Организация проектной деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного подхода требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:

- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;

- развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формируют не просто умения, а компетенцию, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализуют принципы связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди них принадлежит методу проектов - одному из наиболее адекватных современным условиям методов развития творческой активности учащихся.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Метод проектирования выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  1. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; ее обилие не приводит к системности знаний.
  2. Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
  3. Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися - воспроизводящий, знания оторваны от жизни.
  4. Субъект - объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися. [1]

Наибольшее распространение данный метод получил в средних и старших классах школы. Однако умения и навыки, которые формирует проектирование, необходимо развивать уже на начальной ступени образования. Вот поэтому проблема изучения эффективности использования метода проекта в начальном звене представляет педагогический интерес и является актуальной.

Несмотря на огромный выбор литературы, организация проектной деятельности младших школьников наиболее полно раскрыта только в учебно-методическом комплекте "Планета знаний" под общей редакцией И.А. Петровой. За три года работы по данному комплекту учебников был накоплен некоторый опыт, который и нашел отражение в данной работе.

Из разнообразия инновационных направлений выбран метод проектов по нескольким причинам:

- метод проектов позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом целей по любому учебному предмету;

- это метод - гуманистический, который обеспечивает не только успешное освоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и к друг к другу;

- метод проектов позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес, практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни;

- проект сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Любой проект, независимо от вида, имеет одинаковую структуру:

1. Начало (определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы).

2. Планирование (анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в команде).

3. Исследование (сбор и уточнение информации, обсуждение и выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта). Результатом работы над проектом, или, иначе говоря "выходом проекта" является продукт. От выбора его формы зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной, а предложенные решения полезными. Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача.

Возможные продукты проектной деятельности:

- web-сайт

- костюм

- атлас

- видеофильм

- макет

- муз. произведение

- выставка

- письмо

- газета

- праздник

- журнал

- сказка

- справочник

- словарь

- стенд

- игра

- статья

- карта

- сценарий

- коллекция

- картина

- приготовленная пища

- экскурсия

Выполнение данных примеров продуктов приемлемо для проектной деятельности младших школьников.

4. Презентация проекта. Выбор формы презентации проекта - задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности, и требует учета материальных возможностей, способностей участников проекта - артистических, художественных, организационных и т.д.

Виды презентации проектов:

- деловая игра

- спектакль

- спортивная игра

- инсценировка

- научный доклад

- научная конференция

- пресс- конференция

- соревнования

- праздник

5. Рефлексия (анализ выполнения проекта)

Таким образом, метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащихся и стремление учителя "напичкать" своих подопечных стандартным набором знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки учителей. От него требуется:

- умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

- умение организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся;

- переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых методов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов;

- владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

- умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный, эмоциональный настрой;

- владение компьютерной грамотностью.

В комплекте учебников "Планета знаний" проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники учатся:

- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

- находить источники информации;

- извлекать информацию, относящуюся к теме (у младших школьников не сформированы навыки самостоятельной работы по поиску нужной информации, поэтому на начальном этапе проектной деятельности учитель должен подсказывать детям, к каким книгам или другим источникам они могут обратиться.);

- планировать работу над проектами;

- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

- доводить начатое дело до конца.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

Этапы проектной деятельности

1-й блок работы

1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).

3. Сбор информации детьми.

4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини- энциклопедии, картотеки и др.

2-й блок работы

1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.

2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3. Реализация проектов.

4. Презентация проектов.

Например, во 2 классе по предмету "Окружающий мир" после изучения раздела "Мы живем на планете Земля" учащимся могут быть предложены следующие темы проектов:

  • "Все о Луне";
  • "Солнечная система"
  • "Голубая планета"
  • Кроме них, ребят заинтересовали темы:
  • "Известные космонавты";
  • "Космическая техника"

Следующим этапом работы является определение источников информации, ее поиск. Потом ребята выбирают проекты:

1. Сочинения по темам:

- "Я хочу стать космонавтом";

- "Мой друг - инопланетянин".

2. Рисунок "Мы - дети Солнца";

3. Книжка - самоделка " Юный космонавт"

Презентация проектов может пройти в форме выставки "Мы - дети Солнца".

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор проекты, отличающиеся:

видом деятельности:

- изготовление поделок и создание др. творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели, и т.д.);

- подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);

- проведение исследований;

  • количеством участников;
  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  • количеством этапов;
  • набором и иерархией ролей;
  • необходимостью привлечения взрослых.

Самые простые коллективные проекты - это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини- проекты. Объединение мини- проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями.

Например, по теме "Будь здоров" каждый может найти дело по душе и интересу и выбрать один из проектов:

1. Плакат "Скажи "Нет!" вредным привычкам"

2. Рисунки "В здоровом теле - здоровый дух"

3. Исследования по темам "В какое время дня лучше готовить домашнее задание?", "Нужна ли утренняя зарядка?", "Компьютер - друг или враг?"

4. Коллективный проект - праздник "Дорога к доброму здоровью", в подготовке которого могут принять активное участие родители учащихся.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Таким образом, практика показывает, учебно-проектная деятельность реально способствует формированию у школьников набора умений и навыков самостоятельной работы и опыта самообразования. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по предметам, вырабатывать ответственность, формируют и развивают умения, планируют и принимают решения. Работа над проектом в коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитания, обязанность выполнения заданий в намеченные сроки, тщательность и добросовестность в работе, взаимопомощь, равноправие, свободу в выражении мыслей, учит отстаивать свои взгляды и идеи.

Но в ходе работы выявляются и трудности:

  1. Работа над проектом - объемная, кропотливая (поиск информации, чтение литературы, написание сочинений, рефератов, подготовка презентации). При этом возникает опасность перегрузки учащихся.
  2. Иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. В этом случае необходимо проанализировать причины неудач (трудоемкость, сложность проекта, не соответствие темы интересам школьника) и устранить их.
  3. Недостаточное владение компьютерной грамотностью учащихся, отсюда и недостаточное использование современных возможностей современных компьютерных технологий.
  4. Самое сложное для учителя - выполнение роли консультанта, хочется подсказывать, руководить работой.

Отсюда, рекомендации по организации проектной деятельности учащихся:

Проекты проводить не часто, исключая большие временные затраты.

Трудоемкость и сложность проектов должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.

В ходе проектной деятельности использовать возможности информационных технологий.

Создавать проекты межпредметной направленности.

Стимулировать учащихся к участию в проектной деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.
  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. 2003. №6.
  5. Громова Т. Проектная деятельность в учебном процессе. Учитель. 2006. №4.
  6. Желтовская Л.Я. Обучение во 2 классе по учебнику "Русский язык" Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. М: АСТ: Астрель, 2005.
  7. Желтовская Л.Я. Обучение в 3 классе по учебнику "Русский язык" Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. М: АСТ: Астрель, 2006.
  8. Желтовская Л.Я. Обучение в 4 классе по учебнику "Русский язык" Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. М: АСТ: Астрель, 2007.
  9. Кац Э.Э. Обучение в 4 классе по учебнику "Литературное чтение": программа, методические рекомендации, тематическое планирование. М: АСТ: Астрель, 2007
  10. Ивченкова Г.Г. Обучение во 2 классе по учебнику "Окружающий мир" Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. М: АСТ: Астрель, 2005
  11. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru