Работа по развитию речи придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.
Урок русского языка по развитию речи во 2 классе.
Цель урока: учить правильно употреблять слова в речевой практике, уточнять смысловое понятие слов.
Задачи урока: учить правильно произносить и писать слова, чтобы не исказить их смысл и значение; развитие словарного запаса слов учащихся; воспитывать уважение к слову в нашей речи; формирование умения связной, монологической речи учащихся; повышать культуру речи учащихся.
Оборудование: карточки со словами, текст рассказа В.Беспалова "Сила слова".
Ход урока
1. Организационный момент. Запись в тетради числа и вида работы.
2. Вводная часть урока. Актуализация проблемы.
На доске слова на карточках. "СЛОВО" "ЧЕЛОВЕК"
Учитель задает вопросы:
- Что вы видите на доске? (слова, обозначающие понятия)
- Какой смысл несет каждое из этих слов? Что обозначают эти слова? (ответы учащихся)
- Что общего между этими словами? В чем различие между ними? (ответы учащихся)
Обобщение по данному виду работы делает учитель:
СЛОВО - единица языка, служащая для наименования понятий предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.
ЧЕЛОВЕК - самое разумное существо на Земле. Только он обладает даром речи, способностью говорить из всех живых существ.
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы проводим урок по теме "Слово - значимая единица речи". Будем учиться правильно употреблять слова в речи, уточнять смысловое понятие слов.
На доске карточки: ДОМ ДЫЛ ДАР КЫЗЯ МРКО
Учитель задает вопрос (обращая внимание на доску):
- Какие звучания являютcя словами, а какие нет? Почему?
Вывод: (обобщение учителем)
ДОМ - это место, жилое здание, где живут люди.
ДЫМ - поднимающиеся вверх серые клубы, летучие продукты горения.
ЯЗЫК - подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека, участвующий также в артикуляции.
ЯЗЫК
Человека, | Предмет для | Язык | Языки |
Животного, птицы | одевания | пламени | иностранные |
ЯЗЫК - слово многозначное.
Учитель проводит артикуляционную гимнастику:
1) гласные звуки А ,О, У, И, Э, Ы - движение губ;
2) движение языком;
3) произношение звуков Р, Р, Л, Л (показать роль языка).
4. Работа с кроссвордом. (на доске)
Учитель: назовите:
1) то, из чего мы едим (тарелка);
2) то, чем мы едим (ложка, вилка);
3) то, из чего мы пьем (чашка).
ТАРЕЛКА - это столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном.
ТАРЕЛКА
- Посуда
- антенна
- Космическая
Вывод: Тарелка слово многозначное.
ЧАШКА- небольшой сосуд, обычно круглой формы, с ручкой. Сосуд для питья.
Учитель: К какой группе предметов можно отнести названные предметы? ( столовая посуда)
Какие еще предметы можно отнести к столовой посуде? (блюдце, салатник, чайник).
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ (с комментированием):
Тарелка, чашка - предметы столовой посуды.
5. "Подумаешь, одна буква?!"
Учитель: Как вы думаете, что произойдет, если на место одной буквы встанет другая? (ответы учащихся)
Вывод: Слово меняет смысл, значение.
На доске демонстрация карточек со словами.
"бутон" "бидон" "бетон" "батон" "питон"
Работа со словами:
Бутон - почка цветка. Батон - белый хлеб продолговатой формы. Бидон - металлический или пластмассовый сосуд цилиндрической формы с крышкой. Бетон - строительный материал из вяжущих смесей (цемента, силиката, битума) с водой, твердеющей после укладки. Питон - большая змея, семейства удавов.
- Чем различаются эти слова?
Обобщение, подведение итогов сказанного.
Запись в тетради (с комментированием):
Бутон - батон - бидон-бетон-питон.
6. Работа над предложением. На доске записаны предложения с пропущенными словами:
- В печке выпечен ________________.
- А в петлицу вдет ________________.
- По траве ползет _________________.
- Молоко течет в __________________.
- И на стройке есть _________________.
Задание прочитать предложения, вставить пропущенные слова по смыслу.
Работа со словом ПЕТЛИЦА.
ПЕТЛИЦА - обметанная или нашивная петля (обычно на борту мужской одежды как элемент отделки).
Задание: записать в тетради то предложение, которому вы отдаете предпочтение.
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка: прочитайте предложение, которое вы записали.
На основании ответов учащихся учитель подводит итог:
Произносить слова надо отчетливо, писать правильно. Помните! Неточность произношения и написания может исказить смысл сказанного, привести к ошибке на письме.
Если этого не делать, то может произойти так, как в стихотворении А.Шибаева.
(Учитель читает стихотворение)
Пришел из школы Лев Кузьмич,
Стал проверять тетрадки,
И целый вечер Лев Кузьмич
Отгадывал загадки.
Он долго думал, например,
Раскрыв тетрадку Тани,
Что это значит: "Музыкант
Играет на баране?"
Ах, неужели гвозди
Вбивают :молоком?!(Написано у Кости
О чуде о таком.)
А кто-то тяпкой вытер стол!
(Ах, неужели тяпкой)
А кто-то красит каской пол!
(Напрасно, лучше шапкой.)
А кто-то пишет: "Наш каток-
Такой хороший, гадкий:"
Ай-ай, - промолвил педагог
И отложил тетрадки.
Учитель: Какие ошибки допустила Таня? (ответы учащихся)
В тетрадях записывают, исправляя ошибки: на баране - на барабане, молоком - молотком, тяпкой - тряпкой, каской - краской, гадкий - гладкий.
Учитель: Это еще раз доказывает, что произносить и писать слова надо правильно, чтобы не исказить их смысл и значение. Проявить тем самым уважение к слову.
7. Работа с текстом. А.Беспалов "Сила слова".
Учитель: прочитайте молча текст "Сила слова".
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводится коллективно.
- Прочитаем текст вслух. (читает хорошо читающий ученик)
- Ответы на вопросы к тексту с подтверждением чтения предложений из текста.
Сила слова.
Однажды шел путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:
- Эй, ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!
Но камень - ни с места. Тогда путник начал его ругать, Долго его ругал, а камень хоть бы шевельнулся.
В это время к камню подъехал всадник. Путник и говорит:
- Видал? А еще говорят, что сильнее слова нет ничего на свете. Я целую гору наговорил, а камень - ни туда, ни сюда.
Всадник слез с коня, обвязал камень веревкой, и конь оттащил камень с дороги.
- Вот это другое дело, - удовлетворительно сказал путник.
- Э-э, нет. - Ответил всадник. - Слово-то все-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе мешает камень, я его и убрал. А когда ты на ветер слова бросал, у тебя ничего не получалось.
Вопросы к тексту:
1) В каком предложении выражена главная мысль? Почему?
2) В этой истории два героя: путник и всадник. Какими вы представляете себе этих героев по их словам и делам?
3) Какие пословицы из тех, что написаны были на камне, вы бы выбрали для заголовка, названия рассказа?
- Язык болтает, а голова не знает.
- Меньше говори, да больше делай.
- Сперва подумай, потом скажи.
- Коротко, да ясно.
8. Итог урока.
Учитель: С помощью слов (устно и письменно) человек выражает свои мысли, передает их другим и осуществляет это при помощи предложений. А это уже другая, очень интересная тема урока.