Возраст детей: 8-12 лет
Цели:
- знакомство с искусством Китая
- продолжение изучения свойств бумаги и способов изготовления объёмных предметов
- развитие ручной умелости
- развитие творческого воображения
- воспитание художественного вкуса
- воспитание толерантности
- эстетическое воспитание
- содействие развитию навыков создания полезных и красивых вещей
Оборудование и пособия для учителя:
- Терминологический словарь /Т.С./
- Плакат «Изготовление бумаги в Китае» 2 в н.э.
- Репродукции картин китайских художников
- Изображения ваз различных форм
- Бумажный веер
- Вазы из гофрированной бумаги и их изображения
- Плакат «Упражнения». Объёмные формы из гофрированной бумаги
- Технология выполнения ваз и цветов из гофрированной бумаги
- Ножницы, клей, бумага/плотная и тонкая, затонированная на предыдущих уроках/
- Магнитофон. Кассета с записью «Китайского танца»из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Для учащихся: «Писчая» бумага, ножницы, клей, линейка, простой карандаш, гелевые ручки, блестки.
Экспозиция на доске
- Терминологический словарь.
- Плакат « Изготовление бумаги в Китае ».
- Репродукции картин китайских художников.
- Изображение ваз различных форм.
- Бумажный веер.
- Изображение ваз из гофрированной бумаги.
- Плакат «Упражнения. Объемные формы из гофрированной бумаги».
- Технология выполнения ваз и цветов из гофрированной бумаги.
Литература, использованная при подготовке урока.
- Коптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового востока: Очерки. – М.: дет. лит., 1989.
- Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М. – АХ СССР.–1962.
- Кочетова С.М. Фарфор и бумага в искусстве Китая.: Л–М.: АН СССР.–1956.
- Докучаева Н. «Мастерим бумажный мир. Школа волшебства.» – Спб.: ТО «Диамант», ЗАО «Валери Спб», 1997.
- Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец ХIV–пер. треть ХVIII в. Каталог. Ленинград – «Аврора», 1977.
- Древние цивилизации. С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М. Мысль, 1989.
- Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Всё об оригами. Спб.: ООО «СЗКЭО» Кристалл» 2006.
- Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ-Пресс, 1998.
План.
- Организационный момент. 1 м
- Сообщение темы и целей урока. 2 м
- Изложение нового материала. 8 м
– Беседа о Китае, стране впервые создавшей бумагу и фарфор.
– Постановка проблемы – как «спрятать» изображение? - Обсуждение технологии выполнения открытки. 7 м
– Выполнение упражнений
– Демонстрация вариантов получения объемов с помощью гофрированной бумаги.
– Беседа о подборе цвета: фона и задуманных предметов. - Самостоятельная работа. 24 м
- Подведение итогов. 2 м
- Организационный конец занятия. 1 м
Ход урока
После сообщения темы и целей урока учитель демонстрирует несколько видов бумаги – писчую, тетрадную, для рисования и черчения, цветную, обойную, фантики от конфет, газетную и др.
Вопрос: Как всё это можно назвать?
Предполагаемый ответ: Это бумага.
Вопрос: А кто знает, сколько видов бумаги существует в мире?
Предполагаемый ответ: Более шестисот.
Вопрос: Сама по себе в природе бумага не существует, как трава или птицы. Значит, её кто-то изобрел? Кто же, когда, из чего?
Предполагаемый ответ: Бумагу впервые получили в Китае /Т.С./ во II в. н.э. ПО сведениям, дошедшим до нас из старых китайских исторических книг, в 105 г. н.э. некто Цай Лун подал императору прошение, в котором он предлагал изготовлять бумагу из коры дерева, пеньки, шелковых тряпок и рыболовных сетей. Однако по другим данным эта дата может быть смещена к I в. до н.э., когда бумагу получали из коконов шелкопряда, правда, это была очень дорогая бумага.
На средневековых китайских рисунках /на доску/ изображен процесс производства бумаги из бамбука.
Вопрос: Что мы видим?
Предполагаемый ответ: Сырьё тщательно промывалось, вымачивалось и варилось с золой и известью, затем вновь промывалось, после чего его измельчали. Для этого применялись деревянные молотки и ручные ступы. Получалась кашицеобразная масса. Её разбавляли водой и, зачерпнув «формой»- деревянной рамкой с натянутой на неё частой сеткой из проволоки или из волокон бамбука, распределяли массу по сетке равномерно и гладко. Для чего рамку потряхивали. На рамке, таким образом формировался будущий лист бумаги. Готовый лист отжимали между сукнами и сушили.
Вопрос: А для чего применяли бумагу?
Предполагаемый ответ: Вначале для ведения всевозможной документации. А в VII-IXвв.в Китае было изобретено книгопечатание с деревянных досок, тогда же появились и первые гравюры. С одной доски в день делалось до 1000 отпечатков.
Бумажные деньги (ассигнации), заменявшие бронзовые деньги и слитки серебра изготовляли уже с X в. (тогда как в Западной Европе с XVIII века).
Около 725 г. в Китае была выпущена первая в мире отпечатанная на бумаге газета «Вестник» и выпускалась вплоть до 1911 года. В 952-953 гг. в провинции Сычуань было выпущено 130-томное издание классических сочинений. До 18 века Китай удерживал первое место в мире по количеству изданий и тиражей. Тогда как в Европе книгопечатание было изобретено в 1400 г.
И конечно же бумага применялась в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве.
Учитель демонстрирует репродукции картин средневековых китайских художников.
Ся Гуй. Пейзаж. XII-XIII вв.
Ма Юань. «Утки под скалой». XII-XIIIвв.
Сюй Даонин. «Ловля рыбы в горном потоке». II в.
Ван Вэй. «Просвет после снегопада в горах у реки» VIII в.
Вопрос: Что мы видим?
Предполагаемый ответ: Видим горы, скалы, потоки воды, деревья, снега, туманы, уток, водопады, дома, мостик, людей. Мы видим простор, воздух, чувствуем настроение художника, любуемся природой.
Вопрос: Можно ли определить, к какому жанру относятся картины?
Предполагаемый ответ: Это пейзажи. В Китае жанр пейзажа называется «Шань-Шуй», т.е. «горы-воды» /Т.С./
Вопрос: А подумайте, в чём разница между горами и водами?
Предполагаемый ответ. Горы тверды и высоки, на них можно взобраться. Воды текучи, они стекаются в низины, в долины, в них можно съехать, например, с берега или с горы.
Вопрос: Давайте перегнём два листочка пополам. Как изобразить гору, а как долину? То есть, горы и воды – это противоположности, как верх и низ, как день и ночь, как да и нет?
Предполагаемый ответ: Конечно. В самом названии жанра «горы-воды» воплотилось мироощущение древних китайцев, их взгляд на окружающий мир., то есть, мировоззрение – философия /Т.С./
В китайской «Книге перемен», написанной в середине I тысячелетия до н.э. развита мысль о движении как неотъемлемом свойстве объективного мира и названа первооснова этого движения – некая двойственная сущность, порождающая противоположные субстанции – ян и инь /Т.С./.
Есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Известно знаменитое высказывание «В мире постоянны только перемены».
В древности гора олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы – «ян», а вода связывалась с темными, мягкими и пассивными силами – «инь».
Есть мнение, что китайские пейзажи очень поэтичны, а стихи – живописны. В Китае умение сочинять стихи, знание живописи считалось обязательным для всякого образованного человека. Так Ван Вэй, занимавший высокий пост при дворе императора, кроме этого был ещё и художником и блестящим поэтом.
Три дня и три ночи мела метель –
Бело от снежных холмов.
Мне старого друга нечего ждать –
Метель пути замела…
А вот стихи знаменитого поэта Ли Бо в переводе Анны Ахматовой.
За сизой дымкою в дали
Горит закат,
Гляжу на горные хребты,
На водопад,
Летит он с облачных высот
Сквозь горный лес –
И кажется: то млечный Путь
Упал с небес.
Древний китайский философ Конфуций утверждал, что искусство должно возвышать людей, подчеркивать достоинство и благородство.
Вопрос: А где хранили картины?
Предполагаемый ответ: Картины не были постоянным украшением жилища, хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ: Потому что привычное перестаёт удивлять и радовать, его перестают замечать, а картины позволяли человеку испытывать возвышенные благородные чувства, любовь к родине. Поэтому их хранили как драгоценность.
Вопрос: Какое изобретение позволило китайскому искусству подняться на ещё большую высоту?
Предполагаемый ответ: Изобретение фарфора /Т.С./ в IХ веке н.э.
Историки искусства выделяют пять периодов развития китайского фарфора: Сун (960-1279); Юань (1279-1368); Мин (1368-1644); Канси (ХVII век); ЮНЧЖЕН (1723-1735).
Китайский фарфор ценился на вес золота. В Европе его получили лишь в ХVIII веке.
Учитель вывешивает на доску несколько изображений фарфоровых ваз, и обращает внимание на изображение веера в руке женщины. Веер выполнен из гофрированной бумаги, он легко складывается. Учитель демонстрирует подобный веер, а также изготовленные им предметы из гофрированной бумаги, изображения подобных предметов.
Вопрос: Что можно сказать о форме китайских ваз?
Предполагаемый ответ: Мы видим две самые распространенные формы: Мэйпинь /Т.С./, напоминающие по форме сливу (мэй). Эти вазы слегка вытянуты, широкоплечи с низким цилиндрическим горлом. И Гуань /Т.С./ – с шаровидным, суживающимся к низу туловом и низким широким горлом.
Существовали ещё бутыли с грушевидным туловом, ритуальные сосуды, по форме напоминающие сосуды из древней бронзы, и некие другие формы (на доску).
Вопрос: Что ещё кроме формы можно заметить, рассматривая вазы?
Предполагаемый ответ: Цвет ваз и росписи на некоторых из них.
Цвета фарфоровых ваз периода Сун отличались простотой, нежностью и спокойствием однотонных оттенков. Простота, а часто и кажущаяся небрежность, затеки краски, не покрытый глазурью край, трещинки – краклэ /Т.С./ на поверхности сосуда – являлись результатом глубокой продуманности, огромного опыта и технического мастерства. Сунские мастера – керамисты были такими же поэтами, такими же тонкими знатоками природы, как и живописцы.
Серо-голубые, серо-зелёные, красно-лиловые вазы зачастую покрыты изящной тонкой сетью трещин (на доску).
Сунских мастеров привлекает не строгая симметрия рисунка, а красота перелива нежных тонов, естественность, особая непринужденность, свобода и смелость мерцающего и динамического колорита поверхности.
Очень часто сосуды белоснежны, легки и стройны.
На вазах Юаньского периода делались росписи кобальтовыми красками, иногда фиолетовыми, встречаются сосуды с преобладанием красных оттенков.
Фарфор Минского периода пятицветный – использовались красные, лиловые, желтые, синие и черные краски.
В период Канси цвета были связаны со стремлением имитировать нефрит и другие полудрагоценные камни.
Среди глазурей отмечают
- зелёную «цвета яблока»,
- красную – как «жертвенная кровь»,
- желтую – «цвета кожи жёлтой рыбы»,
- бирюзовую,
- желтоватую – цвета «луны».
Вопрос: Давайте посмотрим, что изображали на вазах?
Предполагаемый ответ: Растения, животных, подводный мир, пейзажи, бытовые сценки…
Часто изображения носили символический характер.
Например, слон и лошадь являлись символами силы, энергии, быстроты и настойчивости.
Рыба олицетворяла успехи в служебных делах и достаток. (Две рыбки, плывущие вниз, означали единство и гармонию; рыбка, плывущая вверх – успех в учении и работе).
Журавль символизировал долголетие.
Бабочка – радость.
Дракон – власть императора.
Растения тоже являлись символами:
- сосна – долголетия,
- бамбук – стойкости и благородства,
- лотос – чистоты,
- пион – богатства и знатности, слива (мэй) – весны, Нового Года, обновления.
Для фона часто использовали узор краклэ, в виде «тающих льдинок».
Вопрос: А что напоминает этот узор? Можно ли его симитировать?
Предполагаемый ответ: Когда мы тонировали бумагу с помощью полиэтиленовой пленки, узор получался очень похожим на краклэ и «тающие льдинки".
Тренируясь, мы сделали много такой бумаги разных оттенков, поэтому теперь можем ею воспользоваться.
Вопрос: Весной, то есть к китайскому Новому Году зацветает слива.
Как Вы думаете, для чего использовались вазы мэйпинь?
Предполагаемый ответ: С конца ХVII века вазы и блюда, украшенные изображением веток сливы мэйхуа, использовались во время новогодних торжеств. В них приносили подарки. Вазами формы мэйпинь украшали жилища.
Вопрос: Итак, что необходимо учесть при изготовлении открытки в соответствии со старинными китайскими традициями?
Предполагаемый ответ: При изготовлении открытки можно использовать бумагу, окрашенную в нежно голубые, зеленоватые, розовые, фиолетовые тона, с помощью полиэтиленовой пленки. Это даст возможность имитировать трещинки на поверхности, например, ваз, а на фоне самой открытки создать узор в виде «тающих льдинок».
Необходимо учесть формы древнекитайских сосудов – мэйпинь и гуань.
Новый Год в Китае наступает весной, значит на этой открытке можно изобразить цветок в вазе. Это будет означать пожелание, например, долголетия, чистоты помыслов, процветания, богатства.
Такие открытки можно делать не только к Новому Году, но и к 8 Марта, к Дню Учителя, к Дню Рождения.
И, наконец, изображение надо «спрятать».
Вопрос: Каким образом?
Предполагаемый ответ: Открытку надо сделать симметричной, и тогда сгофрированное изображение можно будет убрать, сложив открытку пополам, как веер.
Вопрос: А как бы отразить в открытке философские понятия ИНЬ и ЯН, противоположности, которые движут мир?
Предполагаемый ответ: Во-первых, само гофрирование уже содержит противоположности – «горы» и «долины», или «горы-воды», как в китайском пейзаже.
А во-вторых, можно использовать бумагу холодных и теплых оттенков.
Учитель предлагает выполнить несколько упражнений с бумагой, и вывешивает плакат с описанием этапов выполнения упражнений на доску. Желающие могут взять описание этапов выполнения упражнений на парту.
Учитель раздает учащимся прямоугольники из писчей бумаги формата 7 см.х10 см (для выполнения упражнений).
Вопрос: Если предстоит непростая работа, что надо сделать, прежде чем её начать?
Предполагаемый ответ: Составить план или разработать технологию, порядок действий.
Ученики при поддержке учителя составляют четкий план, в конце чего технология вывешивается на доску.
Продемонстрировать то, что открытка старинная, можно с помощью оформления её углов. Края старинных документов обычно изнашиваются быстрее.
Помимо этого на доску вывешивается плакат «Изготовление ваз методом гофрировки».
Вопрос: К какой группе геометрических тел следует отнести вазу?
Предполагаемый ответ: Ваза – это геометрическое тело вращения. С помощью сгибов гофрированной полоски бумаги создаётся образующая боковой поверхности, которая после сгибания «гор» и «долин» позволит получить боковую поверхность «вазы».
Учитель вывешивает на доску репродукцию картины Шоупина «Пион», объявляет, что «цветы» делаются аналогично вазам; раздаёт ранее затонированную с помощью полиэтиленовой пленки бумагу; включает магнитофон.
Дети приступают к самостоятельной работе.
По мере выполнения открыток, они выставляются на столе.
Подводя итог урока, учитель может сделать резюме:
Сегодня вы познакомились с искусством средневекового Китая, полюбовались поэтичными произведениями художников, научились гофрировать бумагу, делать красивые открытки в соответствии с китайской философией.
Оказывается, чтобы узнать другой народ, надо изучить его искусство. Потому что искусство – это универсальный язык, понятный всем народам мира.
Покидая кабинет, ребята делают пометку на заранее вывешенном графике.