Цели урока:
- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
- развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.
– Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)
– Какое слово получилось? (Родина)
– Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
IV. Беседа о том, что такое Родина.
– Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:
Учитель:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
1 ученик:
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
2 ученик:
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
V. Работа со стихотворением И. Никитина "Русь".
– Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.
Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»
– Как поэт называет нашу Родину? (Русь)
– Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.
– А как сейчас её называют? (Россия)
– Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век). Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
– Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)
– К чему призывает автор?
VI. Работа с книгой.
1. Подготовка к чтению рассказа.
– Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)
– Прочитайте название рассказа на доске.
– Как вы понимаете слово "Отечество"?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.
– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
2. Словарная работа.
– Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
– Кого вы видите?
– Что он делает?
– Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
– Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
– «Государство» – страна.
3. Первичное чтение произведения учителем.
4. Беседа по содержанию:
– Как называется рассказ, который я вам прочитала?
– Что нового вы узнали из рассказа?
5. Чтение рассказа по цепочке
6. Выборочное чтение:
– Почему автор называет Россию отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
7. Беседа по иллюстрации
– Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
– Кто изображён на иллюстрации сверху?
– Как зовут этого всадника?
– Что он делает?
– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
– А как изображено настоящее?
– А есть ли на земле другие государства?
– Где вы уже побывали, в каких странах?
– Скучали вы по родному дому? Почему?
– Хотелось ли вам возвратиться домой?
– А как всё это можно назвать?
– Может быть у человека две или три Родины?
– Почему?
– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
8. Игра "Собери пословицу"
- Своя земля и / в горсти мила.
- С родной земли –/ умри, не сходи!
- Всякому мила / своя сторона.
- Любовь к Родине / сильнее смерти.
- Родина краше солнца,/ дороже золота.
- Каждому свой / край сладок.
– Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
– Продолжи пословицу: Родина – мать, умей… (за нее постоять).
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
- знать ее историю,
- сохранять и преумножать ее богатства,
- беречь природу,
- всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
VII. Итог урока.
– Какой праздник отмечался в стране?
– Вы будущие защитники нашей Родины.
1 ученик:
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
2 ученик:
Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»