Пушкинский вечер в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи: расширять кругозор детей; в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказок А. С. Пушкина; учить оценивать поступки героев; через литературные стихотворные сказки А.С.Пушкина привить любовь к чтению произведений поэта.

Оформление зала: рисунки учащихся по сказкам А.С.Пушкина, на сцене декорации (сказочное дерево и героями сказок А.С.Пушкина), декорация комнаты, гостиная перед сценой.

Ход праздника

Звучит музыка. Свет направляется на портрет А.С.Пушкина, а потом на сцену, где декорация сказочного дерева. На сцене 2 ученика. Они читают.

Ученики 1 и 2:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол ведений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабою Ягой
Идет, бредет сама с собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

В зале включается свет. Входит коробейник, обращаясь к зрителям.

Коробейник: Господа милые, господа хорошие! Покупайте ленты, бусы, браслеты, косынки, заколки! Кому что нравится? (Обращаясь к маменьке с девочками, которые ходят по залу.) Здравствуйте, госпожа! Купите своим дочерям красивые ленты. У вас такие хорошие милые девочки! (Девочки выбирают, мама расплачивается) Госпожа! Разрешите подарить вашим детям книгу со сказками. Она им очень понравится. (Госпожа дает согласие и дети берут книгу.)

Матушка: Девочки! Сегодня вечером мы обязательно прочитаем эту замечательную книгу.

(Все уходят. Гаснет свет. Сцена в комнате.)

Матушка: Дуняша, неси свечи! (Служанка несет свечи.) Девочки вы где? Пришло время читать книгу. Усаживайтесь поудобнее.

Дочь 2: Матушка, давайте поскорее посмотрим книгу.

Дочь 1: Так не терпится, Очень хочется.

Матушка: Открываем книгу. Это сказки русского поэта А.С.Пушкина.

Дочь 1: Какая красивая картинка!

Матушка: Это иллюстрация к сказке «О рыбаке и рыбке». В это время звучит шум моря. Внимание переключается на сцену. Инсценировка отрывка из сказки. Морские волны, среди них прячется золотая рыбка.

Автор:

Вот пошел он к синему морю
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка: «Чего тебе надобно старче?»

Автор: Ей с поклоном старик отвечает:

Старче:

Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха браниться,
Не дает старику мне покою!
Избу просит сварливая баба.

Автор: Отвечает золотая рыбка:

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.

Автор:

Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа,
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою.
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает:

Старуха:

Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черною крестьянкою,
Хочу быть столбовою дворянкой.

(Внимание переключается на сцену, где сидят мать и дочери.)

Дочь 1: Какая щедрая была золотая рыбка!

Дочь 2: Сколько чудес она сотворила для старухи, но старуха не оценила всего того, что сделала для нее золотая рыбка.

Матушка: Хорошо, что вы поняли, что жадность – каждому горю начало. И что много желать – добра не видать. А теперь давайте посмотрим, какая еще сказка есть в этой книге.

Дочь 1 (читает): «Сказка о царе Салтане и его сыне Гвидоне».

(Звучит тревожная музыка. Инсценирование отрывка. На сцене образ моря)

Автор:

К морю лишь походит он,
Вот он слышит будто стон…;
Видно на море не тихо;
Смотрит – видно дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду в круг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель быструю торопит,
Бьет крылом и в море топит –
И царевичу потом
Молвит русским языком:

Царевна:

Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море:
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ты избавил,
Девицу в живых оставил
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись
Не горюй и спать ложись.

Внимание переключается на комнату с матушкой и дочерьми.)

Дочь 1: Сколько волшебства в этой сказке? А сколько любви и добра к своим ближним?

Матушка: Эта сказка учит уметь прощать и не держать зла на людей, которые причинили тебе зло.

Дочь 2: Матушка, а мне очень понравилась царевна-лебедь. Какая она красивая. С ее помощью Гвидон встретил своего отца.

Матушка: У А.С.Пушкина есть еще одна сказка о другой царевне, «…о мертвой царевне и семи богатырях».

(Звучит музыка, внимание на сцену. Инсценировка отрывка сказки.)

Автор:

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:

Елисей:

Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей: – свет ты мой,

Автор: Красно солнце отвечало, –

Солнце:

Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил.

Автор:

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.

Елисей:

Месяц, месяц мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.

Месяц:

Братец мой,
Отвечает месяц ясный –
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала…

Елисей: ….Как обидно!

Автор:

Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:

Месяц:

«Погоди, об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же прощай».

Автор:

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:

Елисей:

«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее…»

Ветер: … Постой..

Автор: Отвечает ветер буйный,-

Ветер:

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

(Внимание переключается на комнату.)

Дочь 1: Какой мужественный Елисей? Как долго он искал свою царевну?

Дочь 2: Сколько трудностей ему пришлось преодолеть?

Матушка: Доброта, смелость и открытость души помогла ей, молодой царевне победить злую мачеху. Добро побеждает зависть и людскую злобу. Давайте дальше рассмотрим книгу.

Дочь 1: А это кто?

Матушка: Это Черномор. Он несет Руслана.

Дочь 2: Что это за сказка?

Матушка: Это поэма о Руслане и Людмиле.

Дочь 1: А ты нам прочитfешь сегодня?

Матушка: Сегодня мы прочитаем только отрывок, т.к. она очень большая.

(Звучит музыка, внимание на сцену.)

Автор:

Моя прекрасная Людмила,
По солнцу, бегая с утра,
Устала, слезы осушила,
В душе подумала: пора!
На травку села, оглянулась! -
И вдруг над нею сень шатра,
Шумя, с прохладой развернулась;
Обед роскошный перед ней;
Прибор из яркого кристалла;
И в тишине из-за ветвей
Незрима арфа заиграла.
Дивится пленная княжна,
Но в тайне думает она.

Людмила:

Вдали от милого, в неволе,
Зачем мне жить на свете боле?
О, ты чья гибельная страсть
Меня терзает и лелеет,
Мне не страшна злодея власть:
Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров -
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!

Автор:

Прелестна прелестью небрежной,
В одной сорочке белоснежной
Ложиться почивать она.

(Звучит марш Черномора.)

Автор:

Все мрачно, мертвое молчанье!
Лишь сердца слышит трепетанье…
И мнится… шепчет тишина,
Идут-идут к ее постели;
В подушки прячется княжна-
И вдруг… О страх!... И в самом деле
Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за ней,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей.
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком прикрытой
Принадлежала борода.
Уж он приблизился: тогда
Княжна с постели соскочила,
Седого Карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Трепеща, скорчился бедняк,
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упал, такой беде
Арапов черный рой метется;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

(Свет выключается, внимание на комнату, где сидят матушка и дети.)

Дочь 2: Какая смелая Людмила! Сумела за себя постоять.

Матушка: Людмиле помогла в этой нелегкой борьбе ее любовь к Руслану. О ней мы еще поговорим. Девочки, понравилась ли вам эта книга?

Дочь 1: Да! Очень понравилась!

Матушка: А вы знаете, что стихи А.С.Пушкина очень любили читать и взрослые, собираясь на вечерах, в гостиных. А его стихи ложились в основу музыкальных произведений.

(Звучит менуэт.)

Сцена в гостиной. В комнату заходят гости и ведет оживленный разговор)

– Ну, что соседки?
– Как похорошели!
– Ах, новость, да какая!
– Какая радость, будет бал!
– Девчонки прыгают заранее:
– Как Таня выросла! Давно ли я, кажется, тебя крестила? Быть может, ты прочитаешь нам что-нибудь?

(Девочка читает стихи А.С.Пушкина.)

– Как годы-то летят!
– Кто бы мог подумать! Как давно она бала еще младенцем! Оксинья, сыграй нам что-нибудь. Порадуй душу!

(Девочка играет.)

– Благодарим за наслажденье!
– А вот послушайте еще! Прочти нам, Ольга. (Читает стихи.)
– Ах, Пушкин, просто гений!
– Позвольте мне сыграть вам! Поверьте, вы получите истинное наслаждение. (Играет.)
– Это просто прелесть! Спасибо, милое дитя.
– Да, Пушкин – истинный талант. Его таланту жить в веках!

Эпилог

(В темноте свет направляется на портрет А.С. Пушкина. Звучит музыка. Выходит чтетц на сцену, читает под звучание тихой музыки.)

Так мира житель равнодушный,
На лоне праздной тишины,
Я славлю лирою послушной
Приданья темной старины.

(Продолжает звучать тихая музыка.)