Цель урока: Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма.
Задачи:
- Учить видеть в образном, строе народной одежды черты её самобытности: целесообразность, изящество, величавость.
- Учить изображать народный костюм в единстве функционального значения и эстетических достоинств.
Задание: выполнить эскиз мужского и женского костюмов.
Материалы: бумага, карандаш, кисти.
Зрительный ряд: проектор, экран, таблицы, рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений.
Музыкальный ряд: танцевальные мелодии национальной музыки КБР.
Литературный ряд: Расул Гамзатов «В горах на Кавказе…»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала. Создание особой творческой атмосферы урока.
Звучит кабардинская музыка.
1 слайд
Учитель: Мы продолжаем с вами знакомиться с народным искусством горцев. На прошлом уроке мы с вами познакомились с жилищем, в котором проживали балкарцы. Давайте вспомним, где в какой местности проживали народы Кавказа? (в горах)
Как назывался дом, где жили балкарцы? (сакля)
Из каких материалов строились жилища? (из камня и брёвен, а крыша покрывалась соломой)
Что являлось главным в доме у горцев? Без чего (Огонь, очаг)
2 слайд
Учитель:
«В горах на Кавказе джигиты, бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней –
Дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки и лучших коней!»
Расул Гамзатов
Учитель: Если вы внимательно послушали стихотворение Расула Гамзатова, то заметили, что нам с вами встретились новые слова - бурка, кинжалы. Эти слова напрямую связаны с нашим сегодняшним уроком. Тема нашего урока звучит так - «Народная одежда и её украшения».
Задача сегодняшнего урока не только перечислить элементы одежды, но и увидеть, осознать неповторимое своеобразие её художественного облика.
3 слайд
Учитель: Кавказ - одна из богатейших областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
Традиционный костюм передается из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию она относится.
4 слайд
Такой была одежда горцев 17-18 века
5 слайд
Сообщения учащихся:
1 учащийся: - К мужскому костюму кабардинцев и балкарцев относится:
Бешмет другими словами длинная рубашка – верхняя одежда, плотно прилегающая в груди и талии доходящая до колен, полукафтан.
Черкеска - верхняя одежда, надеваемая на бешмет узкая и длинная мужская одежда с газырями на груди, затянутая в талии.
6 слайд
2учащийся: - Башлык – суконная или шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами, обычно одеваемая поверх шапки.
7 слайд
Папаха – высокая меховая шапка, обычно с суконным верхом из овечьей кожи.
8 слайд
3учащийся: Бурка– одежда в виде длинной, расширяющаяся к низу накидка из тонкого войлока или из овечьей шерсти.
9слайд
Учитель: Основной особенностью всего мужского костюма горской одежды является её целесообразность и простота, чёткость покроя, сдержанность цвета и форм.
Строгость костюма выявляла и стройность фигуры, естественность и свободу движений человека, подчёркивала его мужественность, изящество и ловкость.
10 слайд
Учитель: - Украшениями в мужском костюме являлись: наборный пояс из серебра, кинжал, застёжки бурки, серебряные газыри.
11 слайд
Учитель: - Женский праздничный наряд вызывает ощущение большой жизнерадостности и в то же время спокойной величавости. Черты праздничной приподнятости женского костюма нашли воплощение и в линиях кроя, и в формах отдельных элементов: расходящиеся полы платья. А низко свисающие нарукавные подвески, свободно ниспадающие складки шали, тяжёлые бархатные и парчовые ткани придавали девушке больше величественности и стати.
12 слайд
13 слайд
Учитель: - Характерно, что наиболее полно эстетические качества этой одежды раскрываются в танце горянки, торжественно медленных и плавных ритмах её движений.
14 слайд
1 учащаяся: - Одежду девушек, так же как и мужчин украшали металлическими украшениями, нагрудными застёжками, поясами, элементами золотого шитья.
15слайд
(Учитель показывает рисунки, таблицы, рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений).
16 слайд
2 учащаяся: - Головные уборы – невысокие и высокие шапочки украшали разнообразными орнаментами - геометрическими формами: зигзагами, треугольниками, ромбами и решётками, квадратами и комбинациями из них.
17 слайд
Учитель: - Посмотрите внимательно на орнаменты. По символическому значению его мотивы составляют несколько групп:
- «Циркульный орнамент» - солярный знак, астральные знаки – звезда – розетка, полумесяц;
(показать на рисунке) - Геометрические формы: Зигзаг – «узор-змея» связан с культом змеи;
- Криволинейные мотивы, спиральные завитки связаны с культом священного барана;
18 слайд
- Роговидные мотивы и их образования имеют благожелательный смысл;
- Растительные мотивы, наиболее популярны трилистник и лотос.
19 слайд
3 учащийся: - Народная одежда имела не только функциональное и эстетическое, но и символическое значение. По цвету одежды, можно было определить семейное, сословное и возрастное положение человека.
Белый – символ красоты и молодости;
Красный – символ мужества, стойкости и твёрдости;
Зелёный – символ молодости;
Желтый – цвет изобилия, богатства;
Синий – цвет бодрости и оптимизма;
Голубой – символ мира и покоя;
Оранжевый – символизирует мечту, счастье;
Чёрный – цвет трудолюбия, покорности, сдержанности, горя.
4 учащийся: - Такое же значение имели и формы отдельных элементов одежды и способы их ношения. А теперь перейдём к творческой части нашего занятия.
III. Практическая работа учащихся.
Учащиеся выполняют наброски эскиза женского и мужского костюма по выбору самостоятельно. Творческая работа детей над проектом сопровождается спокойным звучанием красивых танцевальных мелодий.
Учитель напоминает учащимся некоторые закономерности перспективы, композиции, пропорционально-анатомического строения фигуры человека. Затем до окончания урока ведет индивидуальную работу с детьми, направляя их усилия на поиск выразительного художественного образа.
IV. Подведение итогов урока. Просмотр и анализ рисунков.
V. Задание на дом: вместе с родителями подумать о коллективных видах традиционного народного труда народов КБР.
Литература:
- http://www.elbrusoid.ru/content/iz_iskus/p347755.shtml
- http://consulting.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/Ufo?item=culture§ion=11
- http://www.kavkazweb.net/forum/lofiversion/index.php/t28451-50.html
- http://albinaandzulya.wordpress.com/book/
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3435
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3841
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3954
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-3407
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4156
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-969
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-2793
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4452
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4139
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4749
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-8881
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-1064
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-1792
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-4194
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-903
- http://www.adygaunion.com/gallery/displayimage.php?pos=-901