Внеклассное занятие "Урок толерантности"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  1. Познавательные:
  2. Знакомство со словами “толерантность”, “декларация”, “человеческое достоинство”, с высказываниями великих людей по данной теме

  3. Практические:
  4. Обучение коллективному творческому делу, умению слушать высказывания товарищей и высказываться самому, обучение работе в коллективе

  5. Воспитывающие:

Воспитывать нравственные качества школьников: понимание дружбы как общечеловеческой ценности, уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

Задачи:

  1. Развивать компетентность учеников и толерантность
  2. Развивать память, логическое мышление, речь, способности, волю, эмоции
  3. Формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения не только художественной, но и справочной литературы

Оборудование:

  1. Оформление доски цитатами и выдержками
  2. Групповые карточки – задания (для двух групп)
  3. Индивидуальные тесты

ДЕВИЗ ЗАНЯТИЯ: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!”

Ход урока

Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право
высказывать собственное мнение.

Ф.Вольтер

I. Вступление

Тема нашего урока: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв… , поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:

– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

-– Какое из определений вам импонирует больше всего?

-– Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

-– А что же объединяет эти определения?

-– Почему так актуальна толерантность в наше время?

2. Задания по практике отношений

Задание №1.

Попробуйте оценить ситуацию.

– Какова ваша реакция?

– А теперь попробуйте быть толерантным.

Ситуации.

  1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
  2. …что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …
  3. …что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…
  4. …что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…

Резюме:

Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.

Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

Умеем ли мы чувствовать других людей?

Умеем ли мы понимать чужую боль?

Умеем ли мы входить в положение другого человека?

С этого и начинается толерантность.

Задание №2.

Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:

(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы)

УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА

  • Соблюдение законов страны
  • Уважение и защита прав человека
  • Равенство граждан перед законом
  • Лишение возможности обучаться на родном языке
  • Распространение негативных этнических стереотипов
  • Дискриминация или призывы к ней
  • Уважение культурных традиций других народов и религий
  • Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
  • Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
  • Отказ от насилия в решении конфликтов
  • Угрозы, запугивание (моральный террор)
  • Физический террор, погромы, геноцид
  • Стремление к сотрудничеству
  • Участие к другим людям, сопереживание
  • Депортации, принудительные выселения

Задание №3.

Чтение текста и ответ на поставленный вопрос.

Текст Лилиан Муур “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”.

(Текст на столах у детей. Чтение по ролям.)

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он!

Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа!!!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к пруду.

– Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка Енот самого себя.

Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто сидит в пруду.

– Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой камня!

– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.

– Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. – Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ.

– В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?

– Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком.

III. Самостоятельная практическая работа

И в заключении давайте попробуем понять, а насколько мы толерантны!

(Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)

 

Тест

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
  2. а) да;

    б) нет.

  3. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
  4. а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

    б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.

  5. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
  6. а) да;

    б) нет.

  7. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
  8. а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

    б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

  9. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
  10. а) вам очень трудно было бы это сделать;

    б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

  11. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
  12. а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

    б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  13. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте и делают не своё дело?
  14. а) да;

    б) нет.

  15. Вы приводите в компанию друга (подругу) , который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?
  16. а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

    б) вы лишь радуетесь за него (неё) .

  17. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?

а) уходите подальше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

IV. Подведение итога работы детей по тестам

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

  1. 0-4: вы непреклонны и , простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
  2. 6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно победить более достойно.
  3. 14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

V. Заключение.

Класс – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

VI. Задание на дом

Я попрошу вас написать сочинение о своей семье и взаимоотношениях между членами семьи. Это должны быть и ваши мысли о будущем, о вашем отношении к родителям и родителей к вам, ваши чувства к близким, желания, мечты … можете использовать фотоматериалы…

Презентация