Тип урока:. объяснение нового материала.
Задачи урока.
- Повторить изученные ранее физические явления, систематизировать их в виде таблицы.
- Подготовить учащихся к восприятию нового материала “Электрические явления”.
- Исследовать зависимость силы взаимодействия наэлектризованных тел от знака заряда и расстояния между заряженными телами.
- Рассмотреть различные способы электризации тел. Закрепить изученный материал при решении качественных задач, с последующей проверкой на опыте, способствовать развитию практических навыков, умению анализировать, обобщать, применять полученные знания для объяснения наблюдаемых в жизни электрических явлений. Обратить внимание учеников на соблюдение правил техники безопасности в быту и на улице.
Основные вопросы урока.
- Электризация.
- Два вида электризации.
- Исследование зависимости электрической силы от знака заряда, расстояния между телами.
- Различные способы электризации.
- Электрометр. Устройство и принцип действия.
- Использование электризации в технике и борьба с её вредными последствиями.
Средства обучения: электрометры с шаровыми кондукторами, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха и шёлка, султаны, кусок резинового жгута, штатив с воронкой, речной песок, пластиковые стаканчики, вата.
Этапы урока
I. Организационный.
1. Повторение (заполнение таблицы, приложение 1. Лист 1, приложение 1. Лист 2).
- Вспомните: с каких явлений вы начали изучение физики? (Механические, тепловые.)
- Чем принципиально эти явления отличаются друг от друга? (Механические явления изучают движение, энергию тел, не интересуясь внутренним строением тела. Тепловые явления рассматривают физические явления с точки зрения строения вещества.)
- Какую пользу извлекает человек для себя, изучая эти явления? (Механическую и внутреннюю энергию использует в механических и тепловых двигателях.)
2. Изложение нового
Мы продолжаем изучать окружающий мир, будем изучать взаимодействие тел другого рода. Но вначале проделаем простой опыт и увидим это взаимодействие. (На каждой парте расчёска, маленькие клочки ваты, пластмассовые ручки.)
Учитель показывает прилипание клочков ваты к эбонитовой палочке и предлагает проделать опыт всем ученикам.
Мы видели прилипание ватки к расчёске, т.е. взаимодействие тел, которое пока объяснить мы не можем. Такое же явление наблюдали древнегреческие учёные, когда к потёртому о шерсть янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев) прилипали лёгкие тела. Явление назвали электрическим, происходящим от слова “янтарь”, а по гречески – электрон.
Запись на доске и в тетради: “Электрические явления”.
Наблюдаемое явление называется электризацией.
В тетради “Электризация тел происходит при соприкосновении и последующем разделении двух тел, трение увеличивает площадь соприкосновения. Оба тела при этом электризуются или получают заряд, который могут передать другим телам.
Посмотрим ещё несколько опытов и сделаем вывод.
Опыт №1. Заряжаем два султана от эбонитовой палочки, сближаем. Что наблюдаем? Отталкивание!
Опыт №2. То же самое проделаем со стеклянной палочкой. Опять отталкивание!
Опыт №3. Один султан заряжаем от стеклянной палочки, а другой от эбонитовой. Наблюдаем притяжение.
Вывод: тела электризуются по-разному. Условились считать:
( +) заряд стеклянной палочки,
( - ) считать заряд эбонитовой палочки.
В тетради и на доске: “Взаимодействие заряженных тел (зарядов)”.
/(+) (+)\ /( - ) ( - )\ \(+) ( - )/
Отчего зависит электрическая сила взаимодействия тел?
Опыт с заряженными султанами:
- меняем расстояние;
- меняем величину заряда.
Вывод: сила взаимодействия зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния и прямо пропорциональна величине зарядов, направлена по прямой, соединяющей заряды.
Каким образом можно обнаружить заряд на теле и оценить его величину? Это можно сделать с помощью прибора электрометра. Рассматриваем устройство прибора.
Опыты с электрометром:
1) разные по величине заряды,
2) разные по знаку заряды у эбонитовой палочки и у меха.
Вопрос классу: “Почему стрелка отклоняется от стержня, которому передаём заряд?”
Ответ: “Стержень и стрелка зарядились одинаково.”
В тетради: “Электрометр – прибор, который определяет наличие заряда и изменение его величины по углу отклонения стрелки прибора.”
С помощью электрометра посмотрим несколько опытов, дадим объяснение увиденному.
Запись в тетради: “Способы электризации”.
1) Соприкосновение и разделение незаряженных тел.
2) Контакт заряженного тела с незаряженным телом.
3) Электризация через влияние (объясним через два урока).
4) Удар (опыт с пластмассовыми стаканчиками).
5) Деформация (опыт с резиновой трубкой, после деформации - в шар кондуктора).
6) При движении одного тела по поверхности другого (опыт с песком, высыпаемым через воронку в шар кондуктора).
7) Нагревание.
8) Облучение и др.
Вопрос классу: “Электризация – это хорошо или плохо?
Если хорошо – используй! Где? Если плохо – борись! Как?
Запись в тетради и на доске.
Полезная электризация: в современной копировальной технике – ксероксе (рассматриваем принцип его работы), дактилоскопия, очистка воздуха от продуктов горения на заводах и фабриках, нанесение рисунка на дерево, стекло и др. материалы (метод промышленного ксерокопирования).
Вредная электризация и борьба с ней: заземление электрооборудования, бензовозов, использование металлических вёдер, канистр, воронок при переливании бензина; применение антистатиков, повышение влажности на ткацких предприятиях до 60-70%.
Домашнее задание: параграфы 25-27.
Итог урока: мы вспомнили на уроке механические и тепловые явления и приступили к изучению нового вида взаимодействия – взаимодействию наэлектризованных тел. Познакомились с новыми физическими понятиями: электризация, заряд, новым прибором – электрометром. Выяснили некоторые способы электризации, способы использования этого явления и борьбы с его вредными последствиями.
Спасибо всем за урок.
Литература
1. А.В.Пёрышкин. Физика-8. Москва. “Дрофа”. 2001 г.
2. М.Е.Тульчинский. Сборник качественных задач. Учпедгиз. 1961 г.
3. Б.Ф.Билимович. Физические викторины в средней школе. Москва. Просвещение.
4. Книга для чтения по физике 6-7 класс. Составитель Кириллова И.Г. Москва. Просвещение.
5. В.А. Касьянов. Физика-10. Дрофа. Москва. 2002 г.