Ход урока
1. Актуализация темы.
Сегодня мы поговорим о праздниках.
- А что такое праздник?
-Что вы представляете, когда слышите слово «праздник»?
Прочитать толкование этого слова в словаре.
Зачитать объяснение из словаря.
- Напишите, какие праздники вы знаете.(на листах)
Прикрепить их на доске.
- На какие группы можно разделить?
Народные – отмечаются всеми людьми , независимо от национальной принадлежности и религии. |
Профессиональные – отмечаются людьми всех профессий |
Государственные – устанавливаются Указом президента РФ |
Семейные |
- Объясните, почему так называются? Слайд №1
2. Работа по теме.
- Задание по группам. Распределить праздники по группам.
1 группа
Государственные |
27 августа – День Кино; |
Профессиональные |
|
Народные |
2 группа
Государственные |
24 мая – День славянской письменности и культуры; |
Профессиональные |
|
Народные |
3 группа
Государственные |
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды. |
Профессиональные |
|
Народные |
- Прочитайте, как вы распределили праздники? Слайды №2,3,4
- Какие из этих праздников отмечает ваша семья?
- О каких праздниках вы узнали впервые?
- Где мы можем узнать о дате праздника, как он называется?
- Как в календаре обозначаются праздники?
- Положите перед собой карманный календарь. Рассмотрите его и скажите, какие праздники там отмечены?
- Где можно узнать даты народных и профессиональных праздников?
Об этих праздниках мы узнаем из средств массовой информации: телевидение, радио, газеты, интернет. А еще из отрывного календаря.
Задание по группам:
1 группа: узнать какой праздник отмечают
8 июля |
День семьи, любви и верности. |
15 марта |
Всемирный день защиты потребителя |
25 января |
День студента |
К какой группе их можно отнести? (Народные.)
2 группа: узнать какой праздник отмечают
13 января |
День российской печати |
10 февраля |
День дипломатического работника |
17 июля |
День металлурга |
К какой группе их можно отнести? (Профессиональные.)
3 группа: узнать какой праздник отмечают
10 марта |
День архивов |
25 октября |
День таможенника |
12 января |
День работников прокуратуры Р.Ф. |
К какой группе их можно отнести? (Профессиональные.)
Слайды №5, 6, 7
- Где мы можем найти информацию об истории возникновения праздника?
3. Исследовательская работа
Работать будем по группам. У каждой группы свой объект исследования. Прочитать.
Какая цель вашего исследования? Прочитать.
- Что мы можем узнать в результате исследования?
- Прочитайте, какие результаты исследования у вас должны получиться.
1 группа
Объект исследования: Праздник Севера.
Цель исследования: изучить историю возникновения праздника.
Результат исследования:
- дата возникновения праздника;
- вид праздника
- объяснить значение праздника для государства
- праздник в нашем городе
- атрибуты праздника
- Что такое атрибуты?
Атрибут – необходимый постоянный признак, принадлежность
Вы будете пользоваться источниками, которые я для вас подобрала.
Что такое источники информации?
Источник – все, что может нам рассказать о прошлом
Источники:
- буклет «Музей истории полярных Олимпиад»;
- комплект цветных фотооткрыток «Праздник Севера»;
- библиографический указатель литературы «По старым традициям – к новым победам» к 70-летию Праздника Севера;
- стихи о Празднике Севера.
Отчет по исследованию:
- вид праздника_______________________________________
- дата возникновения__________________________________
- из каких городов были участники_________________________________
- программа праздника_____________________________________
- праздник в годы войны______________________________________
- почему назван международным______________________________
- где проходят соревнования в наши дни______________________________
- программа праздника в наши дни________________________________
- эмблема________________________________
- атрибуты праздника________________________________________________
- значение праздника для нашей страны______________________
2 группа:
Объект исследования: День Рыбака.
Цель исследования: изучить историю возникновения праздника;
Результат исследования:
- дата возникновения праздника;
- вид праздника
- объяснить значение праздника для государства
- праздник в нашем городе
- атрибуты праздника
Источники:
- Азбука Кольского полуострова. Выпуск № 5.
- газета «Вечерний Мурманск», 11 июля 2009 год
Отчет по исследованию:
- вид праздника_______________________________________
- дата возникновения__________________________________
- документ о праздновании дня рыбака________________________
- программа праздника_____________________________________
- другое название праздника__________________________________
- эмблема________________________________
- атрибуты праздника________________________________________________
- значение праздника для нашей страны______________________
3 группа:
Объект исследования: День России
Цель исследования: изучить историю возникновения праздника.
Результат исследования:
- дата возникновения праздника;
- вид праздника
- объяснить значение праздника для государства
- праздник в нашем городе
- атрибуты праздника
Источники:
- Сборник «Любимые стихи к праздникам»
- Галина Шалаева «Большая книга российских праздников»
- Ты и твоя Родина
- Детская энциклопедия «Государственные символы России»
Отчет по исследованию:
- вид праздника_______________________________________
- дата возникновения__________________________________
- документ о праздновании дня независимости_______________________
- программа праздника_____________________________________
- другое название праздника__________________________________
- атрибуты праздника________________________________________________
- значение праздника для нашей страны______________________
Результат исследования вписать в отчет.
Работа с литературой, подготовка выступления, отчет о проделанной работе.
Отчет первой группы по плану. Слайд № 8.
К празднику Севера всегда выпускалось много значков. Кто из вас видел такие значки? Я приготовила небольшие коллекции значков, посвященных этому событию. Рассмотрите их. Что мы можем узнать, рассматривая значки.
Слайд №9
- Год проведения праздника
- Вид спорта
- Эмблему
- Какой по счету праздник
Отчет второй группы поплану
Рассказ учителя. Главные мероприятия в рамках праздника начинаются с возложения цветов к мемориальным доскам и памятным знакам памяти рыбакам и капитанам.
Слайд №10
7 июля 2005 года на дом № 40 на улице Капитана Орликовой в Мурманске, была установлена мемориальная доска в честь прославленной женщины-капитана Валентины Яковлевны Орликовой.
Орликова Валентина Яковлевна (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан БМРТ, единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
После войны она становится капитаном китобойного судна «Шторм». В 1953 году ее пригласили работать в Москву в Министерство рыбного хозяйства. Но капитанский мостик зовёт Валентину Яковлевну - в 1955 году она возвращается в Мурманск. Здесь Орликова начинает осваивать новые суда - большие морозильные рыболовецкие траулеры и становится первой женщиной-капитаном БМРТ.
Её именем назван траулер, построенный в ГДР. В честь одной из первых в стране женщин-капитанов дальнего плавания, Героя Социалистического Труда названа улица города Мурманска. Жители города называют Валентину Орликову «гордостью Мурманска», «легендарным капитаном», «душевным человеком»...
В 12.30 сигнальный гудок судовыми сиренами торговых и рыболовецких траулеров, стоящих в этот день у причалов рыбного и морского портов, оповещает о начале торжественного митинга у памятника рыбакам и кораблям, погибшим при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны (ул. Шмидта, 43, напротив здания управления ОАО «Мурманский Траловый флот»).
Слайд №11
Отчет третьей группы по плану.
Рассказ учителя. День России главный праздник нашей страны. Мы Россияне и должны жить по главному закону нашей страны – Конституции нашего государства. Слайд №12
Указ Ельцина. Слайд №13
Главные символы страны
Герб – по-латыни – трава. В старину ее считали вечной, как сама земля. По мнению некоторых ученых, отсюда произошло и слово «герб» - вечный символ, переходящий из поколения в поколение. Другие ученые считают, что слово произошло от немецкого, обозначающее наследство.
Флаг – есть такое понятие – «Национальные цвета». Как правило, именно они составляют цветовую основу государственного флага. Какие у нас национальные цвета? Что они обозначают?
- Белый – мир, чистота, благородство;
- Синий – небо, честность, правда;
- Красный – огонь, любовь, смелость, великодушие;
Гимн – первая европейская страна, где был учрежден государственный гимн, -Голландия. Интересна история нашего гимна. После распада СССР в 1991году, Россия единственная республика не имела собственного гимна. Почти 10 лет гимн России исполнялся без слов. Только 8 декабря 2000 года был принят закон о Гимне РФ. Где исполняется?
Как нужно вести себя во время исполнения гимна?
- Выслушивается стоя
- Мужчины снимают головные уборы
Итог
- С какими видами праздников познакомились?
- Что нового узнали о праздниках?
- О каких праздниках еще хотите узнать подробнее?