Профориентационная работа со старшеклассниками

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определённой профессии.

Актуальность профориентации как общественной проблемы вызвана необходимостью преодоления противоречия между потребностями общества и сложившимися профессиональными устремлениями молодёжи.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется разрушением связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом. Изменилось психологическое отношение к труду, как взрослого населения, так и молодёжи. Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределенности, снизилась уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, профессиональное самоопределение является серьёзной жизненной проблемой для большинства людей.

Мы убеждены: чтобы вызвать активную готовность к профессиональному самоопределению, необходимо ставить школьников в определённые условия, организовывать их активную деятельность, индивидуальную и коллективную. Ведь воспитание – процесс двусторонний, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность учащегося.

В воспитательный компонент работы по профориентации школьников входят:

  • беседы о выборе профессии,
  • читательские конференции,
  • обзорные экскурсии на предприятия города,
  • тематические экскурсии в учреждения профессионального образования города,
  • участие в конкурсах мастерства,
  • родительские собрания по проблемам профессиональной ориентации школьников,
  • индивидуальные консультации учащихся и их родителей по оказанию помощи в формировании обоснованных профпланов.

Приложение

Игра «Выжившие профессии»

За основу взята ролевая игра «Бункер» Грецова А.Г. Смотреть Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2007. С. 147-150

Психологический смысл игры заключается в отработке умений отстаивать свои интересы, развитии навыков группового взаимодействия. Кроме этого, данная игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, осуществляя своё профессиональное и личностное самоопределение.

Оснащение: компьютер, проектор, экран, стулья по кругу, столик, в центре которого карточки ролей, бейджи, булавки, реквизит для создания сценического образа.

Ход сценария

Включается музыка (Приложение 1). Участникам игры предлагается сесть на стульчики, стоящие кругом. Выключается музыка и свет.

Включается видеозапись (Приложение 2): «Передаём специальный выпуск новостей. На планете Земля разразилась ядерная война. Произошёл мощный взрыв. Всё разрушено. В живых никого не осталось. Уровень радиации на Земле таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Есть версия учёных, что только через год уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что жизнь на Земле возобновится».

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Вам повезло. В момент бомбардировки вы случайно оказались в бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошёл совсем недалеко от вас. Однако ваш бункер уцелел и в нём есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Вполне возможно, что погибло всё человечество, а значит именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

Участникам раздаются карточки (Приложение 3): «Получите перечень ролей тех, кто оказался рядом с вами. Самостоятельно распределите их».

Затем участникам предлагается создать сценический образ и выступить с самопрезентацией.

Звучит музыка (Приложение 1), участники расходятся за ширмы, переодеваются. После этого каждый выходит на сцену, выступает с самопрезентацией и садится в круг на стульчик.

Теперь даётся вторая часть инструкции: «Вы чувствуете резкую нехватку кислорода? Вам становится тяжело дышать? Дела в вашем бункере не так уж хороши. Система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нём оказались! Значит, кем-то придётся пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придётся выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить новую цивилизацию. Однако, каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 15 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются, и вы начнёте задыхаться»…

При определении того, сколько мест будет в бункере и соответственно сколько человек должны быть исключены, следует руководствоваться таблицей.

Число участников Количество мест в бункере
6 4
7–8 5
9–10 6
11–12 7

Во время обсуждения и принятия решения ведущий дополнительно «нагнетает обстановку», например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось»).

Примерный диалог участников

Профессор: Я, как самый старший здесь мужчина, к тому же профессор ядерной физики – этим всё сказано – считаю, что нас должна покинуть женщина в возрасте, (обращаясь к ней) извините.

Агроном: Позвольте, вы так просто от меня не отказывайтесь. Подумайте, чем вы будете питаться, выйдя на землю после радиации. А я единственная среди вас знаю, как подобрать и вырастить устойчивые сорта культурных растений, применить безопасные биологические средства их защиты. Чтобы вырастить урожай, надо знать, когда рыхлить почву, когда поливать, когда применять химикаты. Кроме того, я хорошо готовлю и буду кормить вас кулинарными изысками. На мой взгляд, именно Вам, профессор, надо нас покинуть, поскольку Ваше сердце долго не выдержит экстремальных условий.

Механик: Я согласен с мнением агронома. Сам же я техник – новатор. Хоть ещё и не достиг учёных степеней, всё впереди. Могу придумать новые типы инструментов, приспособлений, улучшить технологию обработки изделий.

Психолог: Так, необходимо помнить, что у тебя неуживчивый характер…

Дизайнер: Хочу обратить внимание, что нельзя придумывать такие технические объекты, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. (Обращаясь к механику и подсаживаясь к нему) Конструкторы-механики должны сотрудничать с дизайнерами и стремиться, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

Спортсмен: Пожалуйста, не отказывайтесь и от меня. У меня отменное здоровье. Я молодой, сильный, ловкий. Я вам пригожусь в новой цивилизации везде, где нужна сила.

Пожарный: Так я тоже силён. К тому же умею справляться с пожарами любой степени сложности, готов экстренно отвечать на внезапные сигналы.

Психолог (обращаясь к пожарному): Да, но у тебя конфликтный характер. Здесь в условиях закрытого пространства твоя неуравновешенность способна провоцировать драки.

Боевой офицер (обращаясь к пожарному): А с пожарами и я умею справляться. Кроме того, знаю сам и научу вас всех приёмам выживания в экстремальных ситуациях.

Врач: Но не забывайте, что наш боевой офицер скрытый алкоголик!

Боевой офицер: А где в этом бункере алкоголь? И вообще, в сложившейся ситуации я готов отказаться от своей вредной привычки.

Актриса (обращаясь к врачу): А вот вы, уважаемый врач, плохо учились в мединституте, и нам не понятно, можете ли Вы оказывать медицинскую помощь? Я обеспокоена, потому что жду ребёнка. К тому же я актриса. А искусство тесно сплетается с миром труда, проникает в быт, вносит в общее дело эстетические ценности. Значительная доля моих трудовых затрат остаётся скрытой от посторонних. Я ежедневно работаю над совершенствованием уровня своего мастерства, строго соблюдаю специальный режим…

Психолог (обращаясь к актрисе и подсаживаясь к ней): Чтобы такой напряжённый труд приносил удовлетворение, важно воспитывать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание. Этого нелегко достигнуть, но я буду помогать.

Врач: Я плохо училась в мединституте. Больше мечтала о крахмальном халате, открытии новых лекарств (достаёт из карманов лекарства и даёт их актрисе). А тут пролежни лежачего больного, неукротимая рвота, необходимость успокоить больного, объяснить родным безысходность положения близкого им человека, выслушивать справедливые жалобы больных. Но я не потеряла человеколюбия, душевной щедрости, бескорыстия!

Учительница: А я буду воспитывать, и учить подрастающее поколение!

Психолог: Следует учесть, что наша учительница по состоянию здоровья не может продолжить человеческий род. А я тоже педагог, плюс обладаю знаниями детской и возрастной психологии…

Ведущий напоминает, что дышать становится всё труднее, потому что воздух в убежище заканчивается. «Вы определились, кому следует покинуть бункер?» Если группа так и не определилась, даётся ещё 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путём открытого голосования.

Боевой офицер: Давайте подведём итог. Наверное, я выскажу мнение большинства, что нас должны покинуть пожарный, у которого конфликтный характер и которого смогу заменить я, профессор, страдающий сердечным заболеванием, и учительница по состоянию здоровья, её сможет заменить психолог.

Профессор (и другие): Нам неприятно, но мы вынуждены подчиниться общему решению (покидают бункер).

Обсуждение

Ведущий: Наша игра завершена. Я прошу вернуться покинувших нас игроков. Теперь Вы вновь ученики. Выскажите свои впечатления об игре, мнение о своём герое. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать.

Следует делать акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре подростки, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.

Пожарный: Мне жаль, что мой герой вынужден был покинуть бункер только из-за конфликтного характера. На будущее надо иметь в виду, что всем необходимо быть доброжелательными.

Профессор: Надо следить за своим здоровьем. Не допускать перегрузок организма.

Боевой офицер: Я согласен с этим мнением. И из опыта моего героя хочу добавить, что надо отказываться от вредных привычек.

Врач: Следует всегда и везде хорошо учиться!

Фото Марии Абросимовой,
ученицы 10-го «А» класса
МБОУ «СОШ № 37»