«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности».
В.П. Кащенко.
Особенностью современного этапа формирования социального опыта детей- сирот с особенностями развития является то, что оно проходит в период переоценки в обществе жизненных и нравственных ценностей. Имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта:
- особенности развития;
- стремление обвинять в своих бедах окружающих;
- низкий уровень коммуникативных навыков;
- эмоциональная нестабильность
- …«тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве…»;
- иждивенческая позиция(«нам должны», «дайте»),отсутствие бережливости и ответственности;
- инфантилизм;
- «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
А.А. Архипова анализирует факторы, которые являются основными «мишенями» социализации детей-сирот в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. К ним относятся:
- фактор семейной депривации;
- фактор снижения социальной активности;
- фактор ограниченного общения.
Исследования показывают, что процесс социализации воспитанников, усвоение социального опыта, освоения и приобретения системы социальных связей может проходить успешно. при условии правильно организованной воспитательной деятельности.
Целью воспитательной деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, является обеспечение условий для гармоничного развития ребенка- сироты и подготовка его к самостоятельному жизнеустройству.
Важной задачей является адаптация воспитанников школы-интерната с коррекционно-развивающей направленностью.
Коррекционно-развивающая среда предполагает: саморазвитие ребёнка-сироты, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, готовить его к успешному освоению социального опыта, развивать адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности. Партнерские отношения, сопричастность воспитателя к делам и поступкам детей-сирот с особенностями развития( позиция « мы вместе», а не «над»)- всё это становится возможным при условии четкой системы воспитателя, как проводника и носителя нравственной культуры.
Деятельность воспитателя в процессе коррекционно-развиваюшего сопровождения предполагает:
- овладение воспитателями основ педагогической культуры, её форм и методов;
- индивидуальный подход;
- системность и последовательность;
- выявление интересов и склонностей;
- учет потенциальных возможностей ребенка;
- создание условий для раскрытия и самореализации индивидуальности воспитанника.
Коррекционно-развивающая среда в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната обеспечивает:
- создание системы позитивно действующих факторов;
- разработку разновариативных модулей коррекционно-развивающих занятий, мероприятий и т.д.;
- создание психолого-педагогического сопровождения с учетом личностных особенностей, склонностей и способностей;
- организацию досуговой деятельности, ориентированную на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации.
Воспитательный процесс в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната строится на включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.
В научной литературе (А.В.Волков, М.И.Рожков) вариативно-программный подход рассматривается как предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка-сироты.
Мы предлагаем рассматривать вариативно- программный подход как творческий целенаправленный процесс взаимодействия «воспитатель-воспитанник»:
- развитие резервных потенциальных возможностей детей;
- развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, как основы компенсации его дефектов;
- формирование компенсаторных механизмов ребёнка;
- формирование профессионального самоопределения с учетом адекватных соотношений к выбранной профессии и возможного потенциала .
Таким образом, формирование социального опыта детей-сирот с особенностями развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната - это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в социуме.
Список литературы.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе . Под редакцией В.В.Воронковой .М.,Школа-Пресс,2004.
- Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников.- В.Р.Шмидт. Т.Ц. «Сфера» 2005г.
- Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений/;под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.-5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.
- Формирование профессионального самоопределения: Программа для учащихся старших классов.-М.:МГПИ,2010.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Подобие для учителей и студентов дефектологич. ф-тов пед.ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой-М.:Школа-Пресс,1994.
- Коррекционная педагогика:Т.Г.Никуленко,С.И.Самыгин.-2-е изд.-«Феникс, МарТ» 2010.
- Найди свое призвание. В помощь выпускникам школ интернатного типа/Государственный Центр профориентации и психологической поддержки населения.М.,2002.