К.Д. Ушинский "Наше Отечество". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
  • формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
  • работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
  • развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.

– Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)

– Какое слово получилось? (Родина)

– Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.

IV. Беседа о том, что такое Родина.

– Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:

Учитель:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…

1 ученик:

А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.

2 ученик:

И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.

V. Работа со стихотворением И. Никитина "Русь".

– Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

– Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

– Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

– А как сейчас её называют? (Россия)

– Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век). Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

– Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)

– К чему призывает автор?

VI. Работа с книгой.

1. Подготовка к чтению рассказа.

– Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

– Прочитайте название рассказа на доске.

– Как вы понимаете слово "Отечество"?

– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.

– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

2. Словарная работа. 

– Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

– Кого вы видите?

– Что он делает?

– Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

– Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён) 

«Государство» – страна.

3. Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию: 

– Как называется рассказ, который я вам прочитала?

– Что нового вы узнали из рассказа?

5. Чтение рассказа по цепочке 

6. Выборочное чтение: 

– Почему автор называет Россию отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью?

– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

7. Беседа по иллюстрации 

– Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

– Кто изображён на иллюстрации сверху?

– Как зовут этого всадника?

– Что он делает?

– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)                                                           

– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

– А как изображено настоящее?

– А есть ли на земле другие государства?

– Где вы уже побывали, в каких странах?

– Скучали вы по родному дому? Почему?

– Хотелось ли вам возвратиться домой?

– А как всё это можно назвать?

– Может быть у человека две или три Родины?

– Почему?

– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

8. Игра "Собери пословицу"

  1. Своя земля и / в горсти мила.
  2. С родной земли –/ умри, не сходи!
  3. Всякому мила / своя сторона.
  4. Любовь к Родине / сильнее смерти.
  5. Родина краше солнца,/ дороже золота.
  6. Каждому свой / край сладок.

– Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.

– Продолжи пословицу: Родина – мать, умей… (за нее постоять).

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

  • знать ее историю,
  • сохранять и преумножать ее богатства,
  • беречь природу,
  • всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.

VII. Итог урока.

– Какой праздник отмечался в стране?

– Вы будущие защитники нашей Родины.

1 ученик:

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

2 ученик:

Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»

VIII. Домашнее задание.