Задачи урока:
-
Образовательные:
а) совершенствовать навыки устных и письменных вычислений;
б) формировать умение выполнять арифметические действия с многозначными числами и прогнозировать результат;
в) учить решать задачи на движение -
Развивающие:
а) развивать внимание, память, логическое и творческое мышление;
б) способствовать развитию воображения;
в) активировать познавательную деятельность. -
Воспитательные:
а) воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
б) формировать умение работать в парах и группах.
Ход урока
I. Организация учеников на урок
II. Логически познавательные задания
1) 16824 26184
- Прочитайте числа.
- Что общего в записи этих чисел? Составьте ещё 2 числа.
- Уменьшите первое число на 5 единиц тысяч, сосчитайте.
- На сколько надо увеличить второе число, чтобы изменилась цифра II разряда? Сосчитайте.
2) ۰ 270, 360, 450, 540, ۰
- В какой последовательности записаны числа?
- Что общего в записи этих чисел? (числа круглые, сумма цифр в записи числа равна 9)
- Назовите крайние числа этого ряда, соблюдая закономерность.
- На какие числа делятся все эти числа?
- Разделите:
360:2 540:6 630:3 360:9 180:10 360:5 450:2 630:10
3) 12, 31, 33, 14, 31, 53, ۰ , ۰
- Можно ли установить закономерность записи чисел этого ряда?
- Закономерность становится очевидной, если объединить по три цифры: (123, 133, 143, 153).
- Назовите эти числа.
- Что интересного заметили?
- Назовите следующие два двузначных числа в этом ряду (16, 31).
III. Арифметическая часть урока
Устно.
1) Наблюдаем числовые выражения.
73۰36 + 73۰64
71۰37 + 71۰63
- Составьте следующее выражение, соблюдая закономерность
(69۰38 + 69۰62) - Как удобнее сосчитать?
(73۰100; 71۰100; 69۰100) - Наблюдаем равенства
140۰12 + 140۰18 = 140۰a - При каком значении а равенство будет верным?
500۰(9۰2) = (500۰)۰ - Найдите рациональный способ вычисления.
3) Беглый счёт.
а) Объясните приём вычисления:
25۰25 = 625 (Первую цифру числа увеличиваем на 1:2+1=3. Результат умножаем на первую цифру числа: 2۰3=6. К результату мысленно справа приписываем 25)
75۰75 = 7+1 = 8 → 7۰8 = 56 → 5625 15۰15 = 1+1 = 2 → 1۰2 = 2 → 225 45۰45 = 4+1 = 5 → 4۰5 = 20 → 2025 По вариантам:
I в. II в. III в. 55۰55 65۰65 95۰95
б) Умножение чисел от 12 до 19.
Объясните приём счёта:
18۰13 = 234 (К первому множителю 18 прибавляем 3 ед. второго множителя: 18+3=21. Приписываем к результату 0, получаем число 210, прибавляем произведение числа единиц первого и второго множителя 8۰3=24. 210+24=234)
16۰12 = 16+2 = 18 → 180 → 6۰2 = 12 → 180+12 = 192 14۰17 = 14+ = → → ۰ = → + =
15۰13 17۰12
4) Прогнозируем результат арифметического действия с многозначными числами.
- 10366-4239 – назовите последнюю цифру разности;
- 734۰27 – назовите последнюю и первую цифру произведения;
- 33132:11 – назовите вторую цифру частного;
- 12303:9 – назовите последнюю цифру частного.
IV. Самостоятельная работа на карточках
Работаем по алгоритму:
Прогнозируем результат → считаем → сверяем с прогнозируемым результатом.
1 вариант
2 вариант
Взаимопроверка.
V. Работа в парах (на карточках)
Расшифруйте закодированное слово.
364+426 = 820–307 = 18900:3 = 72۰11 = 45۰45 = 217:7 =
к о л и г а 2025 513 790 792 6300 31 Логика – последовательность рассуждений, помогает рассуждать над задачей.
VI. Решение задач
Актуализация знаний
1) Устно:
- С какими величинами вы познакомились при решении задач на движение?
- Какую величину можно вычислить, зная скорость и время?
- Автобус за 3 часа прошёл расстояние 120 км.
Поставьте вопрос. Вычислите его скорость. - Автомобиль шёл со скоростью 80 км/ч и был в пути 30 мин. Какое расстояние он прошёл за это время?
- Скорость катера 64 км/ч, а ледокола 40 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 1 час движения?
- Скорость катера на 24 км/ч больше скорости моторной лодки. На сколько км катер удаляется от моторной лодки за 1 час?
2) Письменно:
а) На доске чертёж. Составьте условие задачи. Запишите решение задачи самостоятельно.
Один ученик решает на индивидуальной доске.
Рассматриваются 2 способа решения задачи.
б) Составьте чертеж, запишите решение задачи выражением. Звучит аудиозапись.
Два голубя на расстоянии 720 м вылетели навстречу друг другу со скоростями 19 м/с и 17 м/с. Через какое время они встретились?
Взаимопроверка.
3) Работа с учебником. Учитель предлагает две задачи разного уровня сложности. Ученики выбирают одну задачу и записывают решение.
4) Коллективный разбор задачи повышенного уровня сложности. Условие проектируется на доску (мультимедиа). Ученики рассуждают, коллективно составляют план решения. Решение задачи записывают в тетради.
Из двух городов, находящихся на расстоянии 200 км друг от друга, одновременно вышли два поезда в одном направлении. Товарный поезд шёл со скоростью 75 км/ч, а пассажирский 100 км/ч. Через сколько часов пассажирский поезд догонит товарный?
VII. Геометрическая часть урока
Работа в группах. Ученики получают карточки.
Решение геометрических задач и вычисление материальных затрат.
I группа. Маляры. На 1 м2 – 300 г краски.
1 кг краски – 90 руб.
Вычислить: S стен, расход краски, стоимость краски.II группа. Плиточники. На 1 м2 – 16 плиток.
1 плитка – 30 руб.
Вычислить: S пола, кол-во плиток, стоимость плиток.III группа. Плотники. На 1 м2 – 20 дощечек.
1 дощечка – 40 руб.
Вычислить: S зала, кол-во дощечек, стоимость материала