Цели:
- учить передавать в речи и рисунке чувство восхищения красотой родного города;
- продолжать расширять знания детей о достопримечательностях родного города;
- воспитывать в детях бережное, заботливое отношение к своему городу.
Оборудование: глобус, иллюстрации достопримечательностей города, аудиозапись: “Песня об Астрахани” муз. Пономаренко, слова Юр. Селенского, краски, карандаши, бумага, фланелеграф, музыка П. Чайковского “Осень” из цикла “Времена года”.
Предварительная работа: экскурсии, беседы о родном городе, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Педагог: Ребята, добрый день. Я принесла вам подарок. Но, чтобы узнать что это, вам необходимо отгадать загадку:
На ноге стоит одной.
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это?
Дети: Глобус.
Педагог: А что такое глобус?
Дети: Глобус – это модель планеты Земля.
Педагог: Правильно, глобус – это модель планеты Земля, на которой мы живём. ебята, что изображено на глобусе?
Дети: На глобусе изображены моря, реки, озёра, горы, леса.
Педагог: Обратите внимание, что воды больше чем суши, так как на глобусе больше чего?
Дети: Синего и голубого цвета.
Педагог: Земной шар огромный. Если бы мы захотели объехать вокруг него, то нам понадобилось много месяцев. Это общий дом для человечества. На Земном шаре изображены страны. В том числе и наша страна. Как она называется?
Дети: Мы живём в России.
Педагог: А столица нашей страны?
Дети: Столица нашей страны – Москва.
Педагог: Как называют людей, если они живут в России?
Дети: Они россияне.
Педагог: Как называется наш город?
Дети: Астрахань.
Педагог: А как называют людей, которые в нём живут?
Дети: Мы – астраханцы.
Педагог: Я очень люблю свой город. А вы?
Педагог: Рождаются дети, рождаются деревья, рождается жизнь на Земле, а вместе с ней рождаются и города. Также как и люди, города отмечают свои дни рождения.
Давным-давно, 453 года назад родился и наш город с удивительным, красивым именем -… (Астрахань). Если мы посмотрим на глобус или карту, то увидим, что наш город стоит на берегу реки.
Педагог: Как называется эта река?
Дети: Волга.
Педагог:
“Ты течёшь, ветрами обласкана,
Брызги волн о берег дробя…
Ты недаром Волгою названа,
Имя доброе у тебя”.Лина Казакова. “Доброе утро.”[4]
– А как вы думаете, почему город построен на берегах реки?
Дети: В реке водится рыба, её можно есть. По реке можно передвигаться на лодках. Если река со всех сторон обмывает город, значит на него труднее напасть врагам.
Педагог: Скажите, как река служит человеку?
Дети: Река даёт человеку пищу. В реке можно купаться. По ней можно добираться в другие города.
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? Давайте, сейчас, отправимся в путешествие по Астрахани. В нашем городе много красивых и всеми любимых мест. И вы их знаете. А на чём можно отправиться в путешествие?
Дети: На самолёте, поезде, велосипеде, автомобиле, автобусе.
Педагог: Мы поедем с вами на этом волшебном автобусе.
Макет автобуса сделан из картона, сидения – детские стульчики.
Педагог: Кто будет водителем, выберем с помощью считалки. Я буду его помощником. Все займите свои места. В путь.
Звучит аудиозапись: “Песня об Астрахани” муз. Пономаренко, сл. Юр. Селенского.
Педагог: Куда мы с вами приехали?
Дети: В Кремль.
Педагог: Правильно, в Кремль. Посмотрите, какой прекрасный памятник. Что такое Кремль?
Дети: Здесь раньше располагался город.
Педагог: Зачем город был обнесён стеной?
Дети: Это была крепость. Стена охраняла наш город от врагов.
Педагог: Как вы думаете, кто жил в этих зданиях.
Дети: Здесь жили богатые люди.
Педагог: А другие люди, где жили?
Дети: За стеной Кремля, на берегах реки.
Педагог: Скажите, Кремль всегда был каменный?
Дети: Нет. Раньше он был деревянным.
Педагог: А почему же, он сейчас каменный?
Дети: Каменная стена лучше защищает город.
Педагог: Белый Кремль раньше омывался широкой Волгой. И это не могло не приводить в восхищение всех, кто приезжал в наш город. Наш Астраханский Кремль – это символ силы и могущества Российского государства. Полюбоваться нашим Кремлём приезжают люди из разных городов России.
“Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и белым”. [4]
– Ребята, давайте составим рассказы о Кремле.
Рассказы детей
Артём: “Раньше весь город располагался в Белом городе. Здесь жили люди и торговали. А ещё к стенам Кремля подходила Волга. По Волге к нам приплывали другие люди”.
Диана: “В Кремле жили люди. Они были богатыми. Здесь есть церковь. Когда им стало мало места, они стали жить за стенами Кремля. А в Кремле жили главные люди города. Раньше Кремль был деревянным. Это была пограничная крепость”.
– Сейчас, я предлагаю Вам, построить современный Кремль на фланелеграфе.
Игра “Строительство Кремля”
Дети делятся на две команды, им раздаются картинки с фрагментами Кремля – с обратной стороны цифры. Так же цифры на фланелеграфе.
Дети идут по кругу и говорят слова:
Ровным кругом друг за другом
Мы шагаем – раз, два, три,
А сейчас, мы строить Кремль
Дружно, вместе побежим.
После сигнала, дети бегут к фланелеграфу, ищут соответствующую цифру. Побеждает та команда, которая первой сложит картинку.
Педагог: Сейчас мы отправляемся с вами на Лебединое озеро. Где оно находится?
Дети: Недалеко от Кремля.
Педагог: Как до него можно добраться?
Дети: Доехать на автобусе. Прогуляться.
Педагог: Озеро находится недалеко. Давайте прогуляемся.
Переход из группы в кабинет изодеятельности. Дети подходят к столам или мольбертам.
Педагог: Вот мы с вами пришли на Лебединое озеро. Лебединое озеро – это небольшой островок природы в центре города. Посмотрите, какие красивые птицы. Здесь можно присесть, отдохнуть, полюбоваться лебедями, ивами. Хотите поиграть?
Игра “Найдите достопримечательность”
Одним детям раздаются карточки, на которых изображены цветовые пятна (голубой, красный, жёлтый…), другим – иллюстрации с достопримечательностями города: Кремль, Лебединое озеро, Набережная реки, заповедник. По сигналу – дети объединяются в группы. (Какими цветами можно нарисовать данную иллюстрацию).
Педагог: А теперь, поиграем в игру “Предложение – сравнение”.
Педагог: Придумайте каждая команда предложение к своей иллюстрации.
(Лотос – розовый цветок, как заря над городом; Купола сияют над Кремлём, как солнце светит в небе голубом…).
Педагог: В нашем городе много красивых мест, и у каждого астраханца есть своё любимое. А у вас есть любимые места? Хотите их изобразить?
Дети: Да.
Педагог: Выберите, чем бы вы хотели рисовать. Лена, чем ты будешь рисовать?
Ребёнок: Карандашами.
Педагог: А ты, Лера?
Ребёнок: Сначала – восковыми мелками, а потом – красками …
Во время рисования звучит музыка П. Чайковского “Осень” из цикла “Времена года”.
Педагог: Давайте устроим выставку ваших работ. (Рассматриваем рисунки детей.)
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Да, наш город красив. Но, главная красота города – это его люди.
Астрахань – это город моряков, корабелов, химиков, рыбаков, учителей, врачей. Все они своими делами делают наш город красивее, чище, богаче. И вы дети, когда станете взрослыми, я надеюсь, будите трудиться на благо нашего города – нашей маленькой Родины.
Вот и закончилось наше путешествие. Мне было приятно с вами путешествовать, а вам?
Дети: Да.
Педагог: Тогда до новых путешествий.
Литература:
Алёшина Н.В. “Патриотическое воспитание
дошкольников”. Москва, 2005.