Цели:
- Познавательные:
- Практические:
- Воспитывающие:
Знакомство со словами “толерантность”, “декларация”, “человеческое достоинство”, с высказываниями великих людей по данной теме
Обучение коллективному творческому делу, умению слушать высказывания товарищей и высказываться самому, обучение работе в коллективе
Воспитывать нравственные качества школьников: понимание дружбы как общечеловеческой ценности, уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;
Задачи:
- Развивать компетентность учеников и толерантность
- Развивать память, логическое мышление, речь, способности, волю, эмоции
- Формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения не только художественной, но и справочной литературы
Оборудование:
- Оформление доски цитатами и выдержками
- Групповые карточки – задания (для двух групп)
- Индивидуальные тесты
ДЕВИЗ ЗАНЯТИЯ: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!”
Ход урока
Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право
высказывать собственное мнение.
Ф.Вольтер
I. Вступление
Тема нашего урока: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,
это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв… , поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:
– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .
II. Основная часть
1. Беседа по вопросам
-– Какое из определений вам импонирует больше всего?
-– Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?
-– А что же объединяет эти определения?
-– Почему так актуальна толерантность в наше время?
2. Задания по практике отношений
Задание №1.
Попробуйте оценить ситуацию.
– Какова ваша реакция?
– А теперь попробуйте быть толерантным.
Ситуации.
- Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
- …что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …
- …что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…
- …что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…
Резюме:
Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.
Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.
Умеем ли мы чувствовать других людей?
Умеем ли мы понимать чужую боль?
Умеем ли мы входить в положение другого человека?
С этого и начинается толерантность.
Задание №2.
Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:
(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы)
УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА
- Соблюдение законов страны
- Уважение и защита прав человека
- Равенство граждан перед законом
- Лишение возможности обучаться на родном языке
- Распространение негативных этнических стереотипов
- Дискриминация или призывы к ней
- Уважение культурных традиций других народов и религий
- Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
- Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
- Отказ от насилия в решении конфликтов
- Угрозы, запугивание (моральный террор)
- Физический террор, погромы, геноцид
- Стремление к сотрудничеству
- Участие к другим людям, сопереживание
- Депортации, принудительные выселения
Задание №3.
Чтение текста и ответ на поставленный вопрос.
Текст Лилиан Муур “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”.
(Текст на столах у детей. Чтение по ролям.)
Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он!
Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа!!!
Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к пруду.
– Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка Енот самого себя.
Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто сидит в пруду.
– Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой камня!
– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.
– Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. – Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ.
– В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?
– Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком.
III. Самостоятельная практическая работа
И в заключении давайте попробуем понять, а насколько мы толерантны!
(Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)
Тест
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
- Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
- Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
- Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
- Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
- Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте и делают не своё дело?
- Вы приводите в компанию друга (подругу) , который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?
- В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?
а) да;
б) нет.
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
а) да;
б) нет.
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
а) да;
б) нет.
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за него (неё) .
а) уходите подальше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
IV. Подведение итога работы детей по тестам
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а
- 0-4 : вы непреклонны и , простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
- 6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно победить более достойно.
- 14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
V. Заключение.
Класс – это маленькая семья.
И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
VI. Задание на дом
Я попрошу вас написать сочинение о своей семье и взаимоотношениях между членами семьи. Это должны быть и ваши мысли о будущем, о вашем отношении к родителям и родителей к вам, ваши чувства к близким, желания, мечты … можете использовать фотоматериалы…