Куликовская битва

Разделы: История и обществознание


Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с мультфильмом “Лебеди Непрядвы” Р. Давыдов, А. Снесарев;
  2. Содействовать развитию у учащихся навыков анализа, работы с источниками, оценивания исторических событий.
  3. Выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле;
  4. Оценить значимость данной победы;
  5. Способствовать формированию чувства гордости за русский народ на примере победы на Куликовом поле;
  6. Показать роль русской православной церкви в объединении русских земель.

Оформление урока:

  1. Презентация.
  2. Видеофрагменты.

Ход урока

Учитель

Учащиеся

1. Предлагает прочитать источник. Потом читает сам (слайд №1). Говорят, о чем идет речь.
2. Сразу, не дождавшись ответа, пускает следующий слайд с надписью 630 лет назад…. И спрашивает, что же за событие (если уже догадались, то делает акцент на юбилей) Урок наш будет основан на мультфильме, который был нарисован к 600-летнию Куликовской битвы.  
3. Куликовская битва. Проговаривает цель и задачи нашего урока. Ставит главную цель – вспомнить, что предшествовало битве и определить ее значение в истории России.  
4. Ролик №1. Учащиеся вспоминают, какое отношение было у Руси с Ордой. Смотрят фрагмент.
5. Задает вопросы: Какие отношения были у Руси с Ордой? Почему русские князья терпели это? И могло ли, это, по мнению Дмитрия Донского, продолжаться вечно? Русь страдала от Орды?

Русь находилась в состоянии раздробленности. Каждый князь отстаивал интересы своего региона и поэтому не могли дать отпор монголо-татарам, которые собирали дань с русской земли, уводили пленников, чинили разбои и беспорядки.

Почему именно в 1380 году появилась возможность дать отпор неприятелю?

  • личность Д.Донского;
  • объединение земель вокруг Москвы;
  • раздробленность Золотой орды.

Может быть подготовлено сообщение о Дмитрии Донском.

Учащиеся высказывают свое мнение. Комментируют фрагмент.

Почему именно в 1380 году появилась возможность дать отпор неприятелю?

6. Русь находилась в состоянии раздробленности и князья не сильно ладили друг с другом. Ролик № 2. Донской просит благословения у Сергия Радонежского. Какова роль церкви в объединении русских земель?

Происходит объединение всех сословий, социальных слоев и возрастных категорий. Ремесленники, крестьяне, дружинники, купцы, горожане – народное ополчение. Учащиеся могут подготовить сообщение про Сергия Радонежского.

Отвечают на вопросы. Кто мог помочь в объединение? Какова роль церкви?

 

7. Ролик № 3. Что показывает это фрагмент? Работа с источником “Задонщина”. Объединение всех земель во главе с Москвой.

Учащиеся читают текст. Резюмируют.

8. Расстановка сил (Слайд 12). Дмитрий Донской с Дмитрием Боброком накануне битвы съездили на Куликово поле и продумали как расставить войска. Зная, что моноголо-татары, по обыкновению, начнут обходить войско с флангов и зажимать их в кольцо, московский князь велел поставить недалеко от деревни Куликово засадный полк во главе с воеводой Боброком. Изучают карту. Комментируют, что особенного придумал Дмитрий Иванович.
9.Ролик № 4. Битва Пересвета и Челубея. Традиционно крупные битвы начинались с противостояния двух богатырей. Оба воина вонзили свои копья в неприятеля, однако Пересвет остался в седле, что символизирует победу. Ответить на вопросы. Много ли желающих было сразиться в битве двух богатырей? Кто победил в схватке?
10. Ролик № 5. На нем Донской во время боя разговаривает с кузнецом.

Дмитрий Донской сам сражается на передовой, поменявшись доспехами с боярином Михаилом Бренком. Армия Мамая, убив боярина, подумала, что русский дух сломлен и победа близка.

Высказать свое мнение о фрагменте. Отвечают на вопросы.

Кто сражается рядом с князем?

Почему воевода Дмитрий Боброк выжидает до последнего?

11. Ролик № 6. “Переломный момент”. Высказать свое мнение о фрагменте. Отвечают на вопросы: После чего Боброк отдает приказ о наступлении? Что происходит с Мамаем? Что помогло русским войскам победить?
12. Чтобы ощутить более хорошо то, что творилось на Куликовом поле, учитель предлагает сыграть в игру. “Запахи и звуки”. К доске вызываются два человека для фиксирования ответов, которые будут говорить ребята с места. Называют запахи и звуки Куликовской битвы.

Звон оружия, лошадиный пот, крики, дрожь земли, запах крови и т.д.

13. Домашнее задание
  • работа с контурной картой;
  • просмотреть мультфильм целиком;
  • выделить основные причины объединения земель вокруг Москвы.