Технология разноуровнего обучения

Разделы: Математика


В системе разноуровнего обучения в качестве базисной выбрана структура личности, которая включает в себя следующие составные части:

  1. индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;
  2. психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и другие;
  3. опыт, включающий знания, умения, привычки;
  4. направленность личности, выражающая её потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

В основе самой технологии лежит различие учащихся по уровню обучаемости.

При этом надо учитывать следующие важные факторы.

  • Первый фактор, на который надо обращать особое внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Обучение всех школьников в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, так как в действительности часть детей, как утверждают психологи, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.
  • Второй фактор заключается в том, что разноуровневый подход осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше учебного материала, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковый объём заданий, устанавливают различные требования к его усвоению.
  • Третий фактор, тоже очень важный, касается уровня преподавания. Он должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.
  • Ну и, конечно же, успех в обучении зависит от познавательной активности учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя, активизирует способности учащихся, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремится к их выполнению.

Все вышеизложенные факты я стараюсь использовать в своей работе. Это даёт свои результаты.

Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе урока.

Например, при проверке домашнего задания ученику общего уровня предложить решить задание с использованием тех правил, которыми он пользовался при выполнении домашней работы, для более способных – придумать задачу, обратную данной. А с учениками, испытывающими трудности в изучении математики, повторить все правила и прокомментировать решение домашнего упражнения. Здесь надо ещё учитывать то, что домашнее задание тоже даётся по группам. При этом преследуются различные цели. Для одних домашняя работа – это возможность повторить и закрепить знания и навыки, полученные на уроке, для других – попробовать применить их самостоятельно.

Очень интересно и эффектно используется творческая работа учащихся при создании текстовой задачи по определённой теме. Здесь можно проследить интеллект, воображение, начитанность учащегося, ну и, конечно, математические знания.

В последнее время я стала использовать разноуровневые домашние контрольные работы, после выполнения которых отвожу время на первом этапе уроке, чтобы ответить на возникшие в процессе работы вопросы. Как правило, их я даю перед контрольной работой, чтобы учащиеся подготовились к ней более серьёзно.

При объяснении нового материала особое внимание уделяю чёткому формулированию правил и применению их на конкретном примере.

По теме «График линейной функции» (7 класс) я построила урок таким образом.

Сначала повторили определение линейной функции и решили устно задание, в котором надо было выбрать из предложенных функций линейные. Затем предлагалась практическая разноуровневая работа, в которой учащиеся должны были найти несколько значений функций для произвольно взятых значений аргумента и построить эти точки в координатной плоскости. Более сильным учащимся – у = -2/3х + 4 , учащимся общего уровня – у = 0,5х – 2 , у = - 4 – 2х и учащимся базового уровня – у = х – 5. После построения учащиеся сделали вывод о том, что графиком линейной функции является прямая и для того, чтобы выполнить построение графика любой линейной функции достаточно взять две точки. Этот вывод сделали сильные учащиеся. Затем я предложила заметить им некоторые закономерности в расположении прямой, сравнить формулы, заданных функций и попытаться сделать умозаключения. В конце урока ещё раз повторили основные моменты, и были даны рекомендации для выполнения домашнего задания.

Уроки закрепления и обобщения учебного материала предполагают применение широкого спектра различных форм и методов обучения. Для этого можно использовать работу по группам разного уровня, уроки–практикумы, разноуровневая работа в течение всего урока, когда учитель индивидуально работает с каждым уровнем отдельно, выполняя различные задачи.

Тема урока: «Действия с десятичными дробями» 5 класс

Цели урока: Отработка навыков сложения, умножения, вычитания, деления дробей; применения этих правил при решении задач; тренировка памяти, внимания, логического мышления; развития интереса к математике.

Оборудование: Задания для блиц-турнира (устный счет), карточки для устного счета, индивидуальные задания.

Девиз урока: «Знания имей отличные по теме: «Дроби десятичные»

Ход урока.

1. Организационный момент. (7мин.)

Сегодня на уроке наша главная задача - отработать правила работы с десятичными дробями, что пригодится нам при решении задач и уравнений.

Давайте вспомним компоненты математических действий (фронтально).

А теперь послушаем правила выполнения действий с десятичными дробями.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

При сложеньи десятичных
Двух или нескольких дробей
Все получится отлично,
Не волнуйся, не робей.
Если выполнишь разумно
Вычисления простые,
То в слагаемых и в сумме
Непременно запятые,
Не напрасно говорят:
Попадут в один лишь ряд.

Умножение десятичных дробей.

Умножая дроби десятичные,
К запятым их, будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные,
А в произведении полученном,
Справа, запятую в каждом случае,
Отделяйте знаков столько,
три, пять, шесть…
Сколько их во множителях
вместе есть.

Какого действия с десятичными дробями мы не услышали? (Деление дробей.) Давайте вспомним его. Предлагаю вам попробовать придумать самим на данное правило стихотворение. Это будет домашнее задание по желанию.

2. Класс делится на группы.

Первая группа - решает задачу на движение с помощью уравнения. (время работы – 10-12 мин.) Состав группы: учащиеся общего и продвинутого уровня.

Задача.

Два пешехода находились на расстоянии 4,6 км друг от друга. Они пошли навстречу друг другу и встретились через 0,8 ч. Найдите скорость каждого пешехода, если скорость одного из них в 1,3 раза больше скорости другого.

Вторая группа принимает участие в блиц-турнире, где используется устный счет с десятичными дробями при решении задач одношаговых и двушаговых. (самостоятельно – 5мин.) Состав группы: ученики общего уровня.

Блиц

  • На пошив платья мама Ксюши израсходовала 2,6 м ткани, а мама Люды - на 1 м меньше. Сколько метров ткани пошло на пошив платья Люде?
  • Собственная скорость катера 10,6 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки и против течения.
  • Ширина прямоугольника 0,2 см, что в 4 раза меньше длины.

а) Найдите длину прямоугольника б) Вычислите площадь этого прямоугольника.

  • Женя за день съел 1,2 кг конфет, а Максим – 0,6 кг. Во сколько раз Максим съел конфет меньше, чем Женя?
  • Как изменится десятичная дробь, если в ней перенести запятую вправо через один знак?

Третья – работает с учителем, фронтально решают пример, где встречаются все действия с десятичными дробями, проговаривая еще раз правила работы с ними.

Состав группы: учащиеся минимального и недостигшие минимального уровня.

3. Самопроверка блиц-турнира (третья группа участвует при проверке).

Учащиеся объясняют и анализируют решение задач, отвечая на дополнительные вопросы учителя.

Затем, третья группа получает индивидуальные карточки с выбором ответа.

3,43 ∙ 0,12

74 ∙ 2,6

0,161 : 0,7

10,5 : 3,5

(82,834 + 8,066) : 0,9 – 0,9

17,98 : (1,6 + 1,3) ∙ 4,5

ответы: 0,23 ; 0,4116 ; 192,4 ; 3 ; 27,9 ; 100,1 ; 2,6.

Дополнительное задание для них: самостоятельное решение блиц-турнира с последующей самопроверкой.

4. Отчет первой группы о проделанной работе перед второй (с записью в тетрадь).

Дополнительное задание для первой и второй групп.

Мальчик решил определить длину моста через реку. Он заметил, что расстояние между двумя столбиками, на которых крепятся перила, равно двум шагам, а столбиков всего 30. Какова длина моста, если один шаг мальчика 0,4 м?

5. Итог урока.

Для выяснения учителем уровня подготовленности учащихся по данной теме используются сигнальные карточки трех цветов – красного («все понятно»), желтого («есть небольшие сложности»), зеленого («много проблем»).

Урок дал свои положительные результаты. Мы уходили с занятия с чувством полного удовлетворения от проделанной работы. Цели урока были достигнуты.