Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.
Задачи:
- Познакомить учащихся с мультфильмом “Лебеди Непрядвы” Р. Давыдов, А. Снесарев;
- Содействовать развитию у учащихся навыков анализа, работы с источниками, оценивания исторических событий.
- Выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле;
- Оценить значимость данной победы;
- Способствовать формированию чувства гордости за русский народ на примере победы на Куликовом поле;
- Показать роль русской православной церкви в объединении русских земель.
Оформление урока:
Ход урока
Учитель |
Учащиеся |
1. Предлагает прочитать источник. Потом читает сам (слайд №1). | Говорят, о чем идет речь. |
2. Сразу, не дождавшись ответа, пускает следующий слайд с надписью 630 лет назад…. И спрашивает, что же за событие (если уже догадались, то делает акцент на юбилей) Урок наш будет основан на мультфильме, который был нарисован к 600-летнию Куликовской битвы. | |
3. Куликовская битва. Проговаривает цель и задачи нашего урока. Ставит главную цель – вспомнить, что предшествовало битве и определить ее значение в истории России. | |
4. Ролик №1. Учащиеся вспоминают, какое отношение было у Руси с Ордой. | Смотрят фрагмент. |
5. Задает вопросы: Какие отношения были у
Руси с Ордой? Почему русские князья терпели это? И
могло ли, это, по мнению Дмитрия Донского,
продолжаться вечно? Русь страдала от Орды? Русь находилась в состоянии раздробленности. Каждый князь отстаивал интересы своего региона и поэтому не могли дать отпор монголо-татарам, которые собирали дань с русской земли, уводили пленников, чинили разбои и беспорядки. Почему именно в 1380 году появилась возможность дать отпор неприятелю?
Может быть подготовлено сообщение о Дмитрии Донском. |
Учащиеся высказывают свое мнение.
Комментируют фрагмент. Почему именно в 1380 году появилась возможность дать отпор неприятелю? |
6. Русь находилась в состоянии
раздробленности и князья не сильно ладили друг с
другом. Ролик № 2. Донской просит
благословения у Сергия Радонежского. Какова роль
церкви в объединении русских земель? Происходит объединение всех сословий, социальных слоев и возрастных категорий. Ремесленники, крестьяне, дружинники, купцы, горожане – народное ополчение. Учащиеся могут подготовить сообщение про Сергия Радонежского. |
Отвечают на вопросы. Кто мог помочь в
объединение? Какова роль церкви?
|
7. Ролик № 3. Что показывает это фрагмент? Работа с источником “Задонщина”. | Объединение всех земель во главе с
Москвой. Учащиеся читают текст. Резюмируют. |
8. Расстановка сил (Слайд 12). Дмитрий Донской с Дмитрием Боброком накануне битвы съездили на Куликово поле и продумали как расставить войска. Зная, что моноголо-татары, по обыкновению, начнут обходить войско с флангов и зажимать их в кольцо, московский князь велел поставить недалеко от деревни Куликово засадный полк во главе с воеводой Боброком. | Изучают карту. Комментируют, что особенного придумал Дмитрий Иванович. |
9.Ролик № 4. Битва Пересвета и Челубея. Традиционно крупные битвы начинались с противостояния двух богатырей. Оба воина вонзили свои копья в неприятеля, однако Пересвет остался в седле, что символизирует победу. | Ответить на вопросы. Много ли желающих было сразиться в битве двух богатырей? Кто победил в схватке? |
10. Ролик № 5. На нем Донской во время
боя разговаривает с кузнецом. Дмитрий Донской сам сражается на передовой, поменявшись доспехами с боярином Михаилом Бренком. Армия Мамая, убив боярина, подумала, что русский дух сломлен и победа близка. |
Высказать свое мнение о фрагменте.
Отвечают на вопросы. Кто сражается рядом с князем? Почему воевода Дмитрий Боброк выжидает до последнего? |
11. Ролик № 6. “Переломный момент”. | Высказать свое мнение о фрагменте. Отвечают на вопросы: После чего Боброк отдает приказ о наступлении? Что происходит с Мамаем? Что помогло русским войскам победить? |
12. Чтобы ощутить более хорошо то, что творилось на Куликовом поле, учитель предлагает сыграть в игру. “Запахи и звуки”. К доске вызываются два человека для фиксирования ответов, которые будут говорить ребята с места. | Называют запахи и звуки Куликовской
битвы. Звон оружия, лошадиный пот, крики, дрожь земли, запах крови и т.д. |
13. Домашнее задание
|