От учителей начальных классов требуется умение организовать учебную работу так, чтобы детьми было усвоено содержание начальной ступени образования. Работу приходится строить исходя из специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные, в подавляющем большинстве случаев, объективными обстоятельствами. Чаще всего эти трудности выражены следующим образом: недоразвитие речи, неумение связно выражать свои мысли, малые знания и представления об окружающем мире, несовершенство зрительного восприятия, социальные причины.
В подавляющем большинстве “трудные дети”, как правило, заложники (продукты) низких духовно-нравственных ценностей, существующих в семье.
- НРАВСТВЕННОСТЬ – Ожегов С.И. Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
- Нравственность (БЭС, 1991 г.) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм. Нравственные нормы получают обоснования в виде идеалов добра и зла, справедливости.
- ДУХОВНОСТЬ – Ожегов С.И. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
- ДУША (БЭС, 1991 г.) – внутренний психический мир человека.
О культурных ценностях семьи можно судить по стилю высказываний родителей, по их отношению к школе, к учителям, к учебной деятельности детей. Родители, которые преступили закон, совершили тяжкие преступления, приехавшие из сельской местности и ближнего зарубежья, где не смогли получить хорошего образования и говорящие дома на родном языке, в неполных семьях,не всегда могут сами усвоить уровень требований к ученикам 1-2 классов. В результате дети перестают стараться, формируется безразличное отношение к учебе и ухудшается дисциплина, или стараются, но дома отсутствует помощь и контроль, что так же приводит к низкой успеваемости. Эта проблема уже стала актуальной, поскольку таких детей, к сожалению, становится все больше.Для преломления (изменения) этой тенденции необходимо как можно раньше сформировать и привить в сознании такие этические нормы, которые убедят ребенка в ценности духовных и интеллектуальных интересов.
- ЭТИКА – совокупность норм поведения. Впервые термин употребляется Аристотелем. Этика часто понималась как наука о природе человека (антропология). В системе И. Канта этика – наука о должном. Он развил идеи автономной этики, основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах.Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Ждановой Е.Д. разработаны и реализованы положения по теме преемственности всех ступеней обучения (единое образовательное пространство).
С целью сохранения и укрепления физического и психологического здоровья организована благоприятная адаптационная среда при переходе от дошкольного к начальному образованию (использован личный опыт работы в дошкольном учреждении социального типа).
Эта среда предполагает обязательное обеспечение следующих условий:
- формирование желания посещать школу;
- создание психологической комфортности для детей, не посещающих дошкольные учреждения;
- преемственность ступеней обучения в образовательной системе «Школа 2100».
С учетом преобладающего фактора – “трудных подростков“, предложена система программ обучения в 1…4 классах, которая при формировании личностной образовательной среды постоянно ориентирована на культурное, духовно-нравственное воспитание и возможно более полную самоактуализацию учащихся, мотивируя максимальную личную заинтересованность ребенка в результатах обучения.
Поскольку этика, являясь философским учением о морали, ее принципах, изучает также и ее роль в обществе, то руководством к действию может являться тезис: ”Чем выше в обществе роль нравственных, духовных и интеллектуальных интересов, тем выше общественное сознание и совершеннее общество“. Сформировать у ребенка такие убеждения без участия родителей весьма трудно. А принимая во внимание изменения в нашем обществе, воспитание отношения к понятиям добра и зла требует особого подхода.
Формирование целостной системы универсальных умений (ключевых компетенций), в которой ребенок приобретает статус субъекта учения, предполагает приобретение значительного объема разнородных знаний.
Знания приобретаются (заинтересованно или по заданию учителя)
ЦЕЛЬ – развитие творческой личности, формирование высших нравственных ориентиров, воображения, фантазии. Ориентирование на дальнейшие самостоятельные контакты с культурой и наукой.
Без понятия красоты (добра) не получится формирования творческой личности, воспитания духовности:
Целью создания музея “ПЛАНЕТА СКАЗОК” является формирование в сознании учащихся младших классов понятия “культурные ценности”. Он призван передать детям принципы реального жизненного опыта, народной мудрости, основные понятия человеческих ценностей, добра и зла.
Сказка обладает великой силой правды и любви, и с этим ничего не могут сделать злые силы. Задача музея – показать многообразие персонажей сказки, которые в своей совокупности составляют определенную систему образов. Раскрываются эти образы через народное искусство:
Кроме того, для формирования в сознании ребенка убеждений о приоритетах интеллектуальных, духовных, творческих, для расширения его представлений о возможностях самореализации в будущем проводятся следующие мероприятия:
Таким образом, реализация перечисленных выше программ и методик в процессе обучения позволяет добиваться естественной мотивации у подавляющего числа учеников, успешно развивает способность ребенка понимать смысл поставленной задачи и аргументировано оценивать собственные достижения. Иллюстрация некоторых результатов приведена ниже, на диаграмме.