Цель: привитие интереса к предмету; развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, развивать логическое мышление учащихся.
Оборудование: декорации на сцене (мероприятие проходит в актовом зале), листы для записи решений, мультимедийное оборудование, презентация.
Правила игры:
- В игре принимают участие две команды.
- Задания даются одинаковые и одновременно. Нужно записать на листе решение и представить членам жюри.
- За правильное решение команда получает жетон.
- За нарушение дисциплины команда штрафуется (должна вернуть один жетон).
- Победителем считается та команда, которая набрала наибольшее число жетонов.
Сказка «По щучьему велению» (Слайд №1)
Действующие лица: Емеля. Царь. Марья – царевна, вельможа. Невестки, Щука
Ведущий: Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
Невестки: - Сходи, Емеля, за водой, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Ведущий: А он им с печки:
Емеля: - Неохота...
Ведущий: Поворчал – поворчал Емеля, но делать нечего, слез с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь и думает:
Емеля:
Если рыба чуть в сторонке-
Будь то щука иль карась,
Почему, скажите, в рыбу
Трудно острогой попасть?
Ведущий: Ребята, помогите Емеле ответить на его вопрос.
(Дети отвечают: изображение в воде мнимое, приподнятое к поверхности)
Ведущий: Увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: (Слайд №2)
Емеля: Вот уха будет сладка!
Щука: Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
Емеля: На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука: Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?
Емеля : Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
Щука: Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только:
"По щучьему веленью, по моему хотенью".
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой...
Слайд №3.
Ведущий: Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами и приговаривает:
Емеля:
Два ведра прошли 2 км со скоростью 2 км/ч.
С какой скоростью двигалось каждое ведро?
Ведущий: Ребята, помогите Емеле, самому ему не справиться.
(Ответ: 2 км/ч)
Ведущий: Прошло, много ли, мало ли времени - невестки говорят ему.
Невестки: Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеля: Неохота...
Ведущий: Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь...(Слайд №4.)
Ведущий: Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут. Видит Емеля:
Емеля:
Упало большое бревно. Его нужно расколоть или распилить
На метровые куски. Каждый разрез выполняется за 2 мин.
За сколько минут можно разрезать пяти метровое бревно?
Ведущий предлагает ребятам решить эту задачу. ( Ответ: 8 минут)
Ведущий: Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:
Невестки: Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. Не поедешь – братья подарков тебе не привезут.
Ведущий: Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани, говорит потихоньку:
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, сани, в лес...(Слайд №5.)
Ведущий: Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...
Ведущий: Смотрел – смотрел Емеля на работу топора и придумал такую загадку:
Емеля:
Два дровосека решили поспорить:
кто больше деревьев срубит.
Первый рубил весь день без перерыва, а второй делал перерыв.
В итоге первый спор проиграл.
Что делал дровосек во время перерыва?
(Ответ: точил топор)
Ведущий: Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой...
Ведущий: Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока...
(Слайд №6)
Ведущий: Дубинка выскочила - и давай колотить. А Емеля посмеивается и приговаривает:
Емеля: Дубинка бьет за 1 секунду 1 удар. Интересно, за какое время она ударит 12 раз? (Ответ: за 11 секунд)
Ведущий: Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец. Офицер не мог справиться с Емелей, и посылает царь своего самого набольшего вельможу:
Царь: Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Ведущий: Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля. И стал его уговаривать, подарками заваливать.
Ведущий: Емеля подумал-подумал:
Емеля: Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю... Слайд №7.
Ведущий: Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Пока Емеля едет. Ребята решите задачу, а то вы что-то заскучали:
В 12 часов дня из деревни на царский двор отправилась печка вместе с Емелей.
Через час от царского дворца вельможа едет встречать Емелю по той же дороге.
Кто будет дальше от царского дворца – Емеля или вельможа - в момент встречи?
(Ответ: они будут на одинаковом расстоянии)
Ведущий: Царь глядит в окно, дивится: Емеля на печи едет. В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
Слайд №8.
Емеля: По щучьему веленью. по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит... Ступай, печь, домой...
Ведущий: Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает. А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
Царь: Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Ведущий: Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь: Приказываю Емеля я тебе решить задачу на иностранном языке: решишь -возьмешь себе в жены царевну, а не решишь – быть беде.
«СКОЛЬШИЦЫ КОШИЦЫ БУДИЦА ДЕТШИЦЫ СОШИЦЫ РОКШИЦЫ ПЛЮСШИЦЫ СЕМЬШИЦЫ?
Ведущий: Закручинился Емеля, что делать ? Отвечать надо.
Емеля: «СОЦА РОКЦА ВОТЦА СЕМЬЦА»
Царь: «САРИКИ ДИСЬРИКИ БАЛРИКИ БЕСКРИК» Балбес ты Емеля , не справился ты с задачей:
Ведущий: Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью царевну, засмолили и бочку в море бросили. Надо помочь Емеле и царевне на волю выбраться. (Слайд №9.)
Вблизи берега на волнах качалась бочка.
Прилив поднимает воду за 1 час на 15 см.
Через какое время вода покроет всю бочку?
(Никогда, бочка поднимается вместе с водой)
Ведущий: Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:
Емеля: Где же это я?
Царевна: Я - Марья-царевна. Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...
Ведущий: Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
Царевна: Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
Емеля: А мне неохота...
Ведущий: Тут она стала его еще пуще просить.
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей...(Слайд №10.)
Ведущий: Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Дворец окружен рвом с водой. Как же через него перебраться? Видят они две доски длиной точно как ширина рва. Подумали они подумали и придумали как через ров перебраться. А вы, ребята, справитесь с этой задачей?
Рис. 1
Ведущий: Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка. А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было. И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. (Слайд №11)
Емеля: Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Ведущий: Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
Царь: Кто же ты такой добрый молодец?
Емеля: А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю.
Ведущий: Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
Царь: женись на моей дочери Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Ведущий: тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Литература:
- Русская народная сказка « По щучьему велению»
- Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы/ авт.- сост. Ю.В. Щербакова, И. Ю. Гераськина. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство « Глобус», 2010.
- Математика. Предметная неделя в школе ( методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков « Математика+ игра», альбомы « Математика= интеллект») / авт.-сост.: Г.И.Григорьева, - М.: Глобус, 2008.