно дышать в городе! Помогите!” Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?
- Экологической группе учёных “Животный и растительный мир”– “На лугу исчезли бабочки и цветы! Помогите ” Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки и цветы на лугах. Как их защитить?
Дети совместно обсуждают возникшую проблему, ищут полезную информацию в учебнике, приходят к общему мнению, формулируют ответ. Учитель выполняет направляющую роль: помогает детям в обсуждении, подсказывает на каких страницах учебника можно вспомнить нужный материал.
Групповая дискуссия.
Слайд № 24
– Следующее задание для всех экологических групп. Выскажите своё мнение и обсудите своей группой, как вы понимаете изречение: “Все доброе на Земле – от солнца, от воды, от человека.”
– Проверим ваши мысли: “Без солнца и воды нет жизни. В руках человека – сохранение жизни на Земле. Необходимо охранять природу нашей планеты.”
Творческое задание для групп от Айболита. Поисково-творческая деятельность.
Подведение итогов.
Слайд №25
– А теперь давайте все вместе хором прочтём стихотворение со слайда.
– Какое главное правило для всех людей заключено в этом стихотворении? Что же такое экология?
Почему возникают экологические проблемы?
Слайд №26
– Что должны делать дети, чтобы не нарушать экологический порядок?
Учитель: – Все что мы делаем сегодня, может отозваться через сотни лет. Именно поэтому на каждом из нас лежит большая ответственность за наш общий дом – планету Земля. Мы должны содержать ее в чистоте и порядке. Ведь это единственный дом, который у нас есть. Поэтому мы должны нежно любить его, заботиться о нем и не причинять ему вреда.
Рефлексия.
– Что каждый из вас узнал нового сегодня на уроке, что особенно понравилось, что запомнилось? Испытывали трудности? В чём?
– Если всё получалось на уроке – поднимите сигнал – зеленый листочек, если возникали сомнения – жёлтый листочек, если на уроке было трудно – красный листочек.
Рекомендации по дополнительной деятельности вне урока (задание выполняется только по желанию ребёнка, т.к. для первоклассников домашние задания не задаются).
Айболит предлагает: “Если есть желание– выполни задание”– дома можно нарисовать рисунок на тему “Наш дом– Земля”.
Слайд №27
Всем спасибо за урок!
Литература:
- УМК А.А.Плешаков “Окружающий мир. 1 класс”.
- Е.П.Фефилова “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, Москва “ВАКО”2007
- Сборник рабочих программ “Школа России”, Москва “Просвещение” 2011.
- Р.Зелёная, С.Иванов. Рассказы “Сундучок”.
- Детская энциклопедия “Обо всём на свете. Почемучка”. Перевод с английского И. Алчеева Москва “АСТ. АСТРЕЛЬ”2002.
- Энциклопедия “Большая книга эрудита” А.Филонов, Москва “Махаон” 2007.
- В.Степанов “Учебник для малышей. Родная природа” Москва “ФОЛИАНТ-ПРЕСС” 2004.