Урок физики в 8-м классе "Электрические явления"

Разделы: Физика


Тип урока:. объяснение нового материала.

Задачи урока.

  1. Повторить изученные ранее физические явления, систематизировать их в виде таблицы.
  2. Подготовить учащихся к восприятию нового материала “Электрические явления”.
  3. Исследовать зависимость силы взаимодействия наэлектризованных тел от знака заряда и расстояния между заряженными телами.
  4. Рассмотреть различные способы электризации тел. Закрепить изученный материал при решении качественных задач, с последующей проверкой на опыте, способствовать развитию практических навыков, умению анализировать, обобщать, применять полученные знания для объяснения наблюдаемых в жизни электрических явлений. Обратить внимание учеников на соблюдение правил техники безопасности в быту и на улице.

Основные вопросы урока.

  1. Электризация.
  2. Два вида электризации.
  3. Исследование зависимости электрической силы от знака заряда, расстояния между телами.
  4. Различные способы электризации.
  5. Электрометр. Устройство и принцип действия.
  6. Использование электризации в технике и борьба с её вредными последствиями.

Средства обучения: электрометры с шаровыми кондукторами, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха и шёлка, султаны, кусок резинового жгута, штатив с воронкой, речной песок, пластиковые стаканчики, вата.

Этапы урока

I. Организационный.

1. Повторение (заполнение таблицы, приложение 1. Лист 1, приложение 1. Лист 2).

  1. Вспомните: с каких явлений вы начали изучение физики? (Механические, тепловые.)
  2. Чем принципиально эти явления отличаются друг от друга? (Механические явления изучают движение, энергию тел, не интересуясь внутренним строением тела. Тепловые явления рассматривают физические явления с точки зрения строения вещества.)
  3. Какую пользу извлекает человек для себя, изучая эти явления? (Механическую и внутреннюю энергию использует в механических и тепловых двигателях.)

2. Изложение нового

Мы продолжаем изучать окружающий мир, будем изучать взаимодействие тел другого рода. Но вначале проделаем простой опыт и увидим это взаимодействие. (На каждой парте расчёска, маленькие клочки ваты, пластмассовые ручки.)

Учитель показывает прилипание клочков ваты к эбонитовой палочке и предлагает проделать опыт всем ученикам.

Мы видели прилипание ватки к расчёске, т.е. взаимодействие тел, которое пока объяснить мы не можем. Такое же явление наблюдали древнегреческие учёные, когда к потёртому о шерсть янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев) прилипали лёгкие тела. Явление назвали электрическим, происходящим от слова “янтарь”, а по гречески – электрон.

Запись на доске и в тетради: “Электрические явления”.

Наблюдаемое явление называется электризацией.

В тетради “Электризация тел происходит при соприкосновении и последующем разделении двух тел, трение увеличивает площадь соприкосновения. Оба тела при этом электризуются или получают заряд, который могут передать другим телам.

Посмотрим ещё несколько опытов и сделаем вывод.

Опыт №1. Заряжаем два султана от эбонитовой палочки, сближаем. Что наблюдаем? Отталкивание!

Опыт №2. То же самое проделаем со стеклянной палочкой. Опять отталкивание!

Опыт №3. Один султан заряжаем от стеклянной палочки, а другой от эбонитовой. Наблюдаем притяжение.

Вывод: тела электризуются по-разному. Условились считать:

( +) заряд стеклянной палочки,

( - ) считать заряд эбонитовой палочки.

В тетради и на доске: “Взаимодействие заряженных тел (зарядов)”.

/(+) (+)\ /( - ) ( - )\ \(+) ( - )/

Отчего зависит электрическая сила взаимодействия тел?

Опыт с заряженными султанами:

  • меняем расстояние;
  • меняем величину заряда.

Вывод: сила взаимодействия зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния и прямо пропорциональна величине зарядов, направлена по прямой, соединяющей заряды.

Каким образом можно обнаружить заряд на теле и оценить его величину? Это можно сделать с помощью прибора электрометра. Рассматриваем устройство прибора.

Опыты с электрометром:

1) разные по величине заряды,

2) разные по знаку заряды у эбонитовой палочки и у меха.

Вопрос классу: “Почему стрелка отклоняется от стержня, которому передаём заряд?”

Ответ: “Стержень и стрелка зарядились одинаково.”

В тетради: “Электрометр – прибор, который определяет наличие заряда и изменение его величины по углу отклонения стрелки прибора.”

С помощью электрометра посмотрим несколько опытов, дадим объяснение увиденному.

Запись в тетради: “Способы электризации”.

1) Соприкосновение и разделение незаряженных тел.

2) Контакт заряженного тела с незаряженным телом.

3) Электризация через влияние (объясним через два урока).

4) Удар (опыт с пластмассовыми стаканчиками).

5) Деформация (опыт с резиновой трубкой, после деформации - в шар кондуктора).

6) При движении одного тела по поверхности другого (опыт с песком, высыпаемым через воронку в шар кондуктора).

7) Нагревание.

8) Облучение и др.

Вопрос классу: “Электризация – это хорошо или плохо?

Если хорошо – используй! Где? Если плохо – борись! Как?

Запись в тетради и на доске.

Полезная электризация: в современной копировальной технике – ксероксе (рассматриваем принцип его работы), дактилоскопия, очистка воздуха от продуктов горения на заводах и фабриках, нанесение рисунка на дерево, стекло и др. материалы (метод промышленного ксерокопирования).

Вредная электризация и борьба с ней: заземление электрооборудования, бензовозов, использование металлических вёдер, канистр, воронок при переливании бензина; применение антистатиков, повышение влажности на ткацких предприятиях до 60-70%.

Домашнее задание: параграфы 25-27.

Итог урока: мы вспомнили на уроке механические и тепловые явления и приступили к изучению нового вида взаимодействия – взаимодействию наэлектризованных тел. Познакомились с новыми физическими понятиями: электризация, заряд, новым прибором – электрометром. Выяснили некоторые способы электризации, способы использования этого явления и борьбы с его вредными последствиями.

Спасибо всем за урок.

Литература

1. А.В.Пёрышкин. Физика-8. Москва. “Дрофа”. 2001 г.

2. М.Е.Тульчинский. Сборник качественных задач. Учпедгиз. 1961 г.

3. Б.Ф.Билимович. Физические викторины в средней школе. Москва. Просвещение.

4. Книга для чтения по физике 6-7 класс. Составитель Кириллова И.Г. Москва. Просвещение.

5. В.А. Касьянов. Физика-10. Дрофа. Москва. 2002 г.

Приложения 2, 3