Открытый интегрированный урок по обучению грамоте и окружающему миру в 1-м классе "Буква Я – показатель мягкости согласных звуков. Как помочь птицам

Разделы: Начальная школа


Цели.

1) Раскрыть функцию буквы “я” в качестве показателя мягкости согласных звуков.

2) Способствовать развитию навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

3) Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность.

4) Дать представление о жизни птиц зимой; познакомить с мероприятиями по охране птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование.

1) Плакат с изображением зимующих птиц.

2) Чучела птиц.

3) Шапочки птиц.

4) Раздаточный материал: семена для птиц.

5) Cлайды “ Виды кормушек”.

6) Gластинка “ Голоса птиц”.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

Тут, зверюшки и пичужки,
Игры, песни – всё для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу! В добрый час!

2. Работа над новым материалом.

1) Наблюдение за мягкими и твёрдыми согласными звуками. Чтение слов с доски:

МЫЛ – МИЛ – МЕЛ – МЯЛ

ВЫЛИ – ВИЛЫ – ВЯЛЫ – ВЕЛИ

- Сравните звучание первых согласных звуков в каждой паре слов. Какими буквами они обозначены? Обратите внимание на гласную после них.

Вывод: буква “ы” пишется после твёрдых согласных, а буква “и”, “е”, “я”- после мягких.

Чтение слогов и слов с доски:

МЯ ТЯ ЛЯ ДЯ СЯ РЯ
МЯТА ТЯГА КОЛЯСКА ДЯТЕЛ КОСЯК КОРЯГА

Обобщение: после мягких согласных звуков в словах пишется буква “я”. Она напоминает, что согласные буквы перед ней при произношении вслух надо читать мягко.

2) Прочитайте слова:

красная         сладкая

крупная         садовая

ароматная     лесная

- Что представили? (Ягоды)

Чтение текста на с.118 “Земляника”. Выборочное чтение.

- Что Катя ответила о землянике?

- Как Валя охарактеризовала землянику?

- Какие аргументы привела Катя?

- Что Оля рассказала о землянике?

- Как Коля разрешил спор девочек?

Повторное чтение текста.

Пересказ текста (подробный).

3) Кто больше запомнит слов.

Ярко, ярче января
В январе горит заря.
Я люблю тебя, январь,
Яркий- яркий, как янтарь.

4) Чтение текстов на с 119. Дать понятие о диалоге.

Словарь: яблоко, смородина, малина.

5) Значение слова “языки”. Пословицы о языке.

Учись держать язык за зубами. (Молчать)

Длинный язык у тебя. (Болтливый человек)

Злые языки. (Недобрые сплетни)

Остёр на язык. (Критикует)

Что на уме, то на языке.(Говорит всё подряд)

Сорвалось с языка. (Несдержанность)

- Так говорят о человеческом языке. Язык – средство общения.

Но язык есть и у колокола. Это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё ест языки пламени, ледяные языки, языки волн. Есть язычки у обуви. Иностранные языки. А бывает ещё язык – дразнилка.

Рыжий, рыжий, конопатый
Убил дедушку лопатой.

- А вы часто дразните друг друга?

- А теперь прочитаем текст на с.120.

6) Работа по стр.121 “Русской азбуки”. Соотнесите рисунки и слова. (Стук в дверь)

(Голос за дверью) - Вам письмо!

- Спасите от смерти! На помощь!

У. Кто послал её?

Д. Птицы.

У. Чтобы им помочь, надо знать, какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная! Мороз и солнце! День чудесный! В лесу тихо.

Каким птицам не страшна зима?

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся белый чиж.

Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
клёст своих птенцов.

Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?

Д. Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики.

У. Не страшна птицам зима, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.

(Появляются дятел и клёст)

Д. Чего ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?

К. Да нет, Дятел, это я радуюсь!

Д. Нашёл время радоваться…

К. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Д. В такой мороз – птенцы? Да они замёрзнут!

К. Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет их, как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

У. Ребята, почему у клёста птенцы зимой выводятся?

Д. Потому что им есть, что кушать.

У. Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме есть корм. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клестов клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?

Д. Подкармливать птиц.

Практическая работа

У. Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.

(Дети рассматривают образцы семян, лежащие на партах в конвертиках.)

- Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.

Корм для птиц

  • Подсолнечника (все птицы)
  • Семена овса (овсянки, синицы)
  • Арбуза (синицы, поползни)
  • Пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы)
  • Тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи)
  • Кедровых орешков (поползни, дятлы)
  • Рябины, калины (снегири, свиристели)
  • Льна (все птицы)
  • Клевера (щеглы, чечётки, воробьи, синицы)
  • Сало, мясо (очень любят синицы)

- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.

(К доске выходят 6 учеников в шапочках птиц - сорока, снегирь, воробей, синица, клёст, щегол)

Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.

Синица. Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное сало, от солёного у птиц животы болят!

Клёст. Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков.

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

У. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.

- Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто ещё не сделал, сделайте.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поёт таёжная овсянка. (Включается запись с голосом таёжной овсянки)

Итог: Какие птицы у нас остаются? Как вы им можете помочь?

В каком случае буква “Я” обозначает два звука, а в каком – один.