Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.
Задачи:
- формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
- воспитывать положительное отношения к учёбе.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.
Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?
2. Актуализация знаний
– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.
Остановка «Догадайся!»
– Послушайте логическое упражнение:
В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)
– Определите, какие орфограммы
встречались в этом упражнении и
сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо
сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие
по стране "Орфография". Орфография –
это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с
ней подружиться, чтобы не допускать на письме
ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что
такое орфограмма?»
(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды
Остановка «Чистюлька»
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.
– Посмотрите на
доску.
4 слайд –
Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они
обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие,
звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда
мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.
3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности
Остановка "Познавай-ка"
Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший
1) На этой остановке нас ждёт загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста)
5 слайд
– Это новое словарное слово. Запишите его в
тетрадь, подберите слова-родственники и
запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный
лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка,
которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?
2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь
капустой.
6 слайд
Без капусты – щи не густы
3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)
– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)
Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.
(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)
– А если капусты и других овощей уродилось на
огороде много, то как мы говорим про такой урожай?
(Богатый, большой, хороший).
7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите
его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово?
(хороший ученик, хороший друг). Подберите
противоположное слово (антоним).
Остановка "Проверяй-ка"
– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните
орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная
труба».
8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак,
прищурил, щупальца.
Физкультминутка
4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации
Остановка "Вспоминай-ка"
– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням
1-й уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2-й уровень.
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).
3-й уровень.
Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
Остановка "Думай-ка"
– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
(Интерактивный плакат) 11 слайд
5. Подведение итогов и формулирование выводов
Остановка "Конечная"
– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на
уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про
изученные орфограммы.
(Рассказывают подготовленные дети)
1 учащийся:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
2 учащийся:
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
3 учащийся:
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
Домашнее задание.
Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!