Открытый урок по ИЗО "Народная одежда и ее украшения". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока: Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма.

Задачи:

  • Учить видеть в образном, строе народной одежды черты её самобытности: целесообразность, изящество, величавость.
  • Учить изображать народный костюм в единстве функционального значения и эстетических достоинств.

Задание: выполнить эскиз мужского и женского костюмов.

Материалы: бумага, карандаш, кисти.

Зрительный ряд: проектор, экран, таблицы, рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений.

Музыкальный ряд: танцевальные мелодии национальной музыки КБР.

Литературный ряд: Расул Гамзатов «В горах на Кавказе…»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала. Создание особой творческой атмосферы урока.

Звучит кабардинская музыка.

1 слайд

Учитель: Мы продолжаем с вами знакомиться с народным искусством горцев. На прошлом уроке мы с вами познакомились с жилищем, в котором проживали балкарцы. Давайте вспомним, где в какой местности проживали народы Кавказа? (в горах)

Как назывался дом, где жили балкарцы? (сакля)

Из каких материалов строились жилища? (из камня и брёвен, а крыша покрывалась соломой)

Что являлось главным в доме у горцев? Без чего (Огонь, очаг)

2 слайд

Учитель:

«В горах на Кавказе джигиты, бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней –
Дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки и лучших коней!»
Расул Гамзатов

Учитель: Если вы внимательно послушали стихотворение Расула Гамзатова, то заметили, что нам с вами встретились новые слова - бурка, кинжалы. Эти слова напрямую связаны с нашим сегодняшним уроком. Тема нашего урока звучит так - «Народная одежда и её украшения».

Задача сегодняшнего урока не только перечислить элементы одежды, но и увидеть, осознать неповторимое своеобразие её художественного облика.

3 слайд

Учитель: Кавказ - одна из богатейших областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.

Традиционный костюм передается из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию она относится.

4 слайд

Такой была одежда горцев 17-18 века

5 слайд

Сообщения учащихся:

1 учащийся: - К мужскому костюму кабардинцев и балкарцев относится:

Бешмет другими словами длинная рубашка – верхняя одежда, плотно прилегающая в груди и талии доходящая до колен, полукафтан.

Черкеска - верхняя одежда, надеваемая на бешмет узкая и длинная мужская одежда с газырями на груди, затянутая в талии.

6 слайд

2учащийся: - Башлык – суконная или шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами, обычно одеваемая поверх шапки.

7 слайд

Папаха – высокая меховая шапка, обычно с суконным верхом из овечьей кожи.

8 слайд

3учащийся: Бурка– одежда в виде длинной, расширяющаяся к низу накидка из тонкого войлока или из овечьей шерсти.

9слайд

Учитель: Основной особенностью всего мужского костюма горской одежды является её целесообразность и простота, чёткость покроя, сдержанность цвета и форм.

Строгость костюма выявляла и стройность фигуры, естественность и свободу движений человека, подчёркивала его мужественность, изящество и ловкость.

10 слайд

Учитель: - Украшениями в мужском костюме являлись: наборный пояс из серебра, кинжал, застёжки бурки, серебряные газыри.

11 слайд

Учитель: - Женский праздничный наряд вызывает ощущение большой жизнерадостности и в то же время спокойной величавости. Черты праздничной приподнятости женского костюма нашли воплощение и в линиях кроя, и в формах отдельных элементов: расходящиеся полы платья. А низко свисающие нарукавные подвески, свободно ниспадающие складки шали, тяжёлые бархатные и парчовые ткани придавали девушке больше величественности и стати.

12 слайд

13 слайд

Учитель: - Характерно, что наиболее полно эстетические качества этой одежды раскрываются в танце горянки, торжественно медленных и плавных ритмах её движений.

14 слайд

1 учащаяся: - Одежду девушек, так же как и мужчин украшали металлическими украшениями, нагрудными застёжками, поясами, элементами золотого шитья.

15слайд

(Учитель показывает рисунки, таблицы, рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений).

16 слайд

2 учащаяся: - Головные уборы – невысокие и высокие шапочки украшали разнообразными орнаментами - геометрическими формами: зигзагами, треугольниками, ромбами и решётками, квадратами и комбинациями из них.

17 слайд

Учитель: - Посмотрите внимательно на орнаменты. По символическому значению его мотивы составляют несколько групп:

  1. «Циркульный орнамент» - солярный знак, астральные знаки – звезда – розетка, полумесяц;
    (показать на рисунке)
  2. Геометрические формы: Зигзаг – «узор-змея» связан с культом змеи;
  3. Криволинейные мотивы, спиральные завитки связаны с культом священного барана;

18 слайд

  1. Роговидные мотивы и их образования имеют благожелательный смысл;
  2. Растительные мотивы, наиболее популярны трилистник и лотос.

19 слайд

3 учащийся: - Народная одежда имела не только функциональное и эстетическое, но и символическое значение. По цвету одежды, можно было определить семейное, сословное и возрастное положение человека.

Белый – символ красоты и молодости;

Красный – символ мужества, стойкости и твёрдости;

Зелёный – символ молодости;

Желтый – цвет изобилия, богатства;

Синий – цвет бодрости и оптимизма;

Голубой – символ мира и покоя;

Оранжевый – символизирует мечту, счастье;

Чёрный – цвет трудолюбия, покорности, сдержанности, горя.

4 учащийся: - Такое же значение имели и формы отдельных элементов одежды и способы их ношения. А теперь перейдём к творческой части нашего занятия.

III. Практическая работа учащихся.

Учащиеся выполняют наброски эскиза женского и мужского костюма по выбору самостоятельно. Творческая работа детей над проектом сопровождается спокойным звучанием красивых танцевальных мелодий.

Учитель напоминает учащимся некоторые закономерности перспективы, композиции, пропорционально-анатомического строения фигуры человека. Затем до окончания урока ведет индивидуальную работу с детьми, направляя их усилия на поиск выразительного художественного образа.

IV. Подведение итогов урока. Просмотр и анализ рисунков.

V. Задание на дом: вместе с родителями подумать о коллективных видах традиционного народного труда народов КБР.

Литература:

  • http://www.elbrusoid.ru/content/iz_iskus/p347755.shtml
  • http://consulting.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/Ufo?item=culture&section=11
  • http://www.kavkazweb.net/forum/lofiversion/index.php/t28451-50.html
  • http://albinaandzulya.wordpress.com/book/
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3435
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3841
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3954
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3407
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4156
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-969
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-2793
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4452
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4139
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4749
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-8881
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-1064
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-1792
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4194
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-903
  • http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-901