Проектно-исследовательская деятельность – залог эффективности воспитательной работы с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа


Приоритетным направлением развития современной системы образования является задача формирования творческой интеллектуальной личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира и самостоятельно находить решения возникающих задач. Ученики младших классов – особенный народ. Им все интересно, увлекательно, нужно. От игры до новых открытий – рукой подать! «Человек рождён для мысли и действия» - так говорили мудрецы в древности, так же актуально эти высказывание в наше современное время. Велика роль учителя – первого наставника и путеводителя в море знаний подрастающего поколения. Поэтому так важно не упустить драгоценных минут общения, сотрудничества взрослого и маленького человека, вовремя увидеть, раскрыть и развить способности ученика, направить процесс саморазвития и самореализации в нужное русло.

В начальных классах каждый учитель пытается организовать свою воспитательную деятельность на начальном этапе школьной жизни так, чтобы дети почувствовали себя значимо, комфортно в детском коллективе. Учит правильному общению между сверстниками, уважительному отношению к взрослым, прививает любовь к учебному и бытовому труду, развивает способности каждого ученика.

В каждом классе сплочение коллектива проходит через организацию самоуправления, выполнения поручений по дежурству, работе актива класса и школы. Каждый учитель пытается сплотить коллектив через выполнение общего дела – это и экскурсии, и участие в общешкольных мероприятиях, и конкурсах в городе, регионе, стране. Очень важно учителю увидеть вовремя тот огонёк интереса к определённому вопросу в глазах ребятишек, поддержать и развить в увлекательный длительный процесс общего дела. Я этот огонёк заметила на уроках окружающего мира. Мы изучали учебный материал по теме «Развитие растения из семени». Это был январь. В рабочей тетради на печатной основе вырезали и наклеили картинки этапов развития растений от семени до плода. Я молчу, а они на меня глядят. В глазах вопрос: «Это правда? Так развиваются растения?» Первоклассники молчать долго не могут.

Задаю встречный вопрос: «Хотите пронаблюдать сами этот процесс?»

«А как это сделать?» И закрутилась наша работа. Семена, почву подобрали с помощью родителей, горшки – половина бутылки из-под воды для питья в классе. На уроке труда в феврале посеяли, накрыли плёнкой и стали ждать всходов.

И не правда, что ребятишки маленькие, озорные, всё перевернут! На одной парте 25 горшков разместили, не по одному разу заглядывали на дню и ни разу не перевернули, не залили водой. Сорняки увидели - спрашивают «Можно выдернуть?». Пульверизатор 2 года выдержал (видно прочный попался). Дежурные – цветоводы ухаживали, оберегали растения ежедневно. Приходится устанавливать порядок! А когда огурцы зацвели, потом появилась завязь, пошли в рост маленькие огурчики - тут предела радости не было. Это надо было видеть своими глазами. Угощают всех плодами своего труда - настоящими, ароматными, хрустящими огурцами.

Сколько знаний, открытий сами сделали: не все семена всходят, даже взошедшие погибают – у каждого семени своя жизненная сила. Наши сосны, ели на подоконнике погибают, а южным мандаринам, финикам, лимонам хорошо живётся. Кедру помогали взойти – скорлупу сняли, а семена-то сгнили. И гиацинты у нас цвели к Новому году и Рождеству. Картошку вырастили на подоконнике. Копают и среди крупной свежей картошки попалась старая, полусгнившая. Только на минуту поморщились и тут же сразу нюхают: «Землёй пахнет!».

 

Разными способами размножали растения и в разных условиях растили – экспериментировали. В дневник наблюдения записывали результаты. А в третьем классе в стеснённых условиях выращивали растения. Это и во флорариумах (стеклянных вазах), и в стиле бонсай формировали крону фикусов Бенджамина, и ландшафтные композиции оформляли с кактусами.

Учились не просто сажать и растить, но и проводить наблюдения (сейчас «Дневник наблюдения» уже в компьютере), сравнивать, оформлять результаты исследований, делать выводы, создали «Дневник юного исследователя» (Приложение 1. Брошюра). Защищать перед публикой свой труд достойно и успешно тоже надо научиться. И здесь мои ребята оказались на высоте. 4 года держим 1 место на городском конкурсе «Природная лаборатория». На Всероссийской детской конференции исследовательских работ «Первые шаги в науке» защитили работу «Развитие растений в разных условиях» и получили Диплом 1 степени в 2008 году. В 2009 снова, уже другая работа «Развитие растений в стеснённых условиях», защищается успешно – Диплом 1 степени и Золотой Знак Отличия.

В 4 классе наряду с общей коллективной работой «Выращивание плодовых растений в комнатных условиях» ведётся работа по созданию собственных проектов. Увидели проблему – поделились с одноклассниками и вот уже сообща формулируют проблему, ставят цели, планируют задачи, выдвигают гипотезы, помогают в оформлении, делятся необходимой литературой. И всё у моих ребят получается! 23 проекта защищали перед жюри из родителей, администрации. Надо было видеть глаза ребят, полные уверенности, достоинства, гордости за свой труд, преодоление робости. На любой вопрос давали достойный ответ.

 

 

Но не это важно. Я увидела в глазах детей не только удовлетворение от полученных знаний (это они осмыслят потом), от успехов, а в том, что у ребят появилась такая сплочённость, единение вокруг общего дела, что зазнайству, высокомерию нет места. Все хотят выступать, тем не менее, выбирают тех, кто достойно защитит их общее дело и это не всегда отличники. Ребята несут грамоту в класс – это наша грамота, классная.

Набираю новый класс и с тревогой смотрю в будущее. Будут ли они такими же любознательными, отзывчивыми, активными. Станут! Я в этом убеждаюсь постоянно. Этот набор детей дальше пошёл. Сажают вместе с родителями деревья в городском сквере, около школы и всё лето бегают к своим посадкам, оберегают, поливают. Сами не ломают, и у других ребят рука не поднимается безобразничать.

 

Родители главные и непосредственные помощники в наших общих делах. С радостью и готовностью помочь отзываются они на все наши начинания, предлагают свои варианты решения многих проблем: организация экскурсий, выезд на природу, приобретение необходимых материалов для исследований, проведение классных часов, поездка на конкурс в Москву. Родители понимают всю значимость проводимой работы. Они настоящие сотрудники в деле воспитания детей.

Смотрю на свою работу и не вижу ничего такого нового, особенного. Так же как в любом классе дежурят ребята в группах по 4-5 человек каждый день. Группы сформированы с учётом места жительства и интересов детей. В конце недели подводят итоги совместных дел, а каждую четверть меняют поручения. Каждый ребёнок в течение года сможет реализовать себя в роли командира, хозяйственника, цветовода, санитара, игровика. Результаты дежурства отмечают в «Экране дежурства» с помощью цветовых сигналов. Дети правильно оценивают свою работу и ценят внимание учителя к своим стараниям. Некоторые недели дежурят без отметки в экране – добровольно и ещё прилежнее. Так же как во всех классах выбран и действует актив класса из ребят с организаторскими способностями, который переизбирается каждый год.

Ценность такой целенаправленной работы вижу в сплочении коллектива детей, учителей и родителей. Воспитывается как бережное отношение к растениям, так и друг к другу. В классе царит атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантного отношения между сверстниками. Они дружелюбны, отзывчивы на доброту, правильно воспринимают строгость и требовательность, прислушиваются к критике и самокритичны, занимаются самовоспитанием и самообразованием. Дети учатся прилежно, развивают свои способности, успешно и охотно выступают на олимпиадах разного уровня: в классе, в Лицее, городе, по Интернету, «Познание и творчество» г. Обнинска. Участвуют успешно в разнообразных конкурсах различной тематики. Грамоты приносят и из воскресной школы и из мест отдыха за границей России. Дети ведут здоровый активный образ жизни.

Роль учителя в воспитательном процессе велика. Учитель не просто организует деятельность учащихся, но и не позволяет угаснуть интересу к общему делу. Исследовательская работа – высокий уровень сложности деятельности, как учителя, так и ученика. Осилит этот вид работы учитель заинтересованный, знающий и любящий свой предмет. Один мой преподаватель в институте всегда говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь»,- классный руководитель, как никто другой, понимает смысл этих слов.