Математический КВН для 6-х классов

Разделы: Математика


Цели урока:

- проверить практические навыки и умения при работе с десятичными дробями;

- научить работать в команде;

- пробуждение и развитие у учащихся интереса к математике.

Оборудование: интерактивная доска или  мультимедийный проектор.

Правила игры:

- класс разбивается на две команды:

- выбираются капитаны команд:

- за каждое выполненное задание команды получают 1 балл;

- для участия во всех видах работы ученики вызываются к доске капитанами команд;

- выигрывает та команда, которая получает наибольшее количество классов.

План урока

  1. Приветствие команд.
  2. Задания командам.
  3. Работа с болельщиками.
  4. Конкурс капитанов.
  5. Задание болельщикам.
  6. Дополнительное задание.
  7. Занимательная страничка.
  8. Подведение итогов.

Ход урока

Звучит музыка из КВН “Капитаны”.

1. Приветствие команд.

Команда № 1.

Вот двадцатый закончился век.
Будет дальше как жить человек?
Ведь изучены реки, моря,
И строение звёзд и земля.
Но уверенно зовёт
Математиков движение вперёд,
Значит, мы должны открыть,
Те законы, по которым будем жить.
Чтоб ответить на трудный вопрос
Нужно в справочник сунуть свой нос,
В недрах памяти что-то найти,
А потом в КВН к нам прийти.
И нам равных нет,
На любой вопрос у нас готов ответ.
Победителей ждёт приз,
И кричать из зала будут: “Браво!” “Бис!”.

Команда № 2.

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим,
И просто вам победу не дадим.
Придется попотеть и постараться:
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу,
И просим разгадать сию бумагу,
А если вдруг не повезет? -
Победа всех когда-нибудь найдет.

II. Задания командам

Решите примеры:

  1. 0,07 · 30 + 2,8 : 0,56 – 6,08;
  2. 0,4 · (10 – 6,3 : 0,9 · 0,7);
  3. 9,1 – (32 : 0,8 + 606 · 0,1) · 0, 05;
  4. (2,4 – 2,4) : (48602, 7 : 54, 003) + 811 : 100.

Решите задачи:

  1. Собственная скорость катера равна 15, 4 км/ч, а его скорость против течения реки 12, 1км/ч. С какой скоростью течет река? Какова скорость катера по течению реки? Какое расстояние проплывет катер, если будет двигаться 1, 4 ч по течению реки?
  2. Ребро куба равен 0,4 м. Найдите объем куба.
  3. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 4 м, 25 дм, 70 см. Найдите объем этого параллелепипеда.
  4. Сколько составляют: 8% от 42 ; 136% от 55; 95% от а;
  5. Найди число, если : 40% его составляют 6,4; 15 1/3 % его составляют 23; 600% составляют t.

Пока команды работают со своими заданиями, болельщики участвуют в конкурсах.

III. Работа с болельщиками (каждое задание теоретического конкурса оценивается в 1 балл)

На интерактивной доске вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы по очереди.

  1. Что такое дробь?
  2. Какая дробь называется десятичной?
  3. Как сравнивать десятичные дроби?
  4. Правило сложения десятичных дробей.
  5. Правило вычитания десятичных дробей.
  6. Как умножить десятичные дроби?
  7. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
  8. Как умножить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.?
  9. Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
  10. Правило деления десятичных дробей.
  11. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
  12. Как разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.?
  13. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
  14. Что такое процент?

Математическая эстафета для болельщиков

На интерактивной доске даны примеры (каждое задание конкурса оценивается в 1 балл).

Выполни действия и проверь правильность вычислений, вычеркивая ответы в числовом квадрате:

  • 394,42 : 16,4;
  • 72,54 – 3, 568;
  • 139,7 + 80,324;
  • 425,736 : 60,75;
  • 5, 036 · 9,05
6 2 0, 0 2
8, 2 2 4, 4
9 7 2 0 5
8 0 5 7 5
7, 0 8 4 5,

IV. Конкурс капитанов

Найдите истинные высказывания. Расположите соответствующие им ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово. Примеры, в которых допущены ошибки, реши правильно и запиши в тетрадь.

Для капитана команды № 1

0.4 + 3 = 3,4 (Р)

6 + 0,12 = 0,18 (У)

0,25 + 0,5 = 0,3 (Н)

3, 28 + 1,3 = 4, 58 (О)

2,6 – 0,01 = 2, 59 (Е)

9,1 – 1,05 = 8,05 (Д)

0,854 – 0,85 = 0,04 (Г)

0,5 · 3 = 0,15 (Б)

4 · 1,7 = 6,8 (И)

17,2 · 10 = 1,72 (Ж)

0,8 · 0,04 = 0,032 (А)

5: 1000 = 0,05 (К)

3,6 : 9 =0,4 (Т)

12,3 : 5 = 24,6 (Я)

0,056 : 0,7 = 0,08 (С)

Для капитана команды № 2

0,36 : 0,9= 0,4 (С)

0,8 + 0,02 =0,82 (Т)

4 – 1,75 = 2,25 (Р)

21,6 · 0,1 =216 (И)

3,4 + 0,16 = 0,5 (Я)

4,2 – 0,02=4,18 (Н)

2,5 · 0,08 =0,2 (А)

6,4 : 0,04=18 (К)

1,48 – 0,9 =1,38 (Ю)

400 · 0,17 = 680 (Л)

6 : 0,0001 = 6000 (П)

2,35 + 0,25 =2,6 (О)

0,05 · 1,8 = 90 (У)

22,2 – 3,2 =19 (М)

0,6 + 7,5 = 8,1 (О)

25,5 : 2,5 = 10,2(В)

V. Задания для болельщиков

1. Найдите 5% от 200; 3/4 от 16; 6% от 400; 5/7 от 14.

2. Решите уравнение : 53,76 : (4,248 – 1, 56 х) + 3,8 = 55.

VI. Дополнительное задание

  1. Решите уравнения:

а) у – 0,24 = 2,46;

б) х + 0,7 =13,13;

в) 1,3 – b = 0,093$

г) а + 0.8 = 14,18;

д)1,35 : х = 2,7;

е) 0,03 у = 19,2;

ж) у : 0,14 =0,07.

VII. Занимательная страничка

VIII. Подведение итогов

Пока консультанты проверяют решение заданий, заполняют ведомость учета баллов команд и определяют победителя, один из учащихся рассказывает историю создания обыкновенных и десятичных дробей.

Побеждает команда набравшая большее количество баллов.

Из истории десятичных и обыкновенных дробей

В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок. Так записывались дроби на протяжении двух веков, а в V веке китайский ученый Цзю-Чун-Чжи принял за единицу не чи, а чжан = 10 чи, тогда эта дробь выглядела так: 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок.

Предшественниками десятичных дробей являлись шестидесятеричные дроби древних вавилонян. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12, 13, 14 веках.

Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке. Свои мысли по этому поводу он выразил в "Книге разделов об индийской арифметике".

В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканда жил математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал-Каши (дата рождения неизвестна). Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Ал-Каши написал книгу "Ключ к арифметике" (была издана в 1424 году), в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел.

Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета (1540-1603) десятичная дробь записана так 2 135436 - дробная часть и подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.

В 1585 г., независимо от ал-Каши, фламандский ученый Симон Стевин (1548-1620) сделал важное открытие, о чем написал в своей книге "Десятая" (на французском языке "De Thiende, La Disme"). Эта маленькая работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действий с десятичными дробями. Он писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число 12,761 записывалось так:

или число 0,3752 записывалось так:

37‚5f2„.

Именно Стевина и считают изобретателем десятичных дробей.

Запятая в записи дробей впервые встречается в 1592 г., а в 1617 г. шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой.

Современную запись, т.е. отделение целой части запятой, предложил Кеплер (1571–1630 гг.).

В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3 и читают: два точка три.