Непрерывная личностная образовательная среда детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


От учителей начальных классов требуется умение организовать учебную работу так, чтобы детьми было усвоено содержание начальной ступени образования. Работу приходится строить исходя из специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные, в подавляющем большинстве случаев, объективными обстоятельствами. Чаще всего эти трудности выражены следующим образом: недоразвитие речи, неумение связно выражать свои мысли, малые знания и представления об окружающем мире, несовершенство зрительного восприятия, социальные причины.

В подавляющем большинстве “трудные дети”, как правило, заложники (продукты) низких духовно-нравственных ценностей, существующих в семье.

  • НРАВСТВЕННОСТЬ – Ожегов С.И. Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
  • Нравственность (БЭС, 1991 г.) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм. Нравственные нормы получают обоснования в виде идеалов добра и зла, справедливости.
  • ДУХОВНОСТЬ – Ожегов С.И. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
  • ДУША (БЭС, 1991 г.) – внутренний психический мир человека.

О культурных ценностях семьи можно судить по стилю высказываний родителей, по их отношению к школе, к учителям, к учебной деятельности детей. Родители, которые преступили закон, совершили тяжкие преступления, приехавшие из сельской местности и ближнего зарубежья, где не смогли получить хорошего образования и говорящие дома на родном языке, в неполных семьях,не всегда могут сами усвоить уровень требований к ученикам 1-2 классов. В результате дети перестают стараться, формируется безразличное отношение к учебе и ухудшается дисциплина, или стараются, но дома отсутствует помощь и контроль, что так же приводит к низкой успеваемости. Эта проблема уже стала актуальной, поскольку таких детей, к сожалению, становится все больше.Для преломления (изменения) этой тенденции необходимо как можно раньше сформировать и привить в сознании такие этические нормы, которые убедят ребенка в ценности духовных и интеллектуальных интересов.

  • ЭТИКА – совокупность норм поведения. Впервые термин употребляется Аристотелем. Этика часто понималась как наука о природе человека (антропология). В системе И. Канта этика – наука о должном. Он развил идеи автономной этики, основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах.Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

Ждановой Е.Д. разработаны и реализованы положения по теме преемственности всех ступеней обучения (единое образовательное пространство).

С целью сохранения и укрепления физического и психологического здоровья организована благоприятная адаптационная среда при переходе от дошкольного к начальному образованию (использован личный опыт работы в дошкольном учреждении социального типа).

Эта среда предполагает обязательное обеспечение следующих условий:

  1. формирование желания посещать школу;
  2. создание психологической комфортности для детей, не посещающих дошкольные учреждения;
  3. преемственность ступеней обучения в образовательной системе «Школа 2100».

С учетом преобладающего фактора – “трудных подростков“, предложена система программ обучения в 1…4 классах, которая при формировании личностной образовательной среды постоянно ориентирована на культурное, духовно-нравственное воспитание и возможно более полную самоактуализацию учащихся, мотивируя максимальную личную заинтересованность ребенка в результатах обучения.

Поскольку этика, являясь философским учением о морали, ее принципах, изучает также и ее роль в обществе, то руководством к действию может являться тезис: ”Чем выше в обществе роль нравственных, духовных и интеллектуальных интересов, тем выше общественное сознание и совершеннее общество“. Сформировать у ребенка такие убеждения без участия родителей весьма трудно. А принимая во внимание изменения в нашем обществе, воспитание отношения к понятиям добра и зла требует особого подхода.

Формирование целостной системы универсальных умений (ключевых компетенций), в которой ребенок приобретает статус субъекта учения, предполагает приобретение значительного объема разнородных знаний.

Знания приобретаются (заинтересованно или по заданию учителя)

ЦЕЛЬ – развитие творческой личности, формирование высших нравственных ориентиров, воображения, фантазии. Ориентирование на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой и наукой.

Без понятия красоты (добра) не получится формирования творческой личности, воспитания духовности:

Целью создания музея “ПЛАНЕТА СКАЗОК” является формирование в сознании учащихся младших классов понятия “культурные ценности”. Он призван передать детям принципы реального жизненного опыта, народной мудрости, основные понятия человеческих ценностей, добра и зла.

Сказка обладает великой силой правды и любви, и с этим ничего не могут сделать злые силы. Задача музея – показать многообразие персонажей сказки, которые в своей совокупности составляют определенную систему образов. Раскрываются эти образы через народное искусство:

Кроме того, для формирования в сознании ребенка убеждений о приоритетах интеллектуальных, духовных, творческих, для расширения его представлений о возможностях самореализации в будущем проводятся следующие мероприятия:

Таким образом, реализация перечисленных выше программ и методик в процессе обучения позволяет добиваться естественной мотивации у подавляющего числа учеников, успешно развивает способность ребенка понимать смысл поставленной задачи и аргументировано оценивать собственные достижения. Иллюстрация некоторых результатов приведена ниже, на диаграмме.