Организация воспитательного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Разделы: Коррекционная педагогика


 «Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности».
В.П. Кащенко.

Особенностью современного этапа формирования социального опыта детей- сирот с особенностями развития является то, что оно проходит в период переоценки в обществе жизненных и нравственных ценностей. Имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта:

  • особенности развития;
  • стремление обвинять в своих бедах окружающих;
  • низкий уровень коммуникативных навыков;
  • эмоциональная нестабильность
  • …«тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве…»;
  • иждивенческая позиция(«нам должны», «дайте»),отсутствие бережливости и ответственности;
  • инфантилизм;
  • «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

А.А. Архипова анализирует факторы, которые являются основными «мишенями» социализации детей-сирот в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. К ним относятся:

  • фактор семейной депривации;
  • фактор снижения социальной активности;
  • фактор ограниченного общения.

Исследования показывают, что процесс социализации воспитанников, усвоение социального опыта, освоения и приобретения системы социальных связей может проходить успешно. при условии правильно организованной воспитательной деятельности.

Целью воспитательной деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, является обеспечение условий для гармоничного развития ребенка- сироты и подготовка его к самостоятельному жизнеустройству.

Важной задачей является адаптация воспитанников школы-интерната с коррекционно-развивающей направленностью.

Коррекционно-развивающая среда предполагает: саморазвитие ребёнка-сироты, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, готовить его к успешному освоению социального опыта, развивать адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности. Партнерские отношения, сопричастность воспитателя к делам и поступкам детей-сирот с особенностями развития( позиция « мы вместе», а не «над»)- всё это становится возможным при условии четкой системы воспитателя, как проводника и носителя нравственной культуры.

Деятельность воспитателя в процессе коррекционно-развиваюшего сопровождения предполагает:

  • овладение воспитателями основ педагогической культуры, её форм и методов;
  • индивидуальный подход;
  • системность и последовательность;
  • выявление интересов и склонностей;
  • учет потенциальных возможностей ребенка;
  • создание условий для раскрытия и самореализации индивидуальности воспитанника.

Коррекционно-развивающая среда в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната обеспечивает:

  • создание системы позитивно действующих факторов;
  • разработку разновариативных модулей коррекционно-развивающих занятий, мероприятий и т.д.;
  • создание психолого-педагогического сопровождения с учетом личностных особенностей, склонностей и способностей;
  • организацию досуговой деятельности, ориентированную на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации.

Воспитательный процесс в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната строится на включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.

В научной литературе (А.В.Волков, М.И.Рожков) вариативно-программный подход рассматривается как предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка-сироты.

Мы предлагаем рассматривать вариативно- программный подход как творческий целенаправленный процесс взаимодействия «воспитатель-воспитанник»:

  • развитие резервных потенциальных возможностей детей;
  • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, как основы компенсации его дефектов;
  • формирование компенсаторных механизмов ребёнка;
  • формирование профессионального самоопределения с учетом адекватных соотношений к выбранной профессии и возможного потенциала .

Таким образом, формирование социального опыта детей-сирот с особенностями развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната - это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в социуме.

Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе . Под редакцией В.В.Воронковой .М.,Школа-Пресс,2004.
  2. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников.- В.Р.Шмидт. Т.Ц. «Сфера» 2005г.
  3. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений/;под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.-5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.
  4. Формирование профессионального самоопределения: Программа для учащихся старших классов.-М.:МГПИ,2010.
  5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Подобие для учителей и студентов дефектологич. ф-тов пед.ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой-М.:Школа-Пресс,1994.
  6. Коррекционная педагогика:Т.Г.Никуленко,С.И.Самыгин.-2-е изд.-«Феникс, МарТ» 2010.
  7. Найди свое призвание. В помощь выпускникам школ интернатного типа/Государственный Центр профориентации и психологической поддержки населения.М.,2002.