Использование информационных технологий в процессе развития и коррекции речи детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними стараюсь сделать яркими, эмоциональными, интересными, развивающими с использованием иллюстративного материала и музыкального сопровождения. Для поддержания интереса к речевой деятельности и коррекции речи использую компьютерные логопедические программы. Данные программы включаются мною как часть занятия, проводимого с подгруппой детей или в индивидуальную работу. Дети активно интересуются предложенными заданиями, придумывают истории, которые могут происходить с героями.

Другой эффективный метод - использование мультимедиа презентаций в программе Microsoft Power Point, которые позволяют реально поддерживать заинтересовать детей на коррекционных занятиях, желание проявить свое творчество. Теперь к самым сложным занятиям, таким как, знакомство с буквами, моделирование слов, предложений, закрепление поставленного звука в словах, пословицах, чистоговорках создаю презентации. Возможность использования в них двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев, наглядность происходящего действия помогает мне удерживать внимание детей, учит умению подбирать образные выражения при описании предмета, созданию небольших рассказов и проигрыванию созданного сюжета.

Результативность использования мультимедиа презентаций в программе Microsoft Power Point отслеживались до начала и по ходу проведения коррекционных занятий в контрольной и экспериментальной группах. Так, например, мы провели занятие со старшими дошкольниками логопедической группы по теме: «Время года – Осень» с двумя подгруппами детей. В одной подгруппе были использованы картинки, стихи, загадки, рисунки, музыкальное сопровождение по теме. Во второй подгруппе вместо картинок предлагалась мультимедийная презентация по теме. В результате пришли к выводу, что во второй подгруппе увеличилась длительность внимания, активность в ответах на вопросы, использование синонимов, эпитетов, сравнительных характеристик, желание самостоятельно развивать сюжет, а самое главное - живой огонек в глазах детей на протяжении всего занятия.

Побудительным мотивом продолжения использования данного метода было и то, что видела, конкретное решение поставленной для себя задачи, которая всегда опиралась на индивидуальные особенности речи детей, и степень овладения тем или иным материалом.

Использование мультимедийных презентаций даёт педагогу более широкие возможности:

  • Информационная ёмкость
  • Доступность
  • Компактность
  • Наглядность и эмоциональная привлекательность
  • Мобильность
  • Многофункциональность
  • Интерактивность

Что даёт презентация ребёнку?

  • Возможность выполнять упражнения, удерживания внимательно и в полном объёме
  • Ребёнок получает ощущение самостоятельного управления деятельностью
  • Повышается учебная мотивация к занятиям
  • Интерес, эмоции

Хотелось бы отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Конспект занятия на тему: «Непоседа буква У»

Программное содержание:

  • Закреплять знания о гласных звуках;
  • Развивать умение слышать звук и определять его позицию в слове;
  • Развивать фонематический слух, мелкую моторику;
  • Закреплять умение соотносить результаты своих действий с образцом;
  • Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, развивающие игры В. В. Воскобовича: конструктор букв, коврограф «Ларчик», сказочный персонаж «Каркуша» (игрушка), рабочие тетради №1 «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами», карандаши.

Ход занятия

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Скажите, вы знаете гласные буквы? (ответы детей) Что вы о них знаете? Споём про них песенку? Слушайте и подпевайте (учитель-логопед пропевает гласные звуки, дети повторяют).

Каркуша: (голос за дверью)Ой, беда, беда! (появляется ворона)

Учитель-логопед: Здравствуй, Каркуша, успокойся, я тебя представлю ребятам. Познакомьтесь - это Каркуша живет в волшебном фиолетовом лесу, в котором есть волшебный замок (обращается к вороне) Ты такая встревоженная. Что случилось?

Каркуша: В сказочном замке буква пропала!  Она убежала, умчалась, удрала, ускакала. (звук «У» выделяется голосом) Гласные буквы просят найти ее.

Учитель-логопед: Вы догадались, какая буква пропала?

(Ответы детей.)

Учитель-логопед: Каркуша, ты принесла портрет буквы «У»?

Каркуша: Забыла.

Учитель- логопед: Как выглядит буква «У»? Покажите. (дети показывают букву У с помощью пантомимики) Видишь, Каркуша, ребята знают, как выглядит буква. Теперь нам надо подготовить портрет буквы, чтобы легче было её искать.

Учитель-логопед: У вас на столах лежит волшебный Конструктор букв, который может превратиться в любую букву. При помощи волшебных палочек можно собрать букву, чтобы они не падали, вставляем их под резиночку.

(Дети совместно с учителем – логопедом выкладывают буквы. Выполнив задание, вывешивают свои работы на коврограф «Ларчик». Детям, справившимся с заданием, предлагается выложить букву «У» на маленьком коврографе из липучих ленточек, нарисовать её на листе бумаги, маркерной доске).

Учитель-логопед: Каркуша, похожи буквы на пропавшую?

Каркуша: Да. Они такие красивые.

Учитель-логопед: Портреты готовы. Где могла спрятаться буква «У»? Под стулом? (ответы детей). Поищем вместе?

Физминутка.

Раз - присели, посмотрели,
Два - поднялись, огляделись,
Три - вокруг всё рассмотри,
Буква «У» к нам выходи!
(На экране появляется замок) (Слайд 2)

Учитель-логопед: Нигде не видно? Где она прячется? (дети ищут букву на экране)

Каркуша: Пока вы искали букву, я нашла на столе тетради, возможно в них есть подсказки?

Учитель-логопед: ∆ (На экране появляются картинки) (Слайд 3) Картинки с подсказкой. Возьмите тетради, присаживайтесь на свои места (дети открывают рабочие тетради, рассматривают страницу). И у меня такая же подсказка.

Учитель-логопед: Сколько букв «У» вы увидели?(ответы детей) .Посмотрите на схемы. Почему их три? Буква «У» такая непоседа, может прятаться в начале слова, в… середине слова и в… конце слова. Чтобы найти букву, нужно услышать звук «У» в словах.

∆ Где находится звук «у» в слове «сумка»? С какой схемой соединим? Соедините. (Дети выполняют задание).

∆ Приползла «улитка», звук «у»…? (ответы детей). Соедините картинку со схемой.

(Дети с помощью учителя – логопеда выполняют задание.)

Учитель-логопед: Сравните, у вас так же получилось? (Дети смотрят на экран, сравнивают.) Выполняют задания со всеми картинками.

(Обращает внимание на последнюю картинку- кенгуру).

Учитель-логопед: ∆ Прискакала кенгуру. Какое интересное слово! Догадались почему?(ответы детей)

Каркуша: ∆ Какая хитрая буква «У»! Она спряталась в слове два раза! Какое трудное задание вы выполнили.

Учитель-логопед: Да, Каркуша. Мы нашли букву «У», как бы она ни пряталась.

(На экране появляется буква «У») (Слайд 4)
Каркуша: Спасибо, что нашли букву и навели порядок в сказочном замке.

  (Слайд 5)

 (Слайд 6) (Раздаётся музыка. Буквы танцуют на экране. Каркуша предлагает детям потанцевать с буквами, Дети выбирают гласную букву, танцуют с ней).

Каркуша: Мне пора улетать. На прощание хочу подарить вам портрет буквы «У». До свидания.

Учитель-логопед: И нам пора прощаться. До свидания.

Примечание: ∆ - клик мышкой, - клик мышкой (звук)