Комбинированный урок по окружающему миру "Насекомые и их разнообразие". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

образовательная: уточнить представления о насекомых и познакомить с условиями их жизни, выделение их существенных признаков;

развивающая: развитие аналитико-синтетического мышления, познавательного интереса, воображения;

воспитывающая: воспитания доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Задачи.

Образовательные.

1. Сформировать знания о различных группах насекомых, их отличительных признаках.

2. Обобщить и расширить представления детей о насекомых нашего края..

3. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные.

1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.

2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие.

1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный.

Используемое программное обеспечение: учебник-тетрадь по предмету “Окружающий мир” О. Т. Поглазовой, СД Презентация урока по теме “Насекомые”.

Ход урока

Заставка “Добро пожаловать на урок в 1 класс”. (Слайд 1. Презентация)

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. (Слайд 2) и поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны). И пусть в течение всего урока солнце помогает вам!

2. Актуализация знаний.

Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных. (Слайд 3)

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)

- На какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы)

- Назовите , чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья).

3. Формирование новых понятий и способов деятельности.

1) Постановка учебных задач.

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки и заполнив кроссворд в рабочей тетради на стр.18-11. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых)  (Слайд 4)

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Ростом мал, но работящий.
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает.
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (Комар)

- Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые). (Слайд 4)

- Каких насекомых ещё вы знаете? (Муха, божья коровка, шмель, жуки, сверчок, бабочка и др.)

2) Рассказ учителя о насекомых. (Слайд 5)

- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых;. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.

- Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

- Как вы думаете, чем питаются насекомые? (Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники)

- В чём сходство насекомых? (Маленькие, с усиками, шустрые)

- Почему насекомых можно назвать непоседами? (Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.)

- А детей нашего класса можно назвать непоседами?

Тема нашего урока “Маленькие непоседы”.

3) Отличительные признаки класса насекомых.

Перед тем, как выявим существенные признаки насекомых немного отдохнем.

Физминутка.(музыкальная)

а) Посчитайте, сколько у насекомых ног? (Слайд 6)

(6 ног – 3 пары)

- Запишем число 6 в пустое окошечко. (Рабочая тетрадь на стр.18-12). Главный признак насекомых – 6 ног.

б) Работа в парах. Задание №13 рабочая тетрадь на стр.19.

Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья и расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья.

в) Проверка. (Слайд 7)

- Так сколько же частей тела у насекомых? (3)

- Ответим на 3 вопрос У всех ли насекомых есть чувствительные усики? (Да)

4) А теперь давайте подробно поговорим о тех насекомых, которые встретились у нас в кроссворде.

А) Что вы знаете о кузнечиках? (Слайд 8)

Б) - Ещё с одним удивительным насекомым хочу вас познакомить сегодня поближе.

- Ребята, видели ли вы стрекозу? Где?

- Стрекоз можно встретить повсюду, они живут вблизи рек, озёр, болот и других водоёмов.

- А знаете ли вы, что стрекозы появились много миллионов лет назад. Тогда над землёй ещё не порхали птицы, в лесах бродили динозавры. Стрекозы были очень большими, размах крыльев достигал почти метра. (Слайд 9)

Муравьи. (Слайд 10)

Оса. (Слайд 11)

Комары. (Слай 12)

5) Викторина “А знаешь ли ты”? (Слайд 13)

Где находятся ушки у комара? (На передних ногах)

Кто чемпион по прыжкам среди насекомых? (Кузнечик)

Чем питаются комары - самцы? (Нектаром цветов)

Чего нет у насекомых? (Хвоста)

Какие насекомые относятся к насекомым- хищникам? (Стрекоза)

Какие насекомые подают сигналы об опасности? (Муравей)

6) Обобщение.

- И так, ребята, что нового о насекомых вы сегодня узнали?.

Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о насекомых называется “энтомология”. (Слайд 14)

- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий).

И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков.

4. Итог урока.

1) Рефлексия. Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.

Кто для себя сделал открытие? (Синий)

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) (Слайд 15)

- Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

2) Чтение ребёнком стихотворения

Если вам по душе красота земная
Берегите её, устали не зная.
Ни к чему обижать бабочку на ветке
Веселее в лесу от её расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
И пчела просто так тоже не пристанет
Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет.
Бабочка, кузнечик, муравей и птица
Не всегда от нас могут защититься.
Если будут нами уничтожены они,
На планете с вами мы останемся одни.

3) Карточки для дом.работы (раскрасьте только зверей 1 ряд, только птиц 2 ряд, 3 ряд только насекомых).

4) Прощание с классом. (Слайд 16)

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!

Приложение 2 (музыкальный момент)

Приложение 3