Факультативный курс "Прикладная физика. Физические величины и их измерения". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Класс: 7.

Проводит учитель физики (можно интегрировать с учителем истории-экономики).

Оформление и оборудование кабинета: плакаты с текстом:

  • «Физика! Какая емкость слова!
    Физика – для нас не просто звук.
    Физика – опора и основа
    Всех без исключения наук!»

  • «Наука начинается с тех пор,
    как начинают измерять»
    Д.И. Менделеев;

3 «банкомата», жетоны (разноцветные кружки), лепестки с заданиями, 3 конверта – «пакеты акций», магнитофон, рисунки, рисунки метрической системы мер, «5» – как медали, зерна гороха, риса, гречки, проволока.

План занятия:

  1. Накопление капитала.
  2. Денежные операции (кредит в банке не менее 1000 у.е. под 20%).
  3. Риск.
  4. Вложение капитала.
  5. Аукцион.
  6. Денежные операции
  7. Подведение итогов занятия. Награждение участников.

Ход занятия

Звучит музыка. (Песня: «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь, учат в школе...»)

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек.

Имя тому царству – ПРИРОДА,
А королевой в царстве была, несмотря на почетный возраст,
Гордая, мудрая красавица ФИЗИКА.
Из столетия в столетие она
Училась разбираться в своем хозяйстве,
Умению управлять или распоряжаться в нем.
Человек не сразу признал власть королевы.
Тогда она собрала войско из самых любознательных,
Самых терпеливых людей и научила их замечать
Физические явления, их взаимосвязь,
пользоваться физическими измерениями.

– Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время,
Парочка физиков мечтали вдвоем
Измерять температуру, плотность объем.
Трое физиков, построившись в ряд
Измеряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят на «смотрины»,
Измерять какие-нибудь другие
Физические величины!

Тема занятия: «Прикладная физика. Физические величины и их измерения».

Цели факультативного курса: познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями. Умение показать единство теории физики с другими науками (математикой, экономикой и т.д.)

Учитель: в условиях экономического кризиса нужно уметь проводить финансовые операции и накапливать капитал, поэтому наше занятие мы назовем: «Бизнес и физика».

Класс разбит на 3 команды. В команде есть свой банкир, который ведет учет заработанного капитала. Стартовый капитал каждой команде 500 у.е.

I. Накопление капитала.

Командам предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 100 у.е., если команда не отвечает на вопрос, она не получает «деньги».

  • Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится джин? (Газ).
  • Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову флакон французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившимся? (Распространение запаха – диффузия).

  • Что изучает полководец, если путь, пройденный им от солдата до маршала, разделит на время своей безупречной службы? (Скорость продвижения по службе).
  • Прибор для измерения массы? (весы)
  • Физическая величина, измеряемая в м/с? (скорость)
  • Прибор для измерения давления? (барометр)

Учитель: Перед тем, как проводить денежные операции, необходимо освоить метод измерения размеров малых тел способом рядов.

План измерений:

  1. Измерить длину ряда: l = ... мм
  2. Количество частиц (витков): n = 10
  3. Определяем размер частицы (толщина): d = l/n

II. Денежные операции.

Каждая команда берет в банке кредит 1000 у.е. За предоставленную услугу банк берет 20% от взятой суммы.

III. Риск.

На столе расположена рулетка с карточками в виде разноцветных лепестков, каждая команда по очереди раскручивает рулетку и вытягивает выпавший ей лепесток.

Лепестки:

  1. Вы – банкрот.
  2. Ремонт оборудования обошелся вам в 300 у.е.
  3. Ваше состояние ушло с молотка.
  4. Ваш конкурент дарит вам 200 у.е.
  5. у вас день рождения и вы получаете в подарок от конкурента 100 у.е.
  6. Вас посетил рэкетир и забрал 200 у.е.
  7. Рост цен на сырье принес вам убыток в 300 у.е.
  8. Неожиданный подарок родственнику разорил вас на 100 у.е.
  9. Заплатите штраф за нарушение экологии 100 у.е.
  10. Вы заключили выгодную сделку и получили доход в 500 у.е.
  11. Вас посетил рэкетир и забрал 200 у.е.
  12. У вас сгорел склад, и вы понесли убыток 200 у.е.
  13. Удачная коммерческая операция принесла доход в 1000 у.е.
  14. Стихийное бедствие нанесло вам убыток в 500 у.е.
  15. Вы получили наследство 500 у.е.
  16. Экспорт продукции принес доход в 400 у.е.

IV. Вложение капитала.

Команды с помощью рулетки разыгрывают и выкупают у банка пакеты акций.

Пакеты акций (200 у.е., 300 у.е., 400 у.е.)

  1. Определить размер частиц гречки способом рядов (200 у.е.)
  2. Определить размер частиц риса способом рядов (300 у.е.)
  3. Определить размер частиц гороха способом рядов (400 у.е.)

V. Аукцион.

Определить толщину листа книги способом рядов. (400 у.е.)

  • Какую физическую величину мы измеряем? (длина).
  • Какие существовали и существуют единицы длины, каково их происхождение (Смотри: книга для чтения по физике, составитель И.Г. Кириллова, г. Москва, Просвещение», 1986 г. «Из истории метрической системы мер», стр. 7-10)

VI. Риск.

Раскручивается рулетка, и разыгрываются остальные лепестки.

VII. Денежные операции.

Команды подсчитывают доходы, отдают банку кредит (1000 у.е. и 20% ссуды). Банкиры подсчитывают выручку.

Командам предлагается высказать свое мнение о игре «бизнес и физика»

VIII. Подведение итогов.

Учитель: Ваши знания помогли «заработать вам денежные средства, поэтому все награждаются поощрительными призами.

Литература:

  1. Книга для чтения по физике, составитель И.Г. Кириллова, город Москва, «Просвещение», 1986. «Из истории метрической системы мер», стр. 7-10.