Цели:
- создать условия для знакомства с правописанием глаголов с -тся,
- ться, познакомить с понятием “возвратные глаголы”;
- способствовать развитию умения делать выводы, расширению кругозора учащихся;
- содействовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент
- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем успехами друг друга и гостей.
2. Актуализация знаний.
1) Беседа.
- Что такое глагол?
- Что вы знаете о глаголе? (Изменяются по временам; настоящем времени, будущем времени -по лицам и числам, прошедшем времени - по родам и числам)
- Приведите примеры глаголов 1, 2, 3 лица. (По рядам)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- А изменяются ли глаголы в неопределенной форме? (Не изменяются)
2) Подготовка к новой теме (на доске):
интересуется | удивляться | |
стараться | старается | |
удивится | интересоваться |
- Посмотрите внимательно на глаголы. На какие 2 группы можем их разбить? Почему? Объясните.
- Запишите эти глаголы в два столбика, оставив пустой одну строчку. (Проверка по таблице на доске.)
3. Постановка учебной проблемы.
- А вот почему у одних глаголов пишется -тся без ь, а у других – с ь, нам предстоит узнать по ходу нашего урока-исследования.
4. Сообщение темы и целей урока.
- Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
- Чему мы с вами будем учиться на уроке? (Высказывания детей)
- Молодцы!
- Как вы же знаете у нас в Белгородской области действует программа по борьбе со сквернословием, поэтому мы будем не только учиться правильно писать глаголы с -тся, -ться, но и поговорим о силе и чистоте русского языка. Эпиграфом к нашему уроку будут слова: “От слов и ум к высотам устремляется…”.
5. Работа над новым материалом.
1) Открытие детьми новых знаний.
- Может, кто-то из вас догадался и сможет сейчас сделать предположение, в каких случаях у одних глаголов пишется тся без ь, а у других – с ь? (Свободные высказывания детей)
- В какой форме стоят глаголы в первом столбике? Запишите над глаголами 1 столбика.
- В какой форме стоят глаголы во втором столбике? Запишите над глаголами 2 столбика.
- Какой же вы можно сделать вывод о правописании данных глаголов?
- А теперь сравните свой вывод с правилом. Переверните листок, который лежит у каждого на парте.
Если глаголы отвечают на вопросы
ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ?, то это глаголы
настоящего и будущего времени 3 лица и в них с
суффиксом -СЯ не пишется мягкий знак. Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?, то это глаголы в неопределенной форме и в них пишется мягкий знак. |
- Молодцы! Вы исследовали правило самостоятельно. А теперь нам предстоит применить новые знания на уроке.
2) Применение новых знаний. (Дифференцированная работа)
- Сейчас мы обратимся с вами к устному народному творчеству, а именно к пословицам. Скажите, в каких случаях люди используют пословицы в своей речи в повседневной жизни?
- Кому понятно, в каких случаях пишется -ться с ь, а когда без ь, и сможет это объяснить? Поднимите руку. Вы будете работать самостоятельно – вам задание: списать пословицы, вставив пропущенные буквы.
*Самостоятельная работа с карточками.
Пословицы и поговорки сокучит.ся
не дают. Честное слово не таит.ся. Умный любит учит.ся, а глупый учить. |
- А со всеми остальными мы будем работать вместе. Нужно из пословиц выписать глаголы, объяснить их правописание. (По цепочке у доски и в тетрадях)
Грамоте учит.ся – всегда
пригодит.ся. Пословица не даром молвит.ся. Если говорить, до всего можно договорит.ся. От бранного слова гнев родит.ся. |
- Из последней пословицы самостоятельно выпишите глагол, объяснив его правописание.
*Проверка самостоятельной работы – назвать глагол и объяснить правописание.
- Как вы понимаете пословицу “От бранного слова гнев родится”? (Высказывания детей.)
- Поэтому мы должны с вами говорить осмысленно, обдумав каждое слово, чтобы ненароком не обидеть собеседника сказанным.
6. Закрепление полученных знаний.
1) Разбор глаголов по составу.
Бывают разные слова,
Те, прозвучав, как в воду канут,
От тех кружится голова,
Ну а от многих уши вянут. (Э.Севрус)
- Как вы понимаете слова русского литератора Э.Севруса?
- Найдите и выпишите глагол настоящего времени единственного числа.
- Почему написали -тся без ь? Какую еще грамматическую категорию можем определить у этого глагола? (Лицо). Определите.
- Скажите, когда от слов может кружиться голова? (Когда они нравятся)
- Запишите глагол “нравятся”. Объясните написание.
- Разберите записанные глаголы по составу. (1 учащийся у доски)
7. Расширение кругозора учащихся.
Знакомство с познавательным материалом.
- А может, кто-то знает, как называется суффикс -ся?
- А хотите узнать, как он называется, и как так получилось, что суффикс оказался после окончания? Давайте посмотрим сказку и немного отдохнем.
Показ сказки. (Проектор.)
8. Творческая работа
- Так как же называются глаголы, с правописанием которых мы познакомились на уроке?
- Возникло ли у кого-то желание после услышанной сказки сочинить свою о правописании ь в глаголах с -тся? Желающие могут приступить к работе. (По аналогии с показанным)
*Остальные.
Письмо под диктовку: От слов и ум к высотам устремляется.
- Как вы понимаете эти слова?
(1 учащийся за доской разбирает слово устремляется по составу)
- Охарактеризуйте предложение, сделайте его синтаксический разбор. (С комментированием)
9. Итог урока. Рефлексия.
- А что нового узнали на уроке?
- Давайте выразим свои мысли, записав акротекст к слову “слово”.
- А закончить наш сегодняшний урок хочу словами:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!” (Э.Асадов)
- Спасибо за работу! Урок окончен.