Экскурсионная деятельность в образовательном процессе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Музей и школа - традиционная тема для московского образования. Она закономерно попала в поле зрения наших педагогов. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку он является важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ системы воспитания.

Экскурсионная деятельность – это процесс познания ребенком окружающего мира (“…мне интересно, я узнаю много нового…”).

В то же время, экскурсионная деятельность – это и процесс активного взаимодействия ребенка с окружающим его миром (“...я мыслю,..я знаю,..я действую…”). Являясь классным руководителем 4 “б” класса, поделюсь опытом работы.

Экскурсия – эффективная форма организации учебной деятельности школьников. Музейное дело развивает воспитательный эффект урока, выводя ребенка за пределы школы, заменяя классное обучение беседой в музейных залах, погружением в мир изучаемых предметов. Так, посещение Дарвиновского музея расширило представление детей о разнообразии животного мира, Тимирязевского – познакомило с природным сообществом леса, Политехнического музея – с богатствами Хозяйки Медной горы, полезными ископаемыми, музея “Забавушка” - с народными промыслами (включая мастер-класс по росписи Дымковской игрушки), музея “Огни Москвы” - с историй и развитием освещения нашего города (также с мастер-классом по росписи свечей).

Важное место я отвожу экскурсиям в организации проектной деятельности с классом. Эту работу стараюсь проводить в системе. Так, при работе над проектом “От А до Я” с первоклассниками мы побывали в Музее “Волшебный Букварь”, а готовясь к проекту по сказке А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, мы посетили интер-активную экскурсию в Музее Буратино и Пиноккио, в 3 классе, работая над проектом “Космос” к 50-летию полета в космос Ю.Гагарина, сходили в Планетарий Екатерининского парка, Политехнический музей (зал космоса), Музей Космонавтики.

Экскурсия является незаменимой формой воспитательного воздействия на ученика. И важно, на мой взгляд, это воздействие тоже осуществлять системно, от простого к сложному. Примером могут служить экскурсии сначала в Уголок дедушки Дурова, музей театра кукол имени С.Образцова, затем в музей Ретроавтомобилей, музей Мебели, музей Этномир и,наконец, в Третьяковскую Галерею.

Изучая родной город, также в системе, ребенок растет нравственно, развивается гармонично. Так, удачной оказалась экскурсия в 1 классе “Стены и башни Кремля”, во 2 классе – автобусная экскурсия по Москве, в 3 классе – экскурсия по московскому Кремлю и Оружейной палате.

Через экскурсионную деятельность возможно и постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира. Так, если в 1 классе знакомство со школой традиционно включало в себя обязательное посещение школьного Музея боевой славы 42 Смоленской Орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, то во 2 классе это уже была тематическая экскурсия по школьному Музею, а также посещения Музея В.Талалихина в школе № 480. В 3 классе нас заинтересовал Музей Танка Т-34 и Мемориал на Перемиловской высоте, а в 4 классе в канун 70 летия Битвы за Москву мы собираемся в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Педагогическая эффективность экскурсионной деятельности очевидна. Обучение и воспитание с помощью музея активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

При этом можно отметить определенные показатели умственного и психического развития младшего школьника. Это:

  • Усложнение речи, ведь словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих и исторических терминов, отрывков из литературных произведений.
  • Умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени.
  • Умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события.
  • Умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и, наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.

Через музейный всеобуч, как мне кажется, можно добиться:

  • Гармоничного развития личности детей на основе комплексного подхода к воспитанию.
  • Формирования у учащихся исторического сознания, креативного (творческого) отношения к действительности.
  • Преодоление девиантных (отклоняющихся от нормы) проявлений личности путем формирования ориентации на общечеловеческие ценности.

А более отдаленными во времени результатами можно считать и улучшение отношений с педагогами, родителями, повышение интереса к чтению научной, исторической и классической литературы, в том числе и к домашнему чтению вместе с родителями.

Предлагаю вашему вниманию Сводную таблицу “Экскурсионное сопровождение образовательного процесса”, где по каждому классу мною представлены некоторые музеи, посещение которых действительно считаю эффективным.

Экскурсионное сопровождение образовательного процесса

Класс Экскурсия Применение
1 класс Школьный музей

Музей “Забавушка”

Балашихинская Звероферма

Музей “Огни Москвы”

Музей “Волшебный Букварь”

Экскурсия “Стены и башни Кремля”

Музей - Уголок Дурова

Музей ретро-автомобилей

ОМ, ВР

ОМ, ИЗО и ХТ

ОМ,ЛЧ, ИЗО и ХТ

ОМ, ИЗО и ХТ

ЛЧ, ПД

ОМ, ВР

ОМ, ИЗО и ХТ

ОМ, КН

2 класс Школьный музей

Музей В Талалихина

Московский Зоопарк

Политехнический (У Хозяйки медной горы)

Музей Буратино и Пиноккио

Экскурсия по Москве

ВР и ГВ

ВР и ГВ

ОМ, ИЗО и ХТ

ОМ

ЛЧ, ПД

ОМ, ВР

3 класс Политехнический музей (Космос)

Музей Космонавтики

Экскурсия “Кремль и Оружейная палата”

Дарвиновский музей

Тимирязевский музей

Музей Васнецова

Планетарий

Музей Мебели

ОМ, ПД

ОМ,ПД

ОМ,ПД

ОМ, ЛЧ

ОМ, ЛЧ

Окруж, ИЗО и ХТ

Окруж, проектная

ОМ, КН

4 класс Политехнический музей (обзор)

Третьяковская Галерея

Музей ВОВ на Поклонной горе

Музей “Бородинская панорама”

Исторический музей

ОМ, ПД

КН, ОМ, ИЗО и ХТ

ГВ, ВР, ЛЧ, ОМ

ОМ,ВР

ОМ,КН

Важное место во всей этой работе я уделяю рефлексии. После посещения музея, после экскурсии обязательно следует продолжение (отзыв, рисунок, проект, опрос на уроке, беседа на перемене, обсуждение в группе продленного дня и пр.). Конечно же огромную помощь и поддержку я получаю от родителей моих учеников, которые в силу своей заинтересованности являются союзниками в моих начинаниях.

В качестве рефлекии к сегодняшнему выступлению, в свете ФГОС и формирования универсальных учебных действий младших школьников я предложила четвероклассникам ответить на три вопроса:

  1. Что вы узнаете во время экскурсий? (Много нового, интересного, полезного)
  2. Чему вы учитесь на экскурсиях? (Слушать и слышать, анализировать, применять на уроках и в жизни)
  3. Что вы чувствуете после экскурсий? (Радость от ума, новых знаний, счастье от общения, гордость за город, страну)

Это лишь некоторые ответы, которые я представила на диаграмме.

Таким образом, подводя итоги, хочу отметить, что музей:

  • Расширяя общеобразовательные знания, является могучим и дружественным помощником ребенку в развитии его интеллекта.
  • Служит целям обогащения когнитивной(познавательной) основы развития личности школьника, необходимой не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для последующей жизни.
  • Является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.

Я надеюсь, что эти материалы помогут вам, вашим детям и воспитанникам совершить путешествие в многообразный и удивительный мир музеев. Они могут быть полезны родителям и учителям, которые стремятся организовать досуг детей, подарить им радость открытий.

Презентация