Цели.
1) Раскрыть функцию буквы “я” в качестве показателя мягкости согласных звуков.
2) Способствовать развитию навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
3) Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность.
4) Дать представление о жизни птиц зимой; познакомить с мероприятиями по охране птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование.
1) Плакат с изображением зимующих птиц.
2) Чучела птиц.
3) Шапочки птиц.
4) Раздаточный материал: семена для птиц.
5) Cлайды “ Виды кормушек”.
6) Gластинка “ Голоса птиц”.
Ход урока
1. Организационный момент.
У. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
Тут, зверюшки и пичужки,
Игры, песни – всё для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу! В добрый час!
2. Работа над новым материалом.
1) Наблюдение за мягкими и твёрдыми согласными звуками. Чтение слов с доски:
МЫЛ – МИЛ – МЕЛ – МЯЛ
ВЫЛИ – ВИЛЫ – ВЯЛЫ – ВЕЛИ
- Сравните звучание первых согласных звуков в каждой паре слов. Какими буквами они обозначены? Обратите внимание на гласную после них.
Вывод: буква “ы” пишется после твёрдых согласных, а буква “и”, “е”, “я”- после мягких.
Чтение слогов и слов с доски:
МЯ | ТЯ | ЛЯ | ДЯ | СЯ | РЯ |
МЯТА | ТЯГА | КОЛЯСКА | ДЯТЕЛ | КОСЯК | КОРЯГА |
Обобщение: после мягких согласных звуков в словах пишется буква “я”. Она напоминает, что согласные буквы перед ней при произношении вслух надо читать мягко.
2) Прочитайте слова:
красная сладкая
крупная садовая
ароматная лесная
- Что представили? (Ягоды)
Чтение текста на с.118 “Земляника”. Выборочное чтение.
- Что Катя ответила о землянике?
- Как Валя охарактеризовала землянику?
- Какие аргументы привела Катя?
- Что Оля рассказала о землянике?
- Как Коля разрешил спор девочек?
Повторное чтение текста.
Пересказ текста (подробный).
3) Кто больше запомнит слов.
Ярко, ярче января
В январе горит заря.
Я люблю тебя, январь,
Яркий- яркий, как янтарь.
4) Чтение текстов на с 119. Дать понятие о диалоге.
Словарь: яблоко, смородина, малина.
5) Значение слова “языки”. Пословицы о языке.
Учись держать язык за зубами. (Молчать)
Длинный язык у тебя. (Болтливый человек)
Злые языки. (Недобрые сплетни)
Остёр на язык. (Критикует)
Что на уме, то на языке.(Говорит всё подряд)
Сорвалось с языка. (Несдержанность)
- Так говорят о человеческом языке. Язык – средство общения.
Но язык есть и у колокола. Это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё ест языки пламени, ледяные языки, языки волн. Есть язычки у обуви. Иностранные языки. А бывает ещё язык – дразнилка.
Рыжий, рыжий, конопатый
Убил дедушку лопатой.
- А вы часто дразните друг друга?
- А теперь прочитаем текст на с.120.
6) Работа по стр.121 “Русской азбуки”. Соотнесите рисунки и слова. (Стук в дверь)
(Голос за дверью) - Вам письмо!
- Спасите от смерти! На помощь!
У. Кто послал её?
Д. Птицы.
У. Чтобы им помочь, надо знать, какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная! Мороз и солнце! День чудесный! В лесу тихо.
Каким птицам не страшна зима?
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся белый чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
клёст своих птенцов.
Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?
Д. Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики.
У. Не страшна птицам зима, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.
(Появляются дятел и клёст)
Д. Чего ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
К. Да нет, Дятел, это я радуюсь!
Д. Нашёл время радоваться…
К. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Д. В такой мороз – птенцы? Да они замёрзнут!
К. Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет их, как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
У. Ребята, почему у клёста птенцы зимой выводятся?
Д. Потому что им есть, что кушать.
У. Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме есть корм. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клестов клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Д. Подкармливать птиц.
Практическая работа
У. Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
(Дети рассматривают образцы семян, лежащие на партах в конвертиках.)
- Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.
Корм для птиц
- Подсолнечника (все птицы)
- Семена овса (овсянки, синицы)
- Арбуза (синицы, поползни)
- Пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы)
- Тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи)
- Кедровых орешков (поползни, дятлы)
- Рябины, калины (снегири, свиристели)
- Льна (все птицы)
- Клевера (щеглы, чечётки, воробьи, синицы)
- Сало, мясо (очень любят синицы)
- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.
(К доске выходят 6 учеников в шапочках птиц - сорока, снегирь, воробей, синица, клёст, щегол)
Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.
Синица. Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное сало, от солёного у птиц животы болят!
Клёст. Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков.
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
У. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.
- Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто ещё не сделал, сделайте.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поёт таёжная овсянка. (Включается запись с голосом таёжной овсянки)
Итог: Какие птицы у нас остаются? Как вы им можете помочь?
В каком случае буква “Я” обозначает два звука, а в каком – один.